Управленческая культура руководителей ДОУ: сущность, основные характеристики, условия формирования

План ответа:

1.Актуальность проблемы формирования управленческой культуры руководителей.

2.Понятие «управленческая культура».

3.Профессиональные, деловые и личностные качества руководителя.

Литература:

1. Митин А.Н. Культура управления персоналом. Екатеринбург, Уралвнешторгиздат, 2001.

Золотарева Галина Михайловна. Формирование культуры управления персоналом в процессе профессиональной подготовки менеджеров: диссертация ... кандидата педагогических наук. – Тамбов, 2008.

3. Шекшня С.В. Управление персоналом современных организаций. М., "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997.

4. Шепель В.М. Управленческая этика. М., Экономика, 1989.

Основное содержание ответа:

В современных социокультурных условиях России развитие системы дошкольного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми его звеньями. Управление – это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития ДОУ.

Вопросы теории управления образовательными системами рассматривали такие ученые, как Ю.А.Конаржевский, М.М.Поташник, В.С.Лазарев, Л.Л.Редько, Т.И.Шамова и др. Вопросы управления дошкольным образованием изучали Н.Ф.Виноградова, О.Сафонова, Р.М. Чумичева, Л.И.Фалюшина и др.

Исследователи подчеркивают, что качество педагогического процесса определяется не только деятельностью всех сотрудников детского сада, но и деятельностью отдельных педагогов. Решающая роль здесь отводится деятельности руководителя, а именно управленческой культуре.

Управленческая культура - это, с одной стороны, особый вид культуры, связанный с воспроизводством ценностей среды в производственной жизни, с другой, - элемент управленческой деятельности, имеющий свои цели и средства их реализации, в-третьих, это характеристика профессионального и нравственного уровня руководителя (Левченко Г.Н.).

Культуру управления определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, профессионализм управленцев, применяемые методы стимулирования, восприятие персонала как достояния организации, повышение уровня удовлетворенности трудом и т.д. Сегодня культура управления – это культура сотрудничества, соучастия, консенсуса, гласности. Цель руководителя – дать каждому работнику и организации возможность максимально проявить свои способности.

По мнению А.Агеева и М.Грачева, высокий уровень управленческой культуры характеризуется способностью вести за собой людей, создавать ценностную структуру, осуществлять функции «социального архитектора». М. Вудкок и Д.Френсис предъявляют следующие требования к современному лидеру: навыки руководства, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать коллектив. Некоторые исследователи называют более 200 качеств, характеризующих успешного управленца.

По нашему мнению, руководитель ДОУ, имеющий высокий уровень культуры, должен обладать профессиональными, личностными и деловыми качествами.

К профессиональным относят те, которые характеризуют грамотного специалиста. Это:

-высокий уровень образования, педагогического опыта, компетентности в педагогической профессии;

-широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности: психологии, экономики, менеджмента;

-стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

-поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;

-умение рационально использовать время, планировать свою работу.

Личностные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

-высокие моральные стандарты;

-физическое и психологическое здоровье;

-внутренняя и внешняя культура;

-справедливость, честность;

-отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;

-оптимизм, уверенность в себе.

Но обладание ими – тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо руководителем делают человека деловые качества:

-умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;

-доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;

-контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);

-инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;

-умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

-стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность к риску.

Л.И.Фалюшина отмечает, что показателями высокого уровня управления ДОУ являются:

-высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;

-успешность деятельности педагогов и детей;

-сохранение здоровья детей;

-полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе;

-благоприятный климат в коллективе;

-атмосфера творчества, сотрудничества.