ГЛАВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ВАХТЕННОЙ СЛУЖБЫ

Специфика работы на морском торговом судне состоит, во-первых, в том, что морское судно всегда, за исключением перио­дов докования, находится на плаву и, во-вторых, оно постоянно движется, причем не только тогда, когда совершает переходы между портами, но и когда стоит на якоре, бочке или даже у стенки причала.

При стоянке на рейде судно под влиянием ветра и течений ходит вокруг точки, в которой лежит якорь, а стоя на швартов­ных тросах у причала или на бочках, оно также нередко пере­мещается под воздействием прилизно-отливных колебаний уров­ня моря или «тягуна».

Большую часть эксплуатационного времени морское суд­но проводит в плавании, нередко преодолевая жестокие штормы, снежную пургу, двигаясь в густом тумане, во льдах и т. п. Пре­бывание в сложной навигационной обстановке неизменно сопря­жено со всякими неожиданностями, внезапными изменениями обстоятельств плавания, грозными опасностями. Все это предъ­являет особые требования к личному составу и организации службы на судне. Основной формой такой службы является вахта.

Вахта — это особый вид дежурства на судне. Вахтенный должен неотлучно находиться на своем служебном посту или рабочем месте.

Вахта устанавливается в тех случаях, когда требуется не­прерывное исполнение обязанностей, повышенное внимание к трудовому процессу, неослабный контроль и наблюдение за ра­ботой людей и действием механизмов, высокая бдительность и оперативность.

Круглосуточная вахта лежит в основе всей организации службы на морском флоте. Она призвана обеспечить нормаль-

ную эксплуатацию судна, его безопасное движение, живучесть и постоянную готовность к любым непредвиденным действиям. Организация вахтенной службы на судне базируется на сле­дующих главных принципах:

непрерывность дежурства и выполнения определенных слу­жебных обязанностей (вахта несется круглые сутки, днем и ночью, на ходу и на стоянках, во время эксплуатации, ремонта и отстоя, всегда, пока на судне имеется капитан и экипаж);

безотлучное пребывание на служебном посту или рабочем месте; никто из членов судового экипажа, несущих вахту, не имеет права самовольно, без ведома и разрешения непосредст­венного начальника, оставлять на какое бы то ни было время свой пост или передавать, хотя бы временно, кому-либо друго­му исполнение своих обязанностей;

постоянное наблюдение и строгий контроль за производственным процессом; контроль и наблюдение — это непременные условия безопасной и успешной деятельности судна. Состав вахтенной службы в продолжение всего срока, обусловленного графиком или расписанием, обязан пребывать в состоянии бодрствования; он должен беспрерывно вести внимательное наблюдение за окружающей обстановкой и тщательно контро­лировать как положение самого судна, так и работу механиз­мов, приборов, технических систем, агрегатов и иного судового оборудования;

своевременное и точное исполнение всех требований и поло­жений нормативных документов; каждый вахтенный, будучи на своем посту, обязан не только твердо знать, но и неуклонно со­блюдать, добросовестно выполнять все законы, приказы, распо­ряжения, правила, инструкции и другие регламентирующие документы (Кодекс торгового мореплавания СССР, Правила для предупреждения столкновений судов б море, Устав службы на судах морского флота. Правила технической эксплуатации судов морского флота и т. д.);

неослабная бдительность состава вахтенной службы; каж­дый вахтенный обязан быть постоянно готовым к немедленному восприятию любой информации, быстрому анализу создавшей­ся ситуации, экстренным и решительным действиям, диктуемым обстановкой.

В этих целях вахтенный должен обладать необходимым опы­том и способностью предвидеть ход событий, критически оцени­вать всякую неожиданность и мгновенно на нее реагировать, принимая правильные решения;

высокая ответственность вахтенных за порученное дело;

каждый вахтенный несет большую ответственность за успешный и благополучный исход производственного процесса в течение срока своего дежурства, подготавливая вместе с тем условия для дальнейшего нормального продолжения этого непрерывного процесса. В деятельности любого вахтенного на любом посту недопустимы халатность, беспечность и благодушие.

Круглосуточное дежурство на судне подразделяется на бере­говые, или стояночные и морские, или ходовые вахты.

Береговые вахты устанавливаются при стоянке судна в пор­ту у причала или берега на швартовах, а также в доке; морские вахты — в период плавания, т. е. во всех случаях, когда судно считается на ходу под действием своего двигателя, лежит в дрейфе, буксируется, пришвартовано к другому судну, находя­щемуся в море, а также стоит на якоре, бочке и т. д.

Во время стоянки судна на рейде закрытого порта на якоре или на бочке в отдельных случаях, по усмотрению капитана, может назначаться береговая вахта.

Общая организация вахтенной службы на судне возложена на капитана, но непосредственно руководят этой работой и рас­пределяют людей по вахтам начальники каждой отдельной службы по подчиненности.

Так, во главе вахты по палубной части стоит помощник ка­питана, по машинной—механик. Другие судовые подразделе­ния, например радиотехническая служба, пассажирская служба и т. д., также обеспечиваются соответствующей вахтой по спе­циальным графикам. Ответственность за организацию таких вахт несут руководители служб, они составляют расписания дежурств, согласовывая их с капитаном.