И. Ньютон
Высшим достижением научной революции можно считать результаты Исаака Ньютона (1642-1727). В опубликованных в 1687 г. ньютоновских «Математических началах натуральной философии» были подведены итоги столетнему становлению точного естествознания и представлена математико-физическая теория движущейся протяжённой материи. Ньютоновские три закона механики и закон всемирного тяготения связали в единую картину законы движения планет И. Кеплера, а также результаты Г. Галилея, Р. Декарта, X. Гюйгенса и др. Была создана общая теория, описывающая столь различные феномены, как формы планетных орбит, падение тел, приливные явления. И. Ньютон оставил будущим поколениям учёных слож-
16 - 1410 Ушаков
ную задачу изучения загадочной силы тяготения, обладающей свойством дальнодействия.
Достижения И. Ньютона оказали огромное влияние на учёных. Ведь впервые была предложена, по сути дела, универсальная математическая концепция архитектуры мироздания. Материя предстала в ней как некое единое целое, как организованная система силовых взаимодействий, причём система принципиально реляционная, связанная воедино, т.к. между любыми двумя телами действует взаимная сила притяжения. Многовековые поиски теории единства мира увенчались созданием учения, которое было сформулировано точно, в количественных терминах.
Не менее важным было воздействие методологии И. Ньютона, как конкретных математических методов, так и общих методологических установок. С именем И. Ньютона связывают знаменитый афоризм «гипотез я не измышляю» («hypotheses nonfingo»). Он был направлен в пику картезианцам, применявшим повсюду свои априорные и универсальные объяснительные принципы. К этому времени стратегия картезианской науки состояла в неустанном выдвижении интуитивно правдоподобных гипотез, восходящих к однажды принятым несомненным первоначалам. Картезианцы щедро предлагали объяснения для всего, что только попадало в их поле зрения. И. Ньютон же, столкнувшись с проблемой гравитационного дальнодействия, противоречащего контактной физике картезианцев, отказался от поиска скороспелых объяснений и пошёл по пути математического описания свойств изучаемого явления, в некотором смысле по пути математического феноменализма. Он подчёркивал, что вопрос «что такое сила вообще?» он оставляет без рассмотрения и сосредоточивается лишь на изучении математических закономерностей проявления силы тяготения. Интеллектуальный прорыв И. Ньютона явился примером для последующего развития физики: с тех пор в трудных ситуациях, связанных с выходом в неизвестное, поиск удовлетворительного математического формализма идёт в некотором смысле впереди физического «здравого смысла» (математическая гипотеза), как это происходило, например, в драматический период создания квантовой механики.
Важными ориентирами для последующей науки оказались и тезисы И. Ньютона о простоте и единообразии природы, о наличии у материи фундаментальных физических свойств, а также представления об абсолютном времени и пространстве, вошедшие в основания классической механики.
В области конкретных математических методов И. Ньютону (наряду с Г.В. Лейбницем) принадлежит честь создания аппарата математического анализа — дифференциального и интегрального исчисления. Математический анализ стал новым языком описания физических явлений; в будущем он открыл дорогу особому типу физических законов — структурным законам,
описывающим микроструктуру физических сред (таковы, например, дифференциальные уравнения поля); это вывело естествознание к совершенно новым горизонтам. И. Ньютону принадлежат и другие важнейшие результаты в математике и физике (особенно в оптике). Интересно, что в творчестве И. Ньютона отразилось все многоцветие эпохи барокко. В круг его обширных интересов входили и натурфилософско-ренессансные идеи, увлечение алхимическими проектами, интенсивные теологические изыскания.
Воздействие И. Ньютона на последующее развитие науки колоссально. Ньютоновская механика явилась для современников и потомков эталоном научного знания. Именно с интеллектуальным прорывом И. Ньютона научная революция XVI-XVII вв. достигла своей окончательной победы.
Гуманитарная наука
Однако представленная здесь картина была бы неполной без указания на обновление и гуманитарного знания. На протяжении XVI-XVII вв. происходит разрыв с системой средневековых представлений о человеке и обществе, разрабатываются сугубо светские учения о государстве, социально-политическом устройстве, праве. Человек рассматривается как носитель естественного права, а государство — как результат договорного процесса между свободными индивидами.
По образцу корпускулярно-атомистической концепции материи в естественных науках социальные мыслители развивают идеи социального атомизма и ищут законы социальной жизни, аналогичные законам механического движения. Новое гуманитарное знание стремится к точности, сравнимой с точностью естествознания.
Среди влиятельных социальных теоретиков следует назвать Ж. Бодена (1530-1596) и Г. Гроция (1583-1645). Знаменитый голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) пытался построить абсолютную монистическую мировоззренческую систему, в которой религиозная идея и этическое учение оказались бы совместимыми с идущим из новой науки жёстким механицизмом; важное место в сфере интересов Б. Спинозы заняли проблема человека, его свободы и разума, а также вопросы политического устройства. Но, пожалуй, наиболее влиятельными социальными мыслителями были англичане Томас Гоббс и Джон Локк.
Т. Гоббс (1588-1679), мечтавший стать «Галилеем социальных наук», разрабатывает общую метафизику механических тел и трактует социальные образования как искусственные тела. Т. Гоббс порывает с идущей из Античности концепцией человека как общественного существа и развивает последовательно-индивидуалистическое представление о человеческой природе. Государство с этой точки зрения есть результат договора индивидов, средство защиты от войны всех против всех, присущей человечеству в его естественном состоянии. Работы Т. Гоббса воздействовали
на последующих мыслителей. Проблема социального порядка называется в социологии проблемой Гоббса.
Дж. Локк (1632-1704) известен своей сенсуалистической теорией познания и социально-политическими работами. Он развивает учение о правах человека, об общественном договоре, о разделении ветвей власти в цивилизованном государстве. Государство, по Дж. Локку, оказывается неким минимумом принуждения, который необходим индивидам для гарантии своих свобод. Дж. Локк стоит непосредственно у истоков идеологии социально-политической системы либерализма (от лат. liberalis — «свободный»).