Вход и выход

Музыка должна войти в тебя, что-то оставить в тебе от себя и, уходя, что-то унести с собой от тебя.

Генри Треджилл

 

Когда человек в замешательстве, мы говорим, что он не знает, войти ему или выйти. На пути Дзэн-гитары такого замешательства не должно быть.

Как правило, первый шаг должен сопровождаться ощущением входа. В этом сущность сознания новичка - состояние становления. В дзэнских искусствах популярно изречение: "Входи по форме и выходи из формы". Это правило имеет смысл на многих уровнях.

В нашем додзё мы "входим по форме", когда целенаправленно изучаем правила музыки - теорию, гамму, гармонию, технику, и т.д. И "выходим из формы", когда, усвоив все эти правила, отбрасываем их и просто играем.

На сцене мы входим по форме, когда играем определенное музыкальное произведение так, как оно было написано или зафиксировано. И мы выходим из формы, когда импровизируем то, что не было написано, и вступаем на неузаконенную территорию. Мы выходим из формы и тогда, когда вносим в нее такую силу, которая вырывается за ее пределы.

Даже в жизнь мы входим по форме - входим в наше физическое тело. И выходим из формы, когда это тело испускает последнее дыхание. Или даже здесь, через просветление на пути Дзэн-гитары.

В представлении многих людей идея входа и выхода так или иначе связана с неким завершением. Мы начинаем песню и заканчиваем ее. Мы отыграли концерт - и идем домой. Мы записали альбом - и пустили его в продажу. Но не забывайте, путь Дзэн-гитары никогда не кончается. И в жизни, и в музыке некоторые вещи длятся, пусть и затихая, вечно.

На самом глубоком уровне мы обязаны искать преодоления дуальности входа и выхода, потому что истинная жизнь в настоящем мгновении означает одновременность входа и выхода. Нет входа в один момент и выхода в другой; они просто есть.

 

Нет входа, нет выхода. Только Путь.