ОСОБЕННОСТИ ВАХТЕННОЙ СЛУЖБЫ НА СТОЯНКЕ СУДНА
Значительную часть времени морское торговое судно проводит на стоянке в портах. Характер стоянок судна может быть самым разнообразным: в закрытых гаванях и недостаточно защищенных портах, на внутренних рейдах и, в открытых бухтах, среди ледяного поля у кромки припая и просто в море и т. д. Стоянки в целом подразделяются на два вида: рейдовые w причальные. К рейдовым относятся стоянки на якорях или бочках, независимо от того, отдан ли якорь данного судна или оно ошвартовано лагом к другому, стоящему на рейде. Все другие-стоянки (у причала, мола, специального пирса, кормой к берегу и т. д.) считаются причальными.
При стоянке судна на рейде, тем более открытом, не защищенном надежно, устанавливают обычно четырехчасовые морские вахты. Лишь в исключительных случаях по усмотрению капитана могут временно вводиться иные графики несения вахт. Во время стоянок у причала комсостав (штурманы, механики, дежурные по низам) несет суточные вахты, а рядовой состав—восьмичасовые через каждые 16 ч отдыха.
На стоянке вахтенная служба решает две главные задачи:
1) обеспечивает безопасность как самого судна, так и находящихся на нем груза и людей; 2) организует и реализует мероприятия, содействующие планомерному и успешному ходу грузовых, пассажирских и иных операций, какие выполняются силами и средствами портов или других береговых предприятий и организаций, а в исключительных случаях—самих экипажей:.
Важное значение следует придавать организации вахтенных-постов. Всякий пост, где бы он ни находился, должен обеспечивать для вахтенных наилучший обзор зоны обслуживания и контроля и надежную связь как между всеми участками производственной системы, так и между составом подчиненных и на' чальников. Каналы связи необходимо дублировать, чтобы поток информации поступал бесперебойно и оперативно.
Состав вахтенной службы на стоянке должен быть в установленной для данного рода деятельности форменной или специальной рабочей одежде, которую всегда надо содержать и 8?
опрятном и чистом виде. Кроме того, вахтенный помощник капитана, дежурный командир и вахтенный матрос обязаны иметь нарукавные повязки, состоящие из трех горизонтальных полос:
двух по краям одинакового цвета, а третьей белой. Вахтенный помощник и дежурный командир носят на левом рукаве повязку с синими крайними и белой полосой посредине,-а вахтенный матрос — с красными крайними и такой же белой полосой. Общая ширина повязки 45 мм, ширина каждой полосы 15 мм. Повязку следует закреплять аккуратно, не допуская, чтобы болтались тесемки.
К несению самостоятельной вахты как на ходу, так и на стоянке допускаются только дипломированные командиры: судоводители, механики, радиооператоры и т. д. Что касается рядовых членов экипажа, то они должны иметь квалификационные свидетельства, дающие им право занимать соответствующие должности.
Во время стоянки судна вахтенный помощник при отсутствии на борту капитана и старпома является старшим лицом на судне и все его распоряжения обязательны для всех членов экипажа, а также других лиц, находящихся на боргу. Никто,! кроме капитана или старшего помощника, не имеет права вме-:
шиваться в распоряжения вахтенного 'помощника.
Если на судне, в отсутствие капитана и его старшего помощника, возникнет 'пожар или иное какое-либо чрезвычайное событие, вахтенный помощник объявляет тревогу и, обладая правами старшего на борту, сразу вступает в командование судном и людьми, принимая вместе с тем все меры для быстрого уведомления капитана или старпома о случившемся. .;
Статистика показывает, что главным видом аварий на судах;
во время их пребывания в портах являются пожары, 'причем | ^возникают они '.преимущественно ночью, когда люди спят, что| 'благоприятствует быстрому распространению огня и приводит| обычно к очень тяжелым последствиям. Это обстоятельство тре-| бует, чтобы противопожарным мероприятиям на^судне уделя-| лось серьезное внимание. Первейшей обязанностью вахтенного| помощника является предупреждение таких условий, при кото-| •рых может зародиться очаг пожара. С другой стороны, вахта| на судне должна быть организована таким образом, чтобы'3 огонь, где бы он ни возник, сразу был замечен, локализован щ ликвидирован. В этих целях на каждом судне надо вводить| 'круглосуточное патрулирование, регулярно осматривая все жи- * лые и служебные помещения. Особенно важны такие постоян-| мые обходы ночью, начиная с 20 или 22 ч и до утра. 1
Как и на ходу судна, в период стоянок в портах и поргпунк-Д тих лтоди, 'несущие вахту, обязаны в течение всего .срока йе-;
журства находиться в состоянии бодрствования. Но на суточной вахте во время стоянки судна на швартовах в закрытом;
порту вахтенному помощнику при отсутствии грузовых опера~|
ций, а вахтенному механику при отсутствии работ в машинном отделении разрешено отдыхать ночью в своих каютах, не chei-мая одежды и обуви. Однако это вовсе не означает, что они не должны осуществлять патрульную службу. Обходы и осмотры судна и помещений вахтенные помощник и механик производят поочередно: первую половину ночи это выполняет один, а вторую половину — другой. Там, где учреждена вахта дежурного командира, например на пассажирских судах, ночью патрулирование делится между ним и вахтенным штурманом. Иногда к выполнению патрульных функций привлекают членов экипажа, оставленных на так называемую пожарную вахту.
Стояночная вахта по своему характеру сложна и ответственна. Ее особое положение усугубляется тем, что, напр-имер, в базовых портах на судне остается лишь незначительная часть экипажа, а наиболее сведущие и опытные старшие командиры (капитан, стармех, старпом) обычно отсутствуют. Поэтому к вопросу формирования стояночной вахты следует всегда подходить очень серьезно и продуманно. Учитывая, что опыт, практические знания и общий кругозор командиров младшего ранга по естественным и понятным причинам обычно недостаточны, ставить их одновременно на суточную вахту не рекомендуется. Надо распределять штурманов и механиков так, чтобы наиболее младший командир одной команды нес дежурство с наиболее старшим по должности командиром другой команды, или наобо- . рот. Так, например, лучшим сочетанием в этом отношении были бы следующие: четвертый помощник—второй механик или второй помощник — четвертый механик. Конечно, здесь необходимо принимать во внимание индивидуальные способности, деловые и волевые качества каждого отдельного командира в каждом конкретном случае.
Нередко в базовых портах суточную вахту поручают нести вачманам, которые в большинстве случаев не знакомы с данным судном и его оборудованием. В подобных случаях интересы безопасности как судна, так и людей требуют, чтобы один из вахтенных командиров обязательно был из штатного экипажа. Понятно, насколько рискованно составлять вахту одновременно из вачмана-штурмана и вачмана-механика да еще, как это подчас можно встретить, почти всех рядовых вахтенных, состоящих из вачманскогс состава.
Вахтенный помощник обязан следить за выполнением всеми лицами, находящимися на борту, правил техники безопасности и противопожарных правил. Он иструктирует людей на месте работы по соблюдению всех требований важнейших- нормативных документов.
Одной из наиболее частых причин возникновения пожаретв на судах является небрежное обращение с огнем. Поэтому курение на судне должно быть строго регламентировано и находиться под контролем вахтенного помощника. Курить разрешается-89.
только в особо отведенных для этого местах. Во время несения вахт на каком бы то ни было посту, исключая, разумеется, суточных, а также в период тревог и авральных работ курение
••запрещается.
Большую угрозу для противопожарной безопасности и благополучия личного состава представляют лица, находящиеся в нетрезвом состоянии. В целях предупреждения пожаров, поломок, .'аварий технических средств и травматизма людей членам судового экипажа, портовым, заводским и другим рабочим и специа- '1 листам категорически запрещается приносить и употреблять на J
•судне спиртные напитки, а также появляться на борту в пьяном | .виде. 1
В период стояночной вахты, днем и ночью, вахтенный помощник проверяет несение службы вахтенными матросами, он обязан присутствовать при их смене.
К важнейшим функциям вахтенного помощника на стоянке судна относится обеспечение согласованной деятельности всех «судовых служб, главной заботой которых всегда должны быть две определяющие задачи: первая—безопасность судна, груза, | и людей; вторая—успешное выполнение производственных пла- Я нов и заданий.