IV. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

 

Термином гуманистическая психотерапия принято называть целый ряд довольно разнообразных школ и направлений, которые объединены общим пониманием цели психотерапии и терапевтических методов. Во всех этих подходах личностная интеграция, восстановление целостности и единства человеческой личности рассматривается как основная цель психотерапии, которая может быть достигнута за счет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса. Это направление называют также опытным или экспериентальным (от английского слова experience – опыт, переживание), что подчеркивает важность личного опыта и переживания человеком всей полноты своей жизни. Иногда встречается также обозначение этого направления как «экзистенциально- гуманистического», хотя собственно экзистенциальная психотерапия является одной из школ или подходов в составе гуманистического направления психотерапии.

Большинство школ гуманистического направления основываются на идеях гуманистической психологии, которая сформировалась в 50-х годах ХХ столетия. Одним из ее основателей считается А.Маслоу, сформулировавший понятие самоактуализации как высшей человеческой потребности и рассматривающий личность как уникальную целостную систему.

В основе гуманистической психологии в свою очередь лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Понятие «экзистенция» как внутреннее бытие первым сформулировал датский философ, теолог и писатель, Серен Кьеркегор (1813 - 1855) . Экзистенциализм в дальнейшем оформился как самостоятельное философское течение, и в настоящее время относится к одному из наиболее влиятельных направлений гуманистической мысли, ведущими его представителями являются в Германии - Мартин Хайдеггер (1889 - и 976), Карл Ясперс (1883-1969); в Франции - Жан-Поль Сартр (1905- и 980), Альбер Камю (1913-1960) и многие другие.

Феноменологический подход в психологии, отталкиваясь от идей философа Э. Гуссерля (1859-1938), акцентирует интерес к субъективной (личной) реальности человека, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания как основному феномену в изучении и понимании человека.

Таким образом, целостный подход к человеку как уникальной личности является фундаментальным положением гуманистической психологии. Наиболее известные школы гуманистического направления психотерапии представлены клиент-центрированной психотерапией К.Роджерса, гештальт-терапией Ф.Перлза, экзистенциальной психотерапией, развиваемой в США И.Яломом и Д.Бьюдженталем, а в Европе – Л.Бинсвангер и М.Босс. Логотерапия В.Франкла также является разновидностью экзистенциального анализа. К гуманистической психотерапии может быть отнесен также психосинтез – учение, развиваемое А.Ассанджоли, трансперсональная психотерапия С.Грофа и другие.


Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) (1902-1987) родился в предместье Чикаго, штат Иллинойс, в 1902 году. Его родители были чувствительными и любящими, но, тем не менее, искренне и догматично приверженных фундамен-талистским религиозным взглядам. Детство Карла прошло на сельскохозяйственной ферме, куда переехала семья. Он отлично учился в школе и намеревался стать фермером. В 1919 г. Роджерс поступил в Висконсинский университет, где изучал земледелие, в университете он увлекся религиозной деятельностью и стал готовиться к пасторской деятельности. В 1922 г он побывал на конференции в Китае, где провел почти полгода. Знакомство с восточной философией и религией изменило его взгляды. По возвращению в Висконсин он стал изучать историю и получил степень бакалавра в 1924 г. Затем Роджерс с женой уехал в Нью-Йорк, где вначале учился в духовной семинарии, но оставил ее, чтобы получить образование в области клинической и педагогической психологии в Колумбийском университете. В 1931 г. Роджерс получил степень доктора клинической психологии и занял должность психолога в Отделении исследования детей Общества по предотвращению жестокости к детям. В течение следующего десятилетия Роджерс активно занимался работой с делинквентными и неблагополучными детьми.

С 1940-го года он занимался клинической психологией в Колумбийском университете. В 1945 году Роджерс занял должность профессора психологии и директора университетского консультативного центра в Чикагском университете. В этот период он завершил свою главную работу "Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория" (1951).

В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вел работу в отделениях психологии и психиатрии. Впоследствии он начал программу исследований, используя психотерапию для лечения больных шизофренией. В 1964 году Роджерс стал сотрудником института бихевиоральных наук - благотворительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными исследованиями по межличностным отношениям. Четыре года спустя он занял пост в Центре по изучению человека, расположенном в том же городе.

Его избирали президентом Американской психологической ассоциации в 1946-1947 годах, и в 1956 году он первым получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку. В обращении к съезду Американской психологической ассоциации в 1972 году он подытожил свой вклад в психологию, сказав: "Я выразил идею, для которой пришло время, как будто камень был брошен в воду и поднял рябь. Идея была в том, что индивид имеет широкие внутренние возможности для изменения своей жизни, и эти возможности можно мобилизовать при соответствующих условиях" [Rogers, 1973, р. 4].

В настоящую хрестоматию включены выдержки из работы К.Роджерса «Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы». М.:"Эксмо-пресс", 1999. – 254 с. Книга была написана в 1942 г., в ней использовались материалы консультативных сессий 1939-41 г..