Влияние искусства на науку
Если влияние науки на искусство вызвано, прежде всего, наличием в искусстве познавательного компонента, то обратное влияние — искусства на науку — обусловлено присутствием в научной деятельности эстетической составляющей. Именно искусство как тот вид деятельности, которому принадлежит приоритет в удовлетворении художественных потребностей человека, является главным средством формирования чувства прекрасного, умения оценивать эстетические качества предметов и явлений.
Ряд характеристик и критериев, используемых учёными для оценки научных идей, гипотез и теорий, являются существенно эстетическими. Например, это такие качества, как простота концепции, её логическая стройность и связность; тонкая симметрия и гармония математических формул; красота онтологической архитектуры мира, выраженная в точных законах; остроумие и элегантность доказательства; лаконичность изложения; изящество схождения ранее независимых научных направлений
в единую теорию. Разумеется, эти качества не возникают как результат целеустремленных усилий учёного (подобно стремлениям художника или композитора, прямо добивающихся эстетического совершенства произведения). Но достойно удивления то, что эти качества появляются как результат самих же когнитивных устремлений науки.
Для учёного эстетические критерии выступают дополнительным, но весьма мощным средством проверки истинности его интеллектуальных конструкций. Следует заметить, что эстетические критерии являются не отвлечёнными, а весьма содержательными для науки. Они базируются, как правило, на глубокой убеждённости человеческого разума в красоте мироздания. Яркий пример такой убеждённости даёт учение и творчество Г.В. Лейбница; известно, что сформулированный им принцип совершенства Лейбниц расценивал как глубочайшее метафизическое положение. Весьма многочисленны высказывания учёных об изначальной красоте мироздания и о роли эстетического чувства в научной работе. Укажем для примера на взгляды крупнейшего физика Поля Дирака. Он считал, что математически выраженные законы природы обладают особой красотой. Это даёт физику-теоретику эвристически плодотворный метод. Если учёный видит, что теория некрасива и содержит в себе уродливые части, то именно в них сокрыто заблуждение; подобный приём «изыскания математического изящества является... наиболее существенным для теоретиков»1. Анализируя работу и результаты Э. Шредингера, П. Дирак подчёркивает, что залог успеха состоит в том, чтобы «обладать действительно верной интуицией» и «работать, пытаясь получить уравнения, отличающиеся красотой»2.
Искусство выступает для учёного важным фактором, стимулирующим творческую деятельность, вызывающим у него состояние эмоционального подъёма и вдохновения, раскрепощающим фантазию и воображение. Искусство просветляет и обогащает его разум. Биографические наблюдения показывают, что многие крупные учёные были весьма не чужды искусству. А. Эйнштейн играл на скрипке, М. Планк был талантливым пианистом, Л. Эйлер занимался теорией музыки и вопросами цвето-музыкальных ассоциаций, а И. Пригожин связал свою жизнь с музыкой уже в раннем детстве (он выучил ноты раньше, чем научился читать).
Ещё один источник взаимосвязи науки и искусства лежит в их общей укоренённости в целостной культурно-исторической эпохе. Экспрессивные возможности искусства весьма велики. Искусство отражает определённые фундаментальные черты мироощущения эпохи — и именно такие,
1 Дирак П. Электроны и вакуум. М, 1957. С. 4-5.
2 Холтон Дж. Тематический анализ науки. С. 118.
которые может выразить только оно. Так, музыка, родившаяся в XX в., не может оказаться тождественной музыке барокко, ведь сам XX в. звучит по-другому в сравнении с прошлыми эпохами. Искусство воспроизводит тончайшие интуиции, обострённо отзываясь на глубинные культурные процессы. То, что ещё незаметно на рационально-дискурсивном уровне, часто уже схвачено художественным чутьём. Искусство — это чувствительнейший орган человеческого сознания.