Социально-философские школы Древнего Китая — конфуцианство и легизм
Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кунцзы), живший в 551-479 гг. до н.э., главным источником учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
- Как необходимо управлять людьми?
- Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
- жить в обществе и для общества;
- уступать друг другу;
- слушаться старших по возрасту и по званию;
- подчиняться императору;
- сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
- быть человечным.
Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
- подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
- управлять на основе добродетели («бадао»);
- обладать необходимыми знаниями;
- верно служить стране, быть патриотом;
- обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
- быть благородным;
- делать только добро государству и окружающим;
- предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
- заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:
- быть лояльным по отношению к руководителю;
- проявлять старание в работе;
- постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288-233 гг. до н.э.). В эпоху императора Циньши-Хуа (III в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм - философия сильной государственной власти.
Основными постулатами легизма являются следующие:
- человек обладает изначально злой природой;
- движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
- как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
- чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
- государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
- основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
- основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
- законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
- государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
- государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.