Технология развивающего обучения.

5.Игровые технологии в обучении детей математике

6. Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей

Литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников - М., «Владос». 2003 - 400 с.

2. Давайте поиграем./ Под редакцией А.А.Столяра. М., 1991. – 200 с.

3. Жуйкова Т.П. Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 47-50.

4. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста - М., «Просвещение». 1974 - 368 с.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - М., «Просвещение». 1990 - 94 с.

6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. 1991. – 160 с.

7. Ребенок в мире культуры / Под ред. Р.М. Чумичевой - Ставрополь «Ставропольсервисшкола». 1998 - 558 с.

8. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. Москва-Воронеж., 2005 - 388 с.

9. Язвинская С.Д. Математическое развитие детей дошкольного возраста - Ставрополь «Юг - ЭксПресс», 2001 - 117с.

Основное содержание ответа:

Понятия «технология», «педагогические технологии», «математическое развитие детей». Понятие «развивающие технологии».

В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения. Психологические основы развивающего обучениябыли обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Ориентация на понятие Л.С.Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании. Последователи ученого: А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и В.В., Давыдов. З.И.Калмыкова, Е.Н.Кабанова, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская, Г.К.Селевко и другие.

Технология развивающего обученияпредполагает взаимодействие педагога и ребенка на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения различных задач посредством организации диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучениявключает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. В практике школьного обучения получили наибольшее распространение технологии развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, которые могут быть взяты за основу построения образовательного процесса в ДОУ, направленного на развитие на развитие математических представлений и формирование математических способов у детей дошкольного возраста.

Дидактическими основами развивающего обучения являются общедидактические принципы. В обучении дошкольников математике один из главных является принцип развивающего обучения. Суть его - под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность в целом. Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно (по Л.С. Выготскому и Г.С. Костюку) сориентировано на «зону ближайшего развития», а также используется принцип воспитывающего обучения – необходимость обеспечения в учебном процессе условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе (Ж. Руссо и И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский и др.); принцип гуманизации учебного процесса – в основе лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения; принцип индивидуального подхода - предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных математических способностей (К.Д. Ушинский); принцип научности и доступности (по А. Фунтикова), принцип осознанности и активности, принцип систематичности и последовательности (А.М. Леушина), принцип наглядности (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский).

В последнее десятилетие вопросы развивающего обучения рассматриваются тесно в связи с интеграцией программных задач, интеграцией разных видов деятельности, особенно это характерно для обучения дошкольников математике. При этом, следует различать, когда математическая деятельность используется как основная деятельность, а когда, наоборот - как часть (в изодеятельности или музыкальной деятельности и др.).

Методические особенности развивающего обучения: проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, моделирование, экспериментирование, обучающие игры, саморегуляция, самоуправление, организация коллективно-распределительной деятельности, неравномерность и индивидуальность развития, социальная среда является существенным фактором формирования личности, занимательность и реальность предметного мира и явлений, знаки и символы предметов быта и природы, познавательные средства (модели, графики, схемы) взаимодействие с окружающим миром. («Дошкольник изучает математику» Т.И. Ерофеева, «Математика в детском саду» В.П. Новикова, «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» Ю.М. Горвиц и др., «Развивающие игры» Б.П. Никитин, «Методика обучения математике в детском саду» Е.И. Щербакова).

Таким образом, основная цель развивающего обучения ребенка математике заключается в обеспечении развития его личности, раскрыть перед ним средства и способы познания мира, сформировать у него основу личностной культуры, в том числе основы культуры познания и научить использовать математические понятия и способы в их жизни.

Игровые технологии в обучении детей математике (Р.М. Чумичева, Т.С. Шевченко):

· «инсценировка», «разыгрывание» ситуации в ролях (сказка «Двенадцать месяцев» и др.);

· ролевые игры с предписаниями и конкретными ролями («Супермаркет», «Ателье» и др.);

· деловые игры - дидактические («Бизнесмен», «Кроссворды», «Аукцион» и др.);

· компьютерные игровые имитационные технологии.

Специфика игровых технологий:

· вносит учебно-развивающий эффект в познание детьми математики;

· систематизирует содержания коммуникативно-интерактивного математического учебного материала;

· воссоздает структуры делового взаимодействия в математической деятельности;

· порождает потребность в коммуникативной (специально-математической) компетентности;

Основные условия и правила внедрения игровых технологий в процесс развития математических представлений и способов деятельности:

· организация разумной, адекватной виду игровой деятельности, пространственной среды, «игрового поля»;

· осуществление взаимодействия в режиме «нормирования»;

· обязательное участие обучаемых во всем цикле игровой деятельности.

В специально организованной математической деятельности (через развивающие и игровые ситуации), а так же в самостоятельной и совместной математической деятельности со взрослыми (в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражне­ниях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.) используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и «прежде всего активность обучающегося» (В. А. Ситаров, 2002). Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. Данные современные технологии определяются как проблемно-игровые. Развитие детей зависит от созданных педагогических условий и психологической комфортности, при которых обеспечивается единство познавательно-творческого и личностного развития ребенка, а также от стимулирования проявлений субъектности ребенка (самостоятельности, инициативности, творческих начал, рефлексии) в играх, упражнениях, игровых обучающих ситуациях (В. И. Слободчиков). Важнейшее условие математического развития - организация обогащение предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы), положительное взаимодействии между взрослыми и воспитанниками; продвижение ребенка в познании математического содержания проектируется через освоение средств и способов познания; стимулирование познавательного, математического, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании способствует накоплению детьми логико-математического опыта (Л. М. Кларина), это основа свободного включения ребенка в предметную, игровую, математическую, исследовательскую деятельность: самопознание, разрешение проблемных ситуаций; решение творческих задач и их реконструирование и т. д. Содержание, средства, методы, приемы обучения математике обусловлены основными закономерностями освоения детьми способов познания, простых логико-математических связей и зависимостей, преемственностью в развитии математических способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

return false">ссылка скрыта

Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Успех приобщения дошкольника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности. Внедрение информационных технологий в обучение и развитие детей математике позволяет сделать следующие выводы:

· развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достигать поставленные математические цели;

· помогают им лучше овладеть и использовать математические знания, способы в разных видах деятельности;

· развивают у детей положительные эмоциональные реакции;

· выявляют пробелы в тех или иных видах деятельности;

обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального, математического развития необходимого для дальнейшей учебной деятельности (например, компьютерная программа фирмы "Никита", «Малыш-1», «Малыш-3», «Мышиная математика», «Игровая энциклопедия»).

Эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей детей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий, овладении основами абстрактно-логического мышления. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Основная цель педагога — использовать компьютерное игровое содержание для развития математических способностей ребенка, его памяти, мышления, воображения, речи. Каждая компьютерная математическая игра проводится с учетом основных компонентов комплексного метода. От педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно «оживить», расширить, закрепить полученный детьми опыт. Игровые проблемные ситуации, связанные с содержанием игровых задач, могут быть созданы посредством незначительных изменений в содержании математических игр.

Мультимедийый способ подачи математической информации достиг следующих результатов: (Ассоциация «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции):

· дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

· глубже постигаются понятия числа и множества;

· быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

· тренируется элективность внимания и память;

· раньше овладевают чтением и письмом;

· активно пополняется словарный запас;

· развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

· уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

· воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

· развивается воображение и творческие способности;

Значение компьютерных математических игр, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, получает себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, а обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях; развивает «когнитивную гибкость» — способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи, формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей.