ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ НА СУДНЕ
Как уже упоминалось, безопасность мореплавания во многом зависит от того, насколько хорошо поставлена на судне служба наблюдения
Задача обнаружения и опознавания встречных судов, плавающих мин и других объектов, особенно в темное время и при^ плохой видимости, имеет чрезвычайно важное значение, но представляет большую трудность.
Правило 29 ППСС 1960 г. специально подчеркивает, что капитан и экипаж судна несут тяжелую ответственность за последствия, какие могут произойти «...от небрежного наблюдения, или от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной морской практикой или особыми обстоятельствами данного случая».
Наблюдение на морских судах обеспечивается квалифицированной организацией службы, умелым применением различных технических средств, высокой теоретической и практической подготовкой судового состава, обслуживающего соответствующую технику. Следует, однако, заметить, что и хорошая органи^ зация дела, и вполне надежные технические средства могут оказаться неэффективными, если на судне не будет достаточно натренированных наблюдателей, умеющих оперативно выполнять в процессе обзора простейшие виды анализа и синтеза полученных данных.
Визуально-слуховое наблюдение на море — это процесс в своей основе активный: наблюдатель не просто ведет обзор окружающей обстановки, но, обнаружив судно или иной объект, беспрерывно определяет его положение относительно судна и рассчитывает параметры перемещения. Основную часть этих операций на морских торговых судах выполняет вахтенный штурман, матрос обычно ведет лишь зрительную или звуковую фиксацию обнаруженного.
Одно из главных условий надежного наблюдения — высокая бдительность. Наблюдателю в период вахты нельзя ни на минуту отвлекаться от своих прямых обязанностей какими бы то ни
было посторонними делами. Он должен только вести наблюдение.
Второе условие — наблюдение должно быть действенным, Буквально все, что попадает в поле зрения наблюдателя, сразу фиксируется им как важное для судна и тут же доносится вахтенному помощнику. Наблюдателю надо твердо усвоить, что доклад, переданный с опозданием, может потерять свое значение или хуже того—создать для судна крайне опасную ситуацию. Не менее важным требованием наблюдения является точность и обстоятельность результатов обзора. Полученные сведения должны быть максимально достоверными. Вместе с обнаружением наблюдатель обязан быстро опознать судно или иной объект и хотя бы приблизительно определить его положение. Матросы, выставляемые в качестве наблюдателей, должны знать, что всякое неполное либо искаженное донесение может ввести командование в заблуждение и дезориентировать его.
Назначая наблюдателя на вахту, необходимо тщательно его инструктировать, определяя конкретные задачи, стоящие перед ним. При этом надо особо подчеркивать важность обзора водной поверхности. Цель наблюдения за горизонтом и поверхностью моря — своевременно обнаруживать плавающие мины, рыболовные сети, различные бочки, буи, вехи, огни, сигналы и, наконец, суда.
Из поля зрения наблюдателей, входящих в состав вахтенной службы на мостике, не должны выпадать ни малейшие изменения в окружающей обстановке, включая и те, что происходят на самом судне. Термин «смотреть вперед», употребляемый на су-дах, следует понимать в смысле «смотреть вокруг по всему горизонту и водной поверхности». В тумане, при снегопаде, ливнях,, во время дымки, а также в темную ночь условия наблюдения значительно осложняются, и в этих случаях бдительность службы наблюдения должна быть особенно высокой.
На небольших расстояниях от судна, в пределах видимого горизонта, наблюдение обычно осуществляется невооруженным глазом. Для повышения дальности обзора прибегают к помощи оптических приборов, дающих соответствующее увеличение. К ним относятся бинокли, оптические пеленгаторы, дальномеры. Применение этих приборов существенно улучшает наблюдение, дает возможность обнаружить и различить мелкие объекты на дальних расстояниях-
Наблюдение на судне строят по определенной схеме, кото-ую разрабатывают заранее. По этой схеме каждому наблюда-елю отводят один из секторов, в котором он ведет тщательное наблюдение с помощью оптических приборов. Наблюдательные осты распределяют таким образом, чтобы на носовых курсовых углах обзор был максимально эффективным.
В обычных условиях плавания главные объекты наблюдения — это суда, поэтому в соответствии с положениями ППСС
весь горизонт по значению обзора разбивают на три сектора. Первый сектор (рис. 1) в пределах курсового угла правого борта 0—112°,5 называется сектором действия, так как судам, обнаруженным в этом секторе и идущим на пересечение курса, надо уступать дорогу. Второй—в пределах от 112°,5 правого борта до 112°,5 левого борта, считая по часовой стрелке, — называется сектором обгона; третий — в пределах от 0 до 112°,5 левого борта — сектором обычного наблюдения.
"^тюр обгон0" Рис. 1
Однако это не значит, что все внимание наблюдателей должно быть сосредоточено на обзоре только сектора действия. .Водная поверхность и воздушное пространство вокруг судна должны просматриваться с одинаково неослабной бдительностью. Приведенная выше схема лишь показывает, что, приближаясь к судам, находящимся в секторе действия, необходимо быть готовым уступить им дорогу. Суда, подходящие со стороны
сектора обгона, обязаны всегда сторониться пути данного судна. Что касается судов, обнаруженных в секторе обычного наблюдения, то они уступают дорогу, а данное судно сохраняет прежними кур1? и скорость, за исключением случаев, когда обнаруженные суда будут усматриваться под очень острым курсовым углом. Однако, несмотря на это, „„„ оно должно быть готовым в любой момент предпринять необходимые действия, предотвращающие столкновение.
Посты наблюдения на судне, как правило, устанавливают так, чтобы вся окружность по воде и воздуху была в поле
зрения вахтенной службы. Для этого горизонт по азимутальному кругу делится на четыре рабочих сектора, причем каждый из них должен перекрываться соседними (рис. 2). Секторы выра-46
даются в курсовых углах: 1—от у левого uupia л" «/" "г"-—-, j^ ,— о,т 5° правого борта до 95° левого; III — от 85° правого до. 175° левого; IV — от 85° левого до 175° правого борта.
На ходу судна наблюдательные посты выставляют на открытых площадках крыльев мостика с обоих бортов. Наблюдение осуществляется все время, независимо от состояния погоды и времени года.
При ограниченной видимости необходимо выставлять дополнительный пост наблюдения на баке. Важно, чтобы впередсмотрящий на баке был обеспечен хорошей связью с мостиком. В качестве такой связи обычно применяются судовая командная трансляция. Однако могут использоваться и другие средства:
прямой телефон, простой или малогабаритный электроакустический мегафон, судовой колокол.
Сигнализация колоколом с бака на ходу судна производится по следующей схеме: один удар — справа слышу сигнал, звук, вижу судно, предмет; два удара — то же слева; три удара — то же прямо по носу или на очень острых курсовых углах обоих бортов порядка 2—3°.
Дальность видимости объекта, как известно, зависит от его возвышения над водой, от высоты глаза наблюдателя и состояния моря и атмосферы. Поэтому наблюдатели обычно размешаются как можно выше над главной палубой. Если требуется достичь большей дальности обзора, то впередсмотрящего посылают на фок-мачту в наблюдательную бочку («воронье гнездо»), которая специально для этого оборудована на некоторых судах, например китобойцах, ледоколах, или направляют на салинг.
В тех случаях, когда туман низко висит над морем, но не достигает его уровня и с высоты нельзя усмотреть дальние объекты, поступают наоборот, т, е. выставляют наблюдателя насколько возможно ниже к воде, что позволяет обнаруживать суда, огни и предметы значительно раньше, чем с обычных постов.
Чтобы проверить бдительность впередсмотрящих на баке, вахтенный помощник должен через каждые 15—20 мин громко спрашивать «Как видимость?» Матросы должны отвечать «Видимость столько-то кабельтовых». Это особенно важно ночью, когда наблюдатели могут задремать или уснуть. Кроме того, такие опросы — способ проверки надежности связи между мостиком и баком.
Наблюдение за воздухом организуют так же, как и за водой. Обо всем замеченном матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику. Наблюдатель, обнаружив объект, обязан сообщить курсовой угол, определяющий направление на него, и приблизительную дистанцию. При обнаружении воздушного объекта надо дополнительно указать угол места цели, т. е. угол возвышения объекта над горизонтом.
Положение обнаруженного объекта вахтенный матрос обычно определяет на глаз. Штурман, получив донесение от наблюдателя, уточняет направление на объект: по картушке компаса фиксирует пеленг, а по азимутальному кругу — курсовой угол. Расстояние проверяют с помощью радиолокатора.
Азимутальный круг компаса разделен на градусы, в большинстве случаев от 0 до 360° по часовой стрелке, но могут быть! деления и от 0 до 180° в каждую сторону. Так как азимутальный индекс пеленгатора расположен у глазной мишени, а у оптических пеленгаторов— возле окуляра, то нулевое деление круга;
обычно находится в кормовой части компаса. Несмотря на это, отсчет курсовых углов при определении направлений на объект ведут от носовой половины диаметрали в обе стороны, т. е. от О до 180° вправо и влево. Таким образом, к каждому численному значению курсового угла всегда надо добавлять наименование борта, с которого виден объект, например: «Судно, курсовой угол правого борта 40°». На практике доклады формулируют в более краткой форме, например: «Судно, справа 40» или «Белый огонь, слева 10», или «Мина, прямо на носу, дистанция 7». Обычно дистанцию выражают в кабельтовых, реже — в милях. О самолетах и вертолетах докладывают так: «Самолет, справа 20, дистанция 5 миль, угол места 10».
Как уже упоминалось, курсовой угол на обнаруженный объект и расстояние до него часто определяют на глаз — антретно. Для выработки навыков правильной оценки рекомендуется проводить специальные тренировки Обнаружив в море при хорошей'видимости судно или какой-либо предмет, матросам и штурманам предлагают определить на глаз курсовой угол и дистанцию до него. Эти же данные снимают с экрана радиолокатора и, сопоставив их, объявляют результаты наблюдателям и записывают в тетрадь. Учет ошибок каждого наблюдателя позволит следить, как быстро приобретаются навыки.
Способность правильно оценивать на глаз, т. е. антретно расстояния до берега, причала и т. д., особенно при малых дистанциях, имеет важное значение для судоводителей. Хороший опыт в этом отношении дает возможность лучше ориентироваться во время плавания, при постановке на якорь и швартовных операциях.
В период плавания вблизи берегов, на путях интенсивного судоходства, в обычных районах морского промысла, в проливах и других узкостях, на подходах к портам и рейдовым стоянкам, в зоне ледовых образований, при ограниченной видимости и в темное время суток службу наблюдения необходимо усиливать, выставляя дополнительные посты и тщательно инструктируя людей.
Напряженное визуально-слуховое наблюдение очень быстро утомляет человека и снижает его способность к восприятиям. Поэтому вахта вперение не более 2 ч, а в тропиках, полярных зонах, в зимние месяцы средних широт и при ненастной погоде вахту наблюдения необходимо сменять через каждые 30 мин, и во всяком случае она не может продолжаться более 1 ч. В обычной обстановке вахтенные матросы ведут наблюдение поочередно, сменяя друг друга на посту ежечасно в продолжение каждой четырехчасовой вахты.
В тумане и иных условиях, снижающих видимость, большое внимание следует уделять слуховому наблюдению. Чем раньше сумеет вахтенный воспринять любой звук, несущий предостерегающую информацию, тем больше будет у штурмана шансов избежать опасность. Вахтенная служба на мостике должна знать, что всякого рода надводные звуковые сигналы — лишь фактор предупреждения об опасности, но они ни в коем случае не служат средством для точного определения положения источника звука относительно судна, а тем более средством определения места судна. Действительное направление на звучащий объект часто не соответствует тому-румбу, с которого он слышен. По законам акустики при распространении в воздушной среде звук испытывает на своем пути различные преломления, оопазуя так называемые звуковые арки, мертвые зоны, отра-;!у-|ясь от всяких препятствий в виде эхо и т. д. Поэтому нельзя к'. силе звука судить о расстоянии до его источника.
Матросов, назначаемых на вахту в качестве впередсмотря-
•; ^к, необходимо систематически обучать правилам наблюдения.
•"'•1 должны понимать причины возникновения различных явле-: ?; , наблюдаемых на море, и их значение для судна. Особенно j ! касается вахты, которую несут при ограниченной видимости '- ;тав такой вахты обязан знать основные признаки близости " •' era или мелководья и уметь отличить их от нормального со-^ яния- окружающей обстановки. К таким признакам, в част-! •'.W, относятся: резкое изменение силы и направления ветра при сохранении общих синоптических условий в данный момент:
быстрое и четко выраженное изменение характера волнения при сохранении общего направления и силы ветра; изменение |цвета и прозрачности воды; появление необычно большого количества морских птиц и зверя; заметное увеличение количества всяких плавающих на воде предметов: бревен, плавника, гравы, водорослей; обнаружение различных звуков: шума прибоя, крика птиц, и т. д. Следует заметить, что в настоящее время, когда ючти каждое судно вооружено радиолокагором, установить приближение к берегу не составляет труда, тем не менее зна-№е перечисленных признаков при определенных условиях мо-^кет оказать немалую услугу.
Осуществляя наблюдение за обстановкой вокруг судна, не-'^ходимо ясно сознавать, что при плавании нет таких «мело-
чей>\ которые бы не заслуживали внимания. Любые, пусть даже;
на первый взгляд самые мелкие и вроде бы ничего не значащие] явления и изменения в окружающей обстановке не должны! оставаться незамеченными вахтенной службой. Каждое такое явление или изменение, даже взятое в отдельности, а тем более.. в общей взаимосвязи с другими данными, может дать опытному]
----„. ,,„„„.р,_ у-гпчнить ПОЛ
ленно и обстоятельно информировать капитана обо всем," что связано с безопасным движением и состоянием судна, — одна из наиболее частых причин аварий.
может дать опытномуД позво~
В апреле 1967 г. теплоход «Ижма», следуя в порт-пункт Посьет, коснул-
ичпг'пячи г ли vi ид"' ^,^.-.—-—, ,, ."я грунта на банке Иванова и получил большие повреждения корпуса. Это В общей взаим" . „г^ уточнить положение судна И ПОЗВО- ^изошло потому, что вахтенный старший помощник допустил опасное судоводителю ВОЗМОЖН лчрт'но меиы ДЛЯ избежания угроза сближение с берегом и не только не доложил об этом, но даже не выполнил ПИТ ему Предпринять своеврсмс!» у ^ распоряжения капитана разбудить его в назначенное время.
аварии.