Философия софистов и Сократа

1. Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философовпедагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых:

- старших софистов (V в. до н.э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

- младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам,

но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

2. Для софистов характерно:

- критическое отношение к окружающей действительности;

- стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

- неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

- отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

3. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм:

- «То, что ты не потерял, ты имеешь;

- ты не потерял рога;

- значит, ты их имеешь».

Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

4. Несмотря на то, что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

- критически взглянули на окружающую действительность;

- распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

5. Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

- вне человеческого сознания ничего не существует;

- нет ничего раз и навсегда данного;

- что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

- если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

- вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»);

- окружающий мир относителен;

- объективное (истинное) познание недостижимо;

- существует только мир мнения.

Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию — и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

6. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469-399 гг. до н.э.).

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

- любое знание есть добро;

- любое зло - порок. Порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

- способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

- искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т.д.;

- открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

- ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

- воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».

7. «Сократические школы» - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относятся:

- Академия Платона;

- школа киников;

- киренская школа;

- лигарская школа;

- элидо-эретрийская школа.

Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет).

Киники - философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.

Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»).

Киренская школа основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики):

- выступали против изучения природы;

- высшим благом считали наслаждение;

- целью жизни видели наслаждение, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство - как средство для достижения наслаждения.

Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители - Евбулид, Диодор Крон.

Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.

Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики».

Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество.

Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?»

Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»

Киники - одна из философских школ Древней Греции сократического периода.

Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) - и проверка данного образа жизни на себе.

Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

- возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

- добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;

- отсутствие постоянного места жительства, скитания;

- паразитический образ жизни, попрошайничество;

- предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

- восхваление физической и духовной бедности;

- крайний аскетизм;

- замкнутость;

- критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

- непризнание авторитетов;

- воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

- неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

- отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

- концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;

- радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н.э., современник Александра Македонского) - наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена - «кинос», «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник»). В действительности название - от слова «Киносарг» - холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.

Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:

- жил в бочке;

- заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!»;

- выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);

- вывел понятие «гражданин мира» (космополит);

- отвергал брак;

- жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;

- не признавал никаких законов, кроме закона природы;

- гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;

- идеализировал жизнь первобытных людей и животных.

Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» - название портика в Афинах, где она была основана).

Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Элейским, автором так называемых «апорий» - парадоксов).

Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.

- ранняя стоя (III-II вв. до н.э.), представители - Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;

- средняя стоя (II-I вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний;

- поздняя стоя (I в. до н.э. - III в. н.э.) - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) - освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели - постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.

Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).

К характерным чертам стоической философии также относятся:

- призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);

- признание всесилия судьбы (фатум);

- признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом;

- определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;

- призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;

- признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;

- неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;

- оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;

- восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;

- высокий эстетизм в мыслях и поступках;

- осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;

- признание стремления к счастью высшей целью человека.

Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.

Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.

В своих произведениях философ:

- проповедовал идеи добродетели;

- призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;

- приветствовал покой и созерцание;

- был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;

- верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;

- преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»;

- считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;

- видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.

Марк Аврелий Антонин (121-180 гг. н.э.) - крупнейший римский философстоик, в 161-180 гг. - римский император. Написал философское произведение «К самому себе».

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

- глубокое личное уважительное отношение к Богу;

- признание высшим мировым началом Бога;

- понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

- объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;

- видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;

- разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку;

- признание основной причиной счастья отдельного человека - приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

- разделение души и разума;

- призывы к не сопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;

- размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;

- предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.