Первые философские (досократические) школы Древней Греции
1. Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII-V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.
К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
- милетская школа;
- школа пифагорейцев;
- школа Гераклита Эфесского;
- элейская школа;
- атомисты.
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
- ярко выраженный космоцентризм;
- повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
- поиск первоначала, породившего все сущее;
- гилозоизм (одушевление неживой природы);
- доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана, Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.
Главная проблема - поиски первоначала: «архэ».
Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы милетской школы:
- выступали с материалистических позиций;
- занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными;
- пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа «физиков»);
- искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
- первоначалом всего сущего считал воду;
- представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
- считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял все сущее);
- допускал наличие множества богов;
- считал центром вселенной Землю;
- точно определил продолжительность года - 365 дней;
- сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.) - ученик Фалеса:
- первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;
- вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
- первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).
Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) - ученик Анаксимандра:
- первопричиной всего сущего считал воздух;
- выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т.д.);
- проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») - «душой космоса»;
- отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н.э.) - крупный древнегреческий философ, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):
- первоначалом всего сущего считал огонь;
- вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
- считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
- был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
- признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
- всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум;
- выступал за материальность человеческой и мировой души;
- был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
- движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».
4. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:
- первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
- выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
- считали единицу мельчайшей частицей всего;
- пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое - кривое, правое - левое, мужское - женское и др.).
5. Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в VI-V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.
Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Элеаты:
- изучали проблемы познания;
- начали использовать философское понятие «бытия» - вечного, неизменного и неподвижного;
- жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
- были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
- считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
6. Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы - «атомы».
Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению).
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
- весь материальный мир состоит из атомов;
- атом - мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;
- атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
- атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крюч-ками» и т.д.);
- между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
- атомы находятся в вечном движении;
- существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
- атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.