Концепция устойчивого развития России
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию была утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 года [19].
Следуя рекомендациям, изложенным в Документах ООН по окружающей среде и развитию, и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.
В первой части “Концепции” отмечается, что богатства природы, ее способности поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными, что возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека, что цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям. Переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды.
Во второй части “Концепции” отмечается, что к началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной, а ее негативное воздействие на окружающую среду, в расчете на единицу производимого продукта, существенно превышало показатели технологически передовых стран, значительная часть основных производственных фондов устарела, а 16 процентов территории страны, где проживает более половины населения, характеризуются как экологически неблагополучные.
В третьей части “Концепции” определены задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.
Переход к устойчивому развитию подразумевает последовательное решение ряда принципиальных задач:
- в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;
- добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
- ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.
Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:
- создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
- разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
- оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;
- формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.
В четвертой части “Концепции” подчеркивается важность регионов в достижении устойчивого развития. Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:
- формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально–экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;
- выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;
- осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
- развитие сельского хозяйства на основе прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;
- реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.
В пятой части “Концепции” сформулированы критерии принятия решений и определены показатели устойчивого развития.
Механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной и экологической сферах и предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков с соблюдением следующих правил:
- никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;
- ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов.
Для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств необходимо использовать показатели, характеризующие качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны обеспечивать безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах.
Основные показатели качества жизни:
- продолжительность жизни человека, ожидаемая при рождении и фактическая;
- состояние здоровья человека;
- уровень знаний и образовательных навыков;
- доход - валовый внутренний продукт на душу населения;
- уровень занятости;
- отклонение состояния окружающей среды от нормативов;
- степень реализации прав человека.
В качестве лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного потребления энергии и других ресурсов, а также количества отходов на душу населения или единицу валового внутреннего продукта.
В состав параметров устойчивого развития необходимо включить характеристики состояния окружающей среды, экосистем и охраняемых территорий. В этой группе показателей обязательно должны быть показатели качества атмосферы, вод, территорий, находящихся в естественном и измененном состоянии, лесов с учетом их продуктивности и степени сохранности, количества биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения.
В шестой части “Концепции” определяется место России в мировом сообществе в период перехода к устойчивому развитию. Приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:
- организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;
- активное участие в международных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;
- создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;
- стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;
- обеспечение экологических интересов нашей страны во внешнеэкономической деятельности.
Усилия России в области охраны окружающей среды должны быть сконцентрированы по следующим основным направлениям:
- сохранение биоразнообразия;
- защита озонового слоя от истощения;
- предотвращение антропогенного изменения климата;
- охрана лесов и лесовосстановление;
- борьба с опустыниванием;
- развитие и совершенствование системы особо охраняемых территорий;
- обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;
- решение проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем – таких, как сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе.
Седьмая часть “Концепции” определяет постепенность перехода России к устойчивому развитию. В этом переходе выделено три этапа.
Начальный этап связан с созданием необходимых условий, обеспечивающих возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады: природа, население, человек. Главное содержание этого этапа состоит в решении острых экономических и социальных проблем при всестороннем обосновании и строгом соблюдении экологических ограничений на хозяйственную деятельность. На этом этапе разрабатываются программы оздоровления окружающей среды в зонах экологического кризиса и начинается их планомерное выполнение. Начинают проводиться комплексные меры по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях, подготавливается организационная основа реализации этих мер.
Второй этап составляют основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, осуществляется экологизация процесса социально-экономического развития.
Третий этап связан с решением проблем гармонизации взаимодействия человека с природой. Этот этап перехода к устойчивому развитию осуществляется в масштабе всего мирового сообщества. Россия будет играть здесь ключевую роль, поскольку на ее долю приходится значительная часть ненарушенных экосистем.
В конечном счете, решив задачи третьего этапа, человечество придет к устойчивому развитию и вплотную подойдет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы).
РАЗДЕЛ II.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА