ОБЯЗАННОСТИ МАТРОСОВ НА ХОДОВОЙ ВАХТЕ

. Вахтенный матрос подчиняется непосредственно вахтенному помощнику капитана. На ходу судна вахт&нные матросы вы­полняют в основном две главные функции: стоят на руле и ве­дут визуально-слуховое наблюдение за окружающей обстанов­кой. Прием и сдача вахты как рулевым матросом, так и впе­редсмотрящим производится только с разрешения вахтенного помощника капитана.

Во время несения вахты впередсмотрящему и рулевому матросу категорически запрещается уходить с поста, а также отвлекаться от прямых обязанностей. Выполнение каких-либо поручений и иных работ, не связанных с функциями рулевого или впередсмотрящего, допустимо лишь с разрешения вахтен­ного помощника.

Прежде чем принять вахту «а руле, матрос обязан получить разрешение вахтенного помощника или капитана: «Разрешите стать на руль!». Получив подтверждение: «Становитесь!», мат-

рос осв.ёдомляется у сменяющегося о том, как судно слушается руля. и в какую сторону больше ходит. Затем он принимает курс судна.по гирокомпасу и путевому магнитному компасу.

Сдав вахту, .сменившийся рулевой матрос рапортует вахтен­ному помощнику.: «Курс по такому-то компасу столько-то граду­сов сдал!», а .ставший к штурвалу матрос повторяет этот же рапорт-со, словом «принял». Рекомендуется, чтобы матросы докладывали отсчеты обоих курсоуказателей: гирокомпаса, по которому-ведется судно, и магнитного компаса, по которому осуществляется постоянный контроль за курсом. '

Не разрешается производить смену вахты на руле непосред­ственно перед .изменением и в момент изменения курса. Нельзя также :менять рулевых при расхождении с судами и обгоне их. В .тех случаях, когда судно следует на автоматическом управ­лении, сдающий и принимающий вахту матросы передают курс авторулевого, проверяя, правильно ли он установлен на прибо­ре., Это..выполняется независимо от того, что аналогичную про­верку производит заступающий на вахту штурман. Эта опера­ция всегда .необходима, так как вахтенный рулевой обязан в любой момент быть готовым принять управление рулем, а для этого он должен знать, каким курсом идет .судно. Заданный курс записывают либо обозначают иным образом на специаль­ной доске или табло, которые обычно укрепляют перед руле­вым постом. Во время вахты на руле матрос обязан точно удер­живать судно на заданном курсе, как можно чаще сличая по­казания гирокомпаса с магнитным. Он должен внимательно следить за исправной работой курсоуказателей и рулевого уст­ройства. О всех замеченных отклонениях в работе компасов, как, например, застой картушки,-внезапное изменение курса, ухудшение освещения курсоуказателей, а также о неисправном действии рулевого устройства вахтенный матрос должен не­медленно доложить вахтенному штурману. Если судно начнет вдруг плохо слушать руля, матрос обязан сразу доложить об этом. •• -

Удерживая судно на заданном курсе или приводя его на новый, указанный вахтенным помощником курс, рулевой мат­рос должен избегать резких и чрезмерно больших перекладок руля. Для этого он внимательно следит за угловой скоростью поворота судна, регулируя ее таким образом, чтобы к моменту подхода к линии заданного курса оно могло быть задержано и не перевалило бы этой линии по инерции.

Вахтенному рулевому необходимо ясно представлять свои действия по всем командам, принятым при маневрировании, особенно когда ему не указывается заранее и конкретно угол поворота. Так, например, по команде «Отводить!», которая по дается обычно после команды «Право (лево) на борт!» и озна­чает, что надо уменьшить стремительность поворота судна, вах­тенному рулевому следует сделать меньшим угол перекладки

руля" :ил1[, иначе говоря, отвести руль настолько, чтобы скорость .поворота судна заметно снизилась. Во всех случаях, когда ве­личина угла перекладки руля задается командой капитана или штурмана, например, «Десять градусов право руля!» или «Ле­во на борт» и т. д., вахтенный матрос не имеет права самоволь­но изменять положение руля без последующей команды того -же или старшего по положению командира. Если рулевой, кри­тически оценивая конкр.етную обстановку, решит, что судоводи­тель, видимо, забыл подать новую команду, то в таком случае он должен один или несколько раз подряд громко напомнить о положении руля, например: «Руль лево на борту», или обратить внимание капитана либо его помощника на то, как ведет себя судно, например: «Судно быстро катится влево!» или «судно влево не идет!» и т. п.

Вахтенному матросу на руле запрещается сидеть, курить, заниматься посторонними разговорами. Он не имеет права дер­жать при себе железные или стальные предметы, могущие вы­зывать случайную девиацию магнитного компаса.

Рулевой матрос обязан хорошо знать все команды как на русском, так и на английском языке (см. приложение 1). Ему следует твердо усвоить, что каждая полученная команда гром­ко и отчетливо репетуется.

Вахтенный рулевой матрос должен обладать элементарны­ми знаниями правил управления судном при различных обстоя­тельствах плавания:

ведя судно по створам, управлять им так, чтобы оба знака (днем) или оба огня (ночью) были постоянно в створе, по но­су судна, причем в момент прихода на створ обязательно за­метить курс и доложить о нем вахтенному помощнику; руле­вой матрос должен знать, что по мере приближения к перед­нему знаку створа курс судна будет несколько меняться, о чем также надо докладывать;

ведя судно по фарватеру, обставленному знаками плавучего ограждения, вахтенный рулевой следит за тем, чтобы эти зна­ки судно оставляло на расстоянии, исключающем возможность навала на них, особенно в местах поворотов; в случае каких-либо сомнений в правильности курса матрос немедленно докла­дывает вахтенному штурману;

при плавании на акватории, примыкающей непосредственно к берегам, вести судно (если не будет указано иначе) по бере­говым ориентирам, выбирая для этого в момент команды «Так держать!» какой-нибудь наиболее заметный и достаточно уда­ленный предмет, проектирующийся на горизонте в диаметраль­ной плоскости судна, и одновременно замечая курс по компасу, который докладывать штурману или капитану;

прк следовании с буксиром всячески избегать резких пово­ротов; совершая их постепенно к плавно, даже в тех случаях, 81

когда в силу каких-то 'причин судно значительно рьгскнуло в сторону и его нужно привести на курс;

при следовании на буксире удерживать судно в кильватер буксирующему судну, внимательно следя за всеми его поворо­тами для того, чтобы своевременно повторить их; совершать эти повороты надо по возможности более плавно, не давая свое­му судну переходить за линию нового курса;

при плавании во льду всячески оберегать корпус судна, его винты и руль от ударов, при этом особое внимание надо обра­щать на предохранение от 'повреждений скуловых частей кор­пуса, которые являются наиболее уязвимыми; при невозможно­сти вывернуться так, чтобы вообще не коснуться льда, надо брать льдины на форштевень, ни в коем случае не задевая их скулами судна; чтобы не повредить руль 'при движении судна кормой, после дачи заднего хода немедленно ставить руль в прямое положение, не дожидаясь на этот счет особой команды, и доложить штурману либо капитану: «Руль прямо!»; при из­менении хода с заднего на передний перекладка руля из пря­мого положения допускается только при наличии у судна дви­жения вперед, видимого на глаз; на ледоколе и на любом дру­гом судне, следующем во главе каравана, следует всячески из­бегать крутых поворотов с тем, чтобы оставляемый канал был бы 'по возможности более прямолинейным.

Вахтенный матрос должен хорошо знать систему перехода с механического рулевого управления на ручное или резервное и уметь грамотно пользоваться рулевым устройством.

При выполнении обязанностей впередсмотрящего вахтенный матрос ведет тщательное визуальное наблюдение за горизон­том. водной поверхностью и окружающей обстановкой. Он осу­ществляет также слуховое наблюдение. Обо всем замеченном. матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику.

Впередсмотрящего выставляют на мостике или на баке. Вахта на баке необходима для возможно более раннего обна­ружения всякого рода опасностей: берега, скал, рифов, встреч­ных судов, плавсредств, сооружений на воде, различных пла­вающих предметов, в том числе средств плавучего ограждения». плавающих мин, огней, сигналов и т. п.

К несению вахты на баке привлекают квалифицированных матросов или специальных наблюдателей, фамилии которых следует заносить в судовой журнал. Перед заступлением на вахту их надо тщательно 'проинструктировать, о чем сделать. запись в журнале.

Об обнаружении какого-либо объекта или предмета вперед­смотрящий на баке сразу докладывает на мостик, используя. все имеющиеся в его распоряжении средства связи: колокол,, рупор, телефон и т. д. Доклады должны быть четкими и ясны­ми; например: «Справа (слева) столько-то градусов вижу суд-яо, буй, скалу, огонь и т. д.» или «Справа (слева) столько-то 82

.градус&в ясно (слабо) слышу сигналы судна, шум прибоя у берега и т. п.».

Впередсмотрящий ':яи 1при каких обстоятельствах не имеет права покидать свой пост без разрешения вахтенного помощ­ника. В случае объявления на судне тревоги он остается на пос­ту до тех пор, пока его не сменит наблюдатель, предусмотрен­ный расписанием по тревогам.

Смена впередсмотрящих на баке производится обязательно на самом этом посту с немедленным докладом вахтенному по­мощнику по телефону, мегафону или внутрисудовой командной трансляции. Рапортуют поочередно оба — сдающий и прини­мающий вахту на баке по следующей форме: «Вахту наблюде­ния на баке сдал (принял) такой-то!»..