ОСОБЕННОСТИ ВАХТЕННОЙ СЛУЖБЫ НА СТОЯНКЕ СУДНА

Значительную часть времени морское торговое судно прово­дит на стоянке в портах. Характер стоянок судна может быть самым разнообразным: в закрытых гаванях и недостаточно за­щищенных портах, на внутренних рейдах и, в открытых бухтах, среди ледяного поля у кромки припая и просто в море и т. д. Стоянки в целом подразделяются на два вида: рейдовые w причальные. К рейдовым относятся стоянки на якорях или боч­ках, независимо от того, отдан ли якорь данного судна или оно ошвартовано лагом к другому, стоящему на рейде. Все другие-стоянки (у причала, мола, специального пирса, кормой к бере­гу и т. д.) считаются причальными.

При стоянке судна на рейде, тем более открытом, не защи­щенном надежно, устанавливают обычно четырехчасовые мор­ские вахты. Лишь в исключительных случаях по усмотрению капитана могут временно вводиться иные графики несения вахт. Во время стоянок у причала комсостав (штурманы, меха­ники, дежурные по низам) несет суточные вахты, а рядовой состав—восьмичасовые через каждые 16 ч отдыха.

На стоянке вахтенная служба решает две главные задачи:

1) обеспечивает безопасность как самого судна, так и находя­щихся на нем груза и людей; 2) организует и реализует меро­приятия, содействующие планомерному и успешному ходу гру­зовых, пассажирских и иных операций, какие выполняются си­лами и средствами портов или других береговых предприятий и организаций, а в исключительных случаях—самих экипажей:.

Важное значение следует придавать организации вахтенных-постов. Всякий пост, где бы он ни находился, должен обеспечи­вать для вахтенных наилучший обзор зоны обслуживания и контроля и надежную связь как между всеми участками произ­водственной системы, так и между составом подчиненных и на' чальников. Каналы связи необходимо дублировать, чтобы поток информации поступал бесперебойно и оперативно.

Состав вахтенной службы на стоянке должен быть в уста­новленной для данного рода деятельности форменной или спе­циальной рабочей одежде, которую всегда надо содержать и 8?

опрятном и чистом виде. Кроме того, вахтенный помощник ка­питана, дежурный командир и вахтенный матрос обязаны иметь нарукавные повязки, состоящие из трех горизонтальных полос:

двух по краям одинакового цвета, а третьей белой. Вахтенный помощник и дежурный командир носят на левом рукаве повяз­ку с синими крайними и белой полосой посредине,-а вахтенный матрос — с красными крайними и такой же белой полосой. Об­щая ширина повязки 45 мм, ширина каждой полосы 15 мм. По­вязку следует закреплять аккуратно, не допуская, чтобы бол­тались тесемки.

К несению самостоятельной вахты как на ходу, так и на сто­янке допускаются только дипломированные командиры: судо­водители, механики, радиооператоры и т. д. Что касается рядо­вых членов экипажа, то они должны иметь квалификационные свидетельства, дающие им право занимать соответствующие должности.

Во время стоянки судна вахтенный помощник при отсутст­вии на борту капитана и старпома является старшим лицом на судне и все его распоряжения обязательны для всех членов экипажа, а также других лиц, находящихся на боргу. Никто,! кроме капитана или старшего помощника, не имеет права вме-:

шиваться в распоряжения вахтенного 'помощника.

Если на судне, в отсутствие капитана и его старшего по­мощника, возникнет 'пожар или иное какое-либо чрезвычайное событие, вахтенный помощник объявляет тревогу и, обладая правами старшего на борту, сразу вступает в командование судном и людьми, принимая вместе с тем все меры для быст­рого уведомления капитана или старпома о случившемся. .;

Статистика показывает, что главным видом аварий на судах;

во время их пребывания в портах являются пожары, 'причем | ^возникают они '.преимущественно ночью, когда люди спят, что| 'благоприятствует быстрому распространению огня и приводит| обычно к очень тяжелым последствиям. Это обстоятельство тре-| бует, чтобы противопожарным мероприятиям на^судне уделя-| лось серьезное внимание. Первейшей обязанностью вахтенного| помощника является предупреждение таких условий, при кото-| •рых может зародиться очаг пожара. С другой стороны, вахта| на судне должна быть организована таким образом, чтобы'3 огонь, где бы он ни возник, сразу был замечен, локализован щ ликвидирован. В этих целях на каждом судне надо вводить| 'круглосуточное патрулирование, регулярно осматривая все жи- * лые и служебные помещения. Особенно важны такие постоян-| мые обходы ночью, начиная с 20 или 22 ч и до утра. 1

Как и на ходу судна, в период стоянок в портах и поргпунк-Д тих лтоди, 'несущие вахту, обязаны в течение всего .срока йе-;

журства находиться в состоянии бодрствования. Но на суточ­ной вахте во время стоянки судна на швартовах в закрытом;

порту вахтенному помощнику при отсутствии грузовых опера~|

ций, а вахтенному механику при отсутствии работ в машинном отделении разрешено отдыхать ночью в своих каютах, не chei-мая одежды и обуви. Однако это вовсе не означает, что они не должны осуществлять патрульную службу. Обходы и осмотры судна и помещений вахтенные помощник и механик производят поочередно: первую половину ночи это выполняет один, а вто­рую половину — другой. Там, где учреждена вахта дежурного командира, например на пассажирских судах, ночью патрули­рование делится между ним и вахтенным штурманом. Иногда к выполнению патрульных функций привлекают членов экипажа, оставленных на так называемую пожарную вахту.

Стояночная вахта по своему характеру сложна и ответствен­на. Ее особое положение усугубляется тем, что, напр-имер, в ба­зовых портах на судне остается лишь незначительная часть экипажа, а наиболее сведущие и опытные старшие командиры (капитан, стармех, старпом) обычно отсутствуют. Поэтому к вопросу формирования стояночной вахты следует всегда подхо­дить очень серьезно и продуманно. Учитывая, что опыт, практи­ческие знания и общий кругозор командиров младшего ранга по естественным и понятным причинам обычно недостаточны, ставить их одновременно на суточную вахту не рекомендуется. Надо распределять штурманов и механиков так, чтобы наиболее младший командир одной команды нес дежурство с наиболее старшим по должности командиром другой команды, или наобо- . рот. Так, например, лучшим сочетанием в этом отношении были бы следующие: четвертый помощник—второй механик или второй помощник — четвертый механик. Конечно, здесь необхо­димо принимать во внимание индивидуальные способности, де­ловые и волевые качества каждого отдельного командира в каж­дом конкретном случае.

Нередко в базовых портах суточную вахту поручают нести вачманам, которые в большинстве случаев не знакомы с данным судном и его оборудованием. В подобных случаях интересы без­опасности как судна, так и людей требуют, чтобы один из вах­тенных командиров обязательно был из штатного экипажа. Понятно, насколько рискованно составлять вахту одновременно из вачмана-штурмана и вачмана-механика да еще, как это под­час можно встретить, почти всех рядовых вахтенных, состоящих из вачманскогс состава.

Вахтенный помощник обязан следить за выполнением всеми лицами, находящимися на борту, правил техники безопасности и противопожарных правил. Он иструктирует людей на месте работы по соблюдению всех требований важнейших- норматив­ных документов.

Одной из наиболее частых причин возникновения пожаретв на судах является небрежное обращение с огнем. Поэтому курение на судне должно быть строго регламентировано и находиться под контролем вахтенного помощника. Курить разрешается-89.

только в особо отведенных для этого местах. Во время несения вахт на каком бы то ни было посту, исключая, разумеется, су­точных, а также в период тревог и авральных работ курение

••запрещается.

Большую угрозу для противопожарной безопасности и благо­получия личного состава представляют лица, находящиеся в не­трезвом состоянии. В целях предупреждения пожаров, поломок, .'аварий технических средств и травматизма людей членам судо­вого экипажа, портовым, заводским и другим рабочим и специа- '1 листам категорически запрещается приносить и употреблять на J

•судне спиртные напитки, а также появляться на борту в пьяном | .виде. 1

В период стояночной вахты, днем и ночью, вахтенный помощ­ник проверяет несение службы вахтенными матросами, он обя­зан присутствовать при их смене.

К важнейшим функциям вахтенного помощника на стоянке судна относится обеспечение согласованной деятельности всех «судовых служб, главной заботой которых всегда должны быть две определяющие задачи: первая—безопасность судна, груза, | и людей; вторая—успешное выполнение производственных пла- Я нов и заданий.