Античная Греция и становление науки

Решающим этапом в становлении рационального проекта познания мира явилось культурное развитие Древней Греции. Античная греческая культура в известном смысле оказалась уникальной средой для становле­ния философии и науки.

Вообще, происхождение науки не является самоочевидным результатом развития человеческого общества. Скорее, наоборот, для становления пол­ноценной науки необходимо достаточно сложное и редкое сочетание усло­вий. Поэтому, хотя в традиционалистских обществах Азии, Африки и доколумбовой Америки и накапливались различные, порой весьма серьёзные знания, общий ход цивилизационных процессов не привёл к возникновению в этом обществе науки как автономного предприятия. Только Древняя Гре­ция обладала соответствующим культурным потенциалом, необходимым для появления науки. В древнегреческой культуре возникает научно-фило­софское мировоззрение, ставшее для науки мировоззренческим фундамен­том. Древняя Греция создаёт теоретический фон познавательного поиска (§2.1), благодаря которому античная наука стала развиваться не по пути накопления разрозненных наблюдений и знаний прикладного характера, а оформилась как последовательный рациональный проект, нацеленный на постижение устройства мира, его характеристик и закономерностей.


Если мифология задаёт человеку нерасчленённое видение мира как целого, схваченное в нарративных (т.е. рассказанных) сюжетах о происхож­дении мира, человека, народов, профессий и т.п., то теоретическое сознание пытается различить в мире его элементы, внутренние закономерности, произ­водя знание улучшаемое, уточняемое, подлежащее обоснованию.

К числу условий, способствовавших становлению научно-рациональ­ного проекта, относится прежде всего мыслительная свобода древних греков, связанная с тем, что религиозность античной Греции была весьма специфична: в отличие от восточных деспотий, в Древней Греции религи­озные верования не были связаны с жёсткой регламентацией индиви­дуальной и общественной жизни. У греков отсутствовала каста жрецов, столь влиятельная в восточных государствах. Древнегреческие верования не задавали столь же консервативного, как на Востоке, жизненного укла­да. Наоборот, они оставляли достаточно пространства для самостоятель­ного интеллектуального поиска — поиска начал бытия.

Интересно также, что для древних греков с начала архаического перио­да была характерна повышенная активность, выразившаяся, помимо про­чего, в их интенсивном колонизационном расселении (с VII в. до н.э.). По сравнению с окружавшими их оседлыми народами греки ярко выделялись своим деятельным характером, предприимчивостью, миграционной по­движностью. Они привыкли полагаться на себя, на свои способности, про­являя при этом живой интерес к окружающему миру. Важную роль играло демократическое устройство античных городов; политический опыт греков способствовал воспитанию свободного гражданина, оттачиванию рацио­нально-критических коммуникативных навыков. Особый дух состяза­тельности, соревновательности, называемый ныне агонистикой, тоже, играл огромную, роль в становлении античной ментальности. Интерес древних греков к окружающему миру оформился в рационально-фило­софское мировоззрение в целом, которое в свою очередь явилось концеп­туальным фундаментом собственно научного проекта. Современное понятие научного исследования как свободного состязательного поиска истины сообществом критично мыслящих людей связано прямыми род­ственными узами именно с античной ментальностью.

К совокупности предпосылок, способствовавших становлению рацио­нального мировоззрения, следует также отнести то, что, как показал М.К. Петров, древнегреческому обществу был присущ особый тип трансля­ции социального опыта. Там человеческая деятельность понималась универсализированно, в рационально-понятийных категориях, что способствовало становлению универсализированных структур научного знания. В традици­онных же культурах, для которых характерен именно профессиональный способ трансляции социального опыта (т.е. жёсткое закрепление професси-


ональных групп в рамках каст), становление полноценной науки оказывает­ся невозможным. Кроме того, для науки необходима развитая письменная культура, поддерживающая рационалистический проект. Важны и тонкие лингвистические особенности того языка, который служит исходной сре­дой концептуального продвижения. М.К. Петров показывает, что как раз лингвистические структуры древнегреческого языка удачно поддерживали проект рационально-понятийного освоения действительности1.

Итак, достижением античной ментальности явилось становление ра­ционального проекта в целом. Освобождаясь от схем мифологического мышления, познающий человек ищет обобщающие категории, фиксирую­щие и упорядочивающие многообразие чувственного опыта, и теорети­ческие структуры, способные объяснить строение мира, его устойчивые основы, смысл и причины его изменений. Античность вырабатывает та­кие понятия, как бытие, единое, идеи, сущность и др. Отметим, что важ­нейшую роль в античном мышлении играл этический интерес. Этические устремления (от гр. ethos — «нрав, характер») в античном понимании означали заботу об устройстве жизни полиса (античного города-государ­ства), разумных законах, регулирующих его жизнедеятельность, и заботу о гражданине полиса, о его добродетельном поведении и следовании общественным идеалам. Социально-политический опыт античных греков отразился и в их натурфилософских представлениях. Так, само понятие разумного устройства природы, т.е. закона природы, пришло из социаль­но-юридической практики полисной демократии. Того же происхожде­ния важнейшее для науки понятие причинности.

Представления о неизменном, объективном и разумном миропорядке (логосе) легли в основу и представлений об идеале познания: таковым является истинное знание (эпистеме), в противоположность субъективно­му, изменчивому мнению (докса). При этом истинное знание существует не в виде фрагментарных практических советов, а, преследуя абсолютные цели, является чистым, созерцательным, теорийным (от гр. theoreia — «созерцание»). Это, разумеется, не означает, что философско-научные зна­ния не могут быть применены на практике; речь идёт лишь о централь­ном устремлении античного познавательного проекта. Рационально-созерцательное познание кристаллизуется в космологических, натурфилософских концепциях высочайшего уровня абстракции. На этом уровне разворачивается исследовательский поиск первоосновы мира, структурных элементов материи, основных принципов устройства мира и его общих закономерностей.

1 Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991; Петров М.К. Социально-культурные ос­нования развития современной науки. М, 1992.