Социально-философские школы Древнего Китая — конфуцианство и легизм

Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кунцзы), живший в 551-479 гг. до н.э., главным источником учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

- Как необходимо управлять людьми?

- Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

- жить в обществе и для общества;

- уступать друг другу;

- слушаться старших по возрасту и по званию;

- подчиняться императору;

- сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

- быть человечным.

Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

- подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

- управлять на основе добродетели («бадао»);

- обладать необходимыми знаниями;

- верно служить стране, быть патриотом;

- обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

- быть благородным;

- делать только добро государству и окружающим;

- предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

- заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:

- быть лояльным по отношению к руководителю;

- проявлять старание в работе;

- постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288-233 гг. до н.э.). В эпоху императора Циньши-Хуа (III в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.

Основными постулатами легизма являются следующие:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

- как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

- чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

- государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

- основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

- основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

- законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;

- государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);

- государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.