Какова природа жизненных установок?

 

По своему замыслу жизненные установки должны быть весьма полезны. Они позволяют осмыслить происходящее, анализировать повторяющиеся ситуации, реагировать на незнакомое без смущения. Они даже помогают выжить («Переходя через дорогу, я смотрю сначала налево, потом направо»). Без подобных установок не сможет существовать общество. Конституция, политическая идеология, законодательство. религия, школьные правила - все это установки.

 

 

 

Табл. 24. Как изменить свои установки: план для письменного анализа
• Моя старая установка: Сформулируйте своими словами эту установку.
• Эта установка следующим образом влияет на мою жизнь: Кратко изложите, как эта установка повлияла на вас.
•Я понимаю, что моя установка начинает действовать, потому что: Этот пункт предполагает перечисление признаков, указывающих на то, что на вас в данный момент влияет именно эта установка.
• Присутствие этой установки вполне объяснимо: Напишите о событиях в вашей жизни, которые способствовали формированию данной установки.
•Эта установка неадекватна: Объясните, почему она не соответствует реальному положению вещей.
•Чем чревата эта установка: Суммируйте преимущества, которые дает эта установка, и недостатки, которые она скрывает. Проверьте, насколько верны ваши рассуждения.
• Недостатки: Подумайте, какой вред наносит вам эта установка.
• Более осмысленна и полезна такая позиция: Опишите вашу новую установку.
•Что нужно сделать, чтобы опробовать новую установку: Напишите, что поможет вам воплотить новую установку в жизнь.

 

Дети получают свои установки от родителей, которые таким образом приучают их к самостоятельности («Следи за тем, как ты ешь»). Они вырабатывают определенную тактику поведения, просто наблюдая за родителями. Дети вполне способны мыслить логически («Если я не уберу свою комнату, мама сделает это сама»), а частные суждения влекут за собой общие принципы («Если что-то не так, кто-нибудь придет и все исправит»). Причем такого рода явления чаше всего находятся в подсознании человека. Дети замечают, за что их хвалят, а за что ругают, что заставляет ро-

 

 

 

дителей хмуриться, а что - улыбаться. Так закладываются установки, которые могут всю жизнь влиять на человека и его поведение.

Полезные установки очень гибкие; ведь необходимо дать человеку возможность приспособиться к разным ситуациям и по-разному реагировать на разных людей. Например, человек, приехавший в чужую страну, сможет адаптироваться к новой культуре, только если правила общения с людьми будут достаточно простыми и открытыми. Но если правила социального поведения жесткие и их рассматривают как единственно приемлемые, путешественник столкнется с особыми трудностями.

Некоторые установки нс помогают осмыслить окружающий мир и правильно поставить себя. Они ощутимо ограничивают наше поведение и мешают достигать своей цели. В таком случае страдает и наша самооценка, потому что некоторые установки требуют от нас невозможного. Обычно в этом случае человек уже нс учитывает обстоятельства и свои индивидуальные особенности («Ты всегда должен работать на 100%, несмотря ни на что»). Такие крайне жесткие установки могут создать массу проблем, ограничивая ваши действия.

Установки, понижающие вашу самооценку, в большинстве случаев задают внешнюю сторону вашего ожидаемого поведения в тех или иных обстоятельствах. Идеалистические установки, такие как у Джесси, требуют нс только постоянных успехов в работе, но и совершенного внешнего вида и идеального выполнения бытовых мелочей.

К сожалению, некоторые установки не дают вам быть самим собой в общении с другими людьми. Может возникнуть ощущение, что одобрение, симпатия, любовь и близость с кем бы то ни было, всецело зависят от ваших дейст-

 

 

 

вий или вашего состояния. Глубоко укоренившиеся установки влияют на ваши собственные мысли и чувства. Джим, например, связывает позитивное мнение о себе со способностью превосходно контролировать свои мысли и эмоции. Такие опасные установки окружают вас плотным кольцом всевозможных ожиданий, требований и оценок. Эта книга поможет вам избавиться от них.