ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ЕЕ КАПИТАНУ
-—- 1 ' 17 декабря 1967 г. танкер «Славгород» сел на мель в бухте Советская Гавань. Старпом, будучи на вахте, не доложил капитану, что судно подошло к берегу, хотя имел на этот счет прямое указание, и продолжал следовать самостоятельно.
„т.^ м ттрттрспобоазно ОрганизоДкапитану и сам не предпринял никаких мер, которые преде •дадача заранее спланированного и цeлecu_t. командовопасное сближение.
^»огп на судне наблюдения — вовремя доставлявь к д g ^ ^gg ^ дизель-электроход «Капитан Бондаренко ванного на судне_н g ^ для управления судном и егм, „„^им теплоходом «Еива-Мару». Причина: вахтенный ванию информацию, "'"-,.". Внешнее наблюдение призвав^щ^ дизель-электрохода, обнаружив гакабортный огонь
В феврале 1968 г. танкер «Баскунчак» столкнулся с тральщиком «Тугун». Авария произошла из-за того, что вахтенный второй помощник на 1алкере, заметив справа по носу судно, в течение 10 мин не сообщал о нем капитану и сам не предпринял никаких мер, которые предотвратили бы
столкнулся
ваншо информацию, нсиилиА»;".^ ,"..— ., , производственной деятельностью Внешнее наблюдение призва| но обеспечить безопасность плавания, и этот вид наблюдения особенно важен для судовождения.
Одно из главных положений Кодекса торгового мореплава' ния СССР гласит, что «на капитана возлагается управление суд ном, в том числе судовождение, принятие всех мер, необходимы! для обеспечения безопасности плавания, поддержания порядкэ ---""•"""" та^чкпгп кпеда судну и находящим^
ина: вахтенный старший помощник дизель-электрохода, обнаружив гакабортный огонь обгоняемого судна, не доложил об этом сразу капитану и сам не принял никаких мер к предотвращению столкновения.
Статистика показыв&ет, что одним из главных видов аварий
-я i t. ^f inaL-ni -1-" """ —--- ппхопимьи на Ф^0^ являются столкновения судов в узкостях или в откры-ном в том числе судовождение, принятие всех мер, н _^| том море, причем чаще всего они происходят из-за несвоевре-пля'обеспечения безопасности плавания, ПОДАег. одящимс' менного обнаружения и неверного определения параметров дви-на судне предотвращения всякого вреда судну и _ 'р у жения встречных и обгоняемых судов. Следовательно, вопросу
на нем людям и грузу». Отсюда ^^-"'„"^ится в компете^ обнаружения судов и определения элементов их движения вах-вождения включая управление судном, находш1-" ° дд^о; '^нныи помощник капитана должен уделять самое серьезное пии капитана Но естественно, капитан физически н д^езд внимание. При этом не менее важной заботой помощника дол-нии самостоятельно осуществлять ^фу"^^^^^^ I «но быть своевременное и полноценное представление капитану и бессменно много суток подряд при лл^^ ^ ^ всей навигационной информации.
как эксплуатация судна — это, как изое „„ 'дд ест ^ важнейшим видам такой информации относятся: обнару-
уплит ссудном п ли "^"- " ----- — - - ...^.^...„ ..j... ^,^..„, внезапные изменения состояния судна, что происхоА ^ ^ ^дду „ли стоянке, днем или ночью, i ^ отдельных узлов и экипажа, имеющие прямое отношение к
^.вяГиТэ^м вся существенная^-Ф°рм^^и^^^^^^^^^^^^ S™" дальнейшег0 плавания- к грузу и человеческнм рой является наблюдение, Д"^» „д-„бо,гать ее, принять реш<
^•^SSSi^^^^^
1
времени непрерывный, то для обеспе4^^^^^^^^ вахты. жение каких бь1 то ™ был0 объектов, огней или сигналов как на пмошники которые круглые сутки поочередни nc^v море, так и в воздухе; сведения об окружающей гидрометеоро-г 'не пути судна, контроль за его безопасным движ( тогической обстановке и обстоятельствах плавания; наблюдение Счисление у р^д^рцу на вахтенных помощников капр {еобычных явлений, в какой бы среде они не происходили; воз-нием и сое ^ ^ коем случае не значит, что в то врем? {икновение различных чрезвычайных событий и появление но-гана. ''дна вахту, с капитана снимается ответственность з gy^ ситуаций внутрисудового производственного процесса; ре-когда он - управление судном. Капитан отвечает за в ;ультаты обсерваций, определений поправок приборов и вопро-судовождение у г^ д да нем в течение всего времени, пок ,ц счисления пути судна; внезапные изменения состояния судна, что происхо^А ^^^ ^ ^^ ^дд стоянке, днем или ночью.^,.р отдельных узлов и экипажа, имеющие прямое отношение к безопасности дальнейшего плавания, к грузу и человеческим жизням.
Устав службы на судах морского флота определяет, что на *•' / судна вахтенный помощник капитана обязан неотлучно эдиться на мостике. В штурманскую рубку он может захо-1 лишь для того, чтобы снять показания приборов, произве-соответствующие расчеты и нанести точку на карту. В этом iae для наблюдения за горизонтом и водной поверхностью
Туман, снегопад, сильный ветер и другие неблагоприятные гидрометеорологические условия, вызывающие сомнения в безопасном исходе проводки либо швартовки судна, дают лоцману право отказаться от исполнения обязанностей. При этом он должен мотивировать свой отказ, т. е. указать конкретные причины, побуждающие его так поступить, например опасность прохождения участков пути с подводными препятствиями в темное время или в плохую погоду, реальная возможность посадки на мель вследствие спада воды, изменение навигацией ной обстановки, требующее особой осторожности, запреты, установленные обязательными постановлениями либо специальными чрезвычайными распоряжениями портовых или местных властей, и т. п.
Если капитан судна все же потребует осуществить операцию вопреки доводам лоцмана, считающего выполнение ее в данных условиях невозможным или опасным, то последний обязан информировать об этом капитана порта, мнение которого является решающим для обеих сторон. Факты такого рода фиксируют в судовом журнале.
Очень важно, чтобы судоводители строго придерживались правцл судоходства и требований обязательных постановлений, действующих в районах лоцманской проводки. Если лоцман обнаружит, что намерения капитана идут вразрез с правилами плавания в таких районах либо нарушают установленный здесь порядок, то он обязан предупредить его о'б этом и потребовать устранения замеченных нарушений. Если капитан не выполняет законные требования лоцмана, то последний должен немедленно сообщить об этом капитану порта.
Лоцман обязан являться на судно немедленно по вызову капитана. Приняв лоцмана на борт, капитан условливается с ним о значении и способах передачи команд, применяемых лоцманом. Кроме того, капитан знакомит лоцмана с осадкой судна, его мореходными качествами, маневренными элементами, •инерцией, диаметром циркуляции, скоростью при различных режимах работы и реверсах двигателя, шириной и длиной суд-.на, особенностями управления в различных условиях и т. д. Лоцман, со своей стороны, знакомит капитана с обстановкой на переходе и в порту, а также с последним прогнозом погоды.
Предполагаемые способы маневрирования в узкостях и при швартовных операциях лоцман заблаговременно согласовывает с капитаном судна, чтобы последний всегда был в курсе действий лоцмана.
Указания лоцмана реализуются и проводятся в жизнь командами и распоряжениями капитана или, в его отсутствие, старшего помощника. Уходя с мостика, капитан обязан представить лоцману лицо, которое будет ответственно за управление судном во время его отлучки. Устав службы разрешает капитану в таких случаях временно оставлять на мостике вместо
себя старшего помощника, который должен быть предварительно проинструктирован должным образом.
Во время швартовных операций руководство работой буксиров осуществляет лоцман. Но в случае, если капитан или в его отсутствие старпом, не согласен с той или иной командой лоцмана относительно действий буксиров, то он в любой момент может отменить эту команду и дать свое собственное указание, которое подлежит беспрекословному исполнению со стороны личного состава буксирных катеров и береговых швар-товщиков.
Лоцману воспрещается без согласия капитана оставлять судно раньше, чем он поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте или выведет в море, за границы района, обусловленные правилами данного порта. Он может покинуть судно, если будет сменен другим лоцманом.
Кодекс торгового мореплавания Союза ССР определяет, что «ответственность за аварии, 'причиненные по вине государственных морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, несет морской порт, которому подчинен лоцман». Поэтому капитан порта может запретить проводку судов, когда ее безопасному осуществлению препятствует состояние погоды или моря, а также при наличии других особых обстоятельств.
Твердое знание судоводителями и лоцманом пределов своей компетенции и ответственности, четкое разграничение и понимание обоюдных функций и, наконец, взаимное доверие при совместном управлении судном являются залогом успешного, безаварийного плавания судов на стесненной акватории и в районах, сложных в навигационном отношении.