Философия софистов и Сократа
1. Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V - первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философовпедагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости).
Среди софистов выделяются группы так называемых:
- старших софистов (V в. до н.э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
- младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам,
но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
2. Для софистов характерно:
- критическое отношение к окружающей действительности;
- стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
- неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
- отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
3. Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.
Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм:
- «То, что ты не потерял, ты имеешь;
- ты не потерял рога;
- значит, ты их имеешь».
Данный результат достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.
4. Несмотря на то, что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:
- критически взглянули на окружающую действительность;
- распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).
5. Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:
- вне человеческого сознания ничего не существует;
- нет ничего раз и навсегда данного;
- что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;
- если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;
- вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким»);
- окружающий мир относителен;
- объективное (истинное) познание недостижимо;
- существует только мир мнения.
Одному из современников Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»; «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.
Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию — и вопрос темен, и людская жизнь коротка».
6. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469-399 гг. до н.э.).
Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:
- любое знание есть добро;
- любое зло - порок. Порок совершается от незнания.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
- способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
- искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т.д.;
- открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;
- ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
- воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».
7. «Сократические школы» - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относятся:
- Академия Платона;
- школа киников;
- киренская школа;
- лигарская школа;
- элидо-эретрийская школа.
Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет).
Киники - философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.
Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»).
Киренская школа основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики):
- выступали против изучения природы;
- высшим благом считали наслаждение;
- целью жизни видели наслаждение, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство - как средство для достижения наслаждения.
Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители - Евбулид, Диодор Крон.
Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.
Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики».
Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество.
Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?»
Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»
Киники - одна из философских школ Древней Греции сократического периода.
Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.д.) - и проверка данного образа жизни на себе.
Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:
- возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
- добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
- отсутствие постоянного места жительства, скитания;
- паразитический образ жизни, попрошайничество;
- предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
- восхваление физической и духовной бедности;
- крайний аскетизм;
- замкнутость;
- критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
- непризнание авторитетов;
- воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
- неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
- отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
- концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
- радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н.э., современник Александра Македонского) - наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена - «кинос», «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник»). В действительности название - от слова «Киносарг» - холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей:
- жил в бочке;
- заявил царю Александру Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце!»;
- выдвинул лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей);
- вывел понятие «гражданин мира» (космополит);
- отвергал брак;
- жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
- не признавал никаких законов, кроме закона природы;
- гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством;
- идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» - название портика в Афинах, где она была основана).
Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский (не путать с Зеноном Элейским, автором так называемых «апорий» - парадоксов).
Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов.
- ранняя стоя (III-II вв. до н.э.), представители - Зенон, Клеанф, Хрисипп и др.;
- средняя стоя (II-I вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний;
- поздняя стоя (I в. до н.э. - III в. н.э.) - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) - освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели - постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость.
Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности).
К характерным чертам стоической философии также относятся:
- призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
- признание всесилия судьбы (фатум);
- признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом;
- определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
- призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
- признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
- неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
- оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
- восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
- высокий эстетизм в мыслях и поступках;
- осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
- признание стремления к счастью высшей целью человека.
Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.
Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.
В своих произведениях философ:
- проповедовал идеи добродетели;
- призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии;
- приветствовал покой и созерцание;
- был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни;
- верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс;
- преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, «толпу»;
- считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;
- видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.
Марк Аврелий Антонин (121-180 гг. н.э.) - крупнейший римский философстоик, в 161-180 гг. - римский император. Написал философское произведение «К самому себе».
К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:
- глубокое личное уважительное отношение к Богу;
- признание высшим мировым началом Бога;
- понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;
- объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;
- видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;
- разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку;
- признание основной причиной счастья отдельного человека - приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;
- разделение души и разума;
- призывы к не сопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;
- размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;
- предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.