Античная Греция и становление науки
Решающим этапом в становлении рационального проекта познания мира явилось культурное развитие Древней Греции. Античная греческая культура в известном смысле оказалась уникальной средой для становления философии и науки.
Вообще, происхождение науки не является самоочевидным результатом развития человеческого общества. Скорее, наоборот, для становления полноценной науки необходимо достаточно сложное и редкое сочетание условий. Поэтому, хотя в традиционалистских обществах Азии, Африки и доколумбовой Америки и накапливались различные, порой весьма серьёзные знания, общий ход цивилизационных процессов не привёл к возникновению в этом обществе науки как автономного предприятия. Только Древняя Греция обладала соответствующим культурным потенциалом, необходимым для появления науки. В древнегреческой культуре возникает научно-философское мировоззрение, ставшее для науки мировоззренческим фундаментом. Древняя Греция создаёт теоретический фон познавательного поиска (§2.1), благодаря которому античная наука стала развиваться не по пути накопления разрозненных наблюдений и знаний прикладного характера, а оформилась как последовательный рациональный проект, нацеленный на постижение устройства мира, его характеристик и закономерностей.
Если мифология задаёт человеку нерасчленённое видение мира как целого, схваченное в нарративных (т.е. рассказанных) сюжетах о происхождении мира, человека, народов, профессий и т.п., то теоретическое сознание пытается различить в мире его элементы, внутренние закономерности, производя знание улучшаемое, уточняемое, подлежащее обоснованию.
К числу условий, способствовавших становлению научно-рационального проекта, относится прежде всего мыслительная свобода древних греков, связанная с тем, что религиозность античной Греции была весьма специфична: в отличие от восточных деспотий, в Древней Греции религиозные верования не были связаны с жёсткой регламентацией индивидуальной и общественной жизни. У греков отсутствовала каста жрецов, столь влиятельная в восточных государствах. Древнегреческие верования не задавали столь же консервативного, как на Востоке, жизненного уклада. Наоборот, они оставляли достаточно пространства для самостоятельного интеллектуального поиска — поиска начал бытия.
Интересно также, что для древних греков с начала архаического периода была характерна повышенная активность, выразившаяся, помимо прочего, в их интенсивном колонизационном расселении (с VII в. до н.э.). По сравнению с окружавшими их оседлыми народами греки ярко выделялись своим деятельным характером, предприимчивостью, миграционной подвижностью. Они привыкли полагаться на себя, на свои способности, проявляя при этом живой интерес к окружающему миру. Важную роль играло демократическое устройство античных городов; политический опыт греков способствовал воспитанию свободного гражданина, оттачиванию рационально-критических коммуникативных навыков. Особый дух состязательности, соревновательности, называемый ныне агонистикой, тоже, играл огромную, роль в становлении античной ментальности. Интерес древних греков к окружающему миру оформился в рационально-философское мировоззрение в целом, которое в свою очередь явилось концептуальным фундаментом собственно научного проекта. Современное понятие научного исследования как свободного состязательного поиска истины сообществом критично мыслящих людей связано прямыми родственными узами именно с античной ментальностью.
К совокупности предпосылок, способствовавших становлению рационального мировоззрения, следует также отнести то, что, как показал М.К. Петров, древнегреческому обществу был присущ особый тип трансляции социального опыта. Там человеческая деятельность понималась универсализированно, в рационально-понятийных категориях, что способствовало становлению универсализированных структур научного знания. В традиционных же культурах, для которых характерен именно профессиональный способ трансляции социального опыта (т.е. жёсткое закрепление професси-
ональных групп в рамках каст), становление полноценной науки оказывается невозможным. Кроме того, для науки необходима развитая письменная культура, поддерживающая рационалистический проект. Важны и тонкие лингвистические особенности того языка, который служит исходной средой концептуального продвижения. М.К. Петров показывает, что как раз лингвистические структуры древнегреческого языка удачно поддерживали проект рационально-понятийного освоения действительности1.
Итак, достижением античной ментальности явилось становление рационального проекта в целом. Освобождаясь от схем мифологического мышления, познающий человек ищет обобщающие категории, фиксирующие и упорядочивающие многообразие чувственного опыта, и теоретические структуры, способные объяснить строение мира, его устойчивые основы, смысл и причины его изменений. Античность вырабатывает такие понятия, как бытие, единое, идеи, сущность и др. Отметим, что важнейшую роль в античном мышлении играл этический интерес. Этические устремления (от гр. ethos — «нрав, характер») в античном понимании означали заботу об устройстве жизни полиса (античного города-государства), разумных законах, регулирующих его жизнедеятельность, и заботу о гражданине полиса, о его добродетельном поведении и следовании общественным идеалам. Социально-политический опыт античных греков отразился и в их натурфилософских представлениях. Так, само понятие разумного устройства природы, т.е. закона природы, пришло из социально-юридической практики полисной демократии. Того же происхождения важнейшее для науки понятие причинности.
Представления о неизменном, объективном и разумном миропорядке (логосе) легли в основу и представлений об идеале познания: таковым является истинное знание (эпистеме), в противоположность субъективному, изменчивому мнению (докса). При этом истинное знание существует не в виде фрагментарных практических советов, а, преследуя абсолютные цели, является чистым, созерцательным, теорийным (от гр. theoreia — «созерцание»). Это, разумеется, не означает, что философско-научные знания не могут быть применены на практике; речь идёт лишь о центральном устремлении античного познавательного проекта. Рационально-созерцательное познание кристаллизуется в космологических, натурфилософских концепциях высочайшего уровня абстракции. На этом уровне разворачивается исследовательский поиск первоосновы мира, структурных элементов материи, основных принципов устройства мира и его общих закономерностей.
1 Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991; Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М, 1992.