Древнеиндийская философия
В основе периодизации древнеиндийской философии лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
- XV-VI вв. до н.э. - ведический период;
- VI-II вв. до н.э. - эпический период;
- II в. до н.э. - VII в. н.э. - эпоха сутр.
Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
- «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);
- описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
- книги лесных отшельников («араньяки»);
- философские комментарии к Ведам («упанишады»). До наших дней дошло всего четыре Веды:
- Ригведа;
- Самаведа;
- Яджурведа;
- Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (дословно с санскрита - «сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI-II вв. до н.э.) являются две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
- буддизм;
- джайнизм;
- чарвака.
Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:
- йога;
- веданта;
- вайшешика;
- ньяя;
- миманса;
- санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н.э. - VII в. н.э.) - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «намасутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды - буддизм.
В XVIII-ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космосабрахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет 3 вида сознания.
- «пракрити» - материальное сознание;
- «пуруша» - чистое сознание (также Первочеловек, из которого возникли Вселенная и люди);
- «майя» - сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания, согласно индийской философии, реально и заслуживает изучения - в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
Душа в индийской философии состоит из двух начал:
- атмана;
- манаса.
Атман - частица Богабрахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара – колесо перерождений; свидетельствует о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма - космический закон воздаяния, предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения, которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы – не причинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), не убиение.