Тема 5 Организация работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженности

 

Налоговый Кодекс РФ предоставляет налоговым органам пра­во принудительного взыскания сумм налогов как за счет денежных средств, так и иного имущества налогоплательщика. В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется путем обращения взыска­ния на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа пу­тем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщи­ка, инкассового поручения на списание и перечисление в соответ­ствующие бюджеты, необходимых денежных средств со счетов нало­гоплательщика.

Согласно п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федера­ции при недостаточности или отсутствии денежных средств на сче­тах налогоплательщика или отсутствия информации о счетах нало­гоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Процедура принудительного взыскания налоговым органом на­логов и сборов включает в себя ряд последовательно производимых операций, в том числе обращение взыскание на имущество налого­плательщика как способ принудительного взыскания налогов может быть применен в случае, когда невозможно взыскание за счет денеж­ных средств налогоплательщика и это обстоятельство подтверждено платежным документом, отозванным из кредитного учреждения с отметкой о невозможности его исполнения в связи с отсутствием на счете плательщика денежных средств.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено не­сколько самостоятельных способов взыскания задолженности по на­логам и сборам: взыскание налога за счет денежных средств, находя­щихся на счетах налогоплательщика в банке; взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика; взыскание налога в судебном порядке. По смыслу положений НК РФ каждый из перечисленных способов носит самостоятельный характер и не может применяться одновременно с другими мерами по взысканию задолженности.

Процедура принудительного взыскания задолженности по на­логам:

1. Направление требования об уплате налога, сбора, пени.

1.1. Налоговая инспекция не вправе принимать решение о при­нудительном взыскании сумм задолженности, не направив требова­ние об их уплате налогоплательщику. Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное из­вещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности упла­тить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответ­ствующие пени.

1.2. В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для вынесения решения о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, является неисполнение в установленный срок вынесенного налоговым органом и направленного налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно пункту 6 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномочен­ному представителю) организации или физическому лицу (его за­конному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получе­ния требования, указанное требование направляется по почте заказ­ным письмом.

1.3. Несоответствие требования положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для признания недействительным решения налогового органа, принятого в порядке статьи 46 Кодекса.

1.4. Несоблюдение срока направления требования не лишает
налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, но и не влечет изменения порядка их исчисления.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Фе­дерации требование об уплате налога должно быть направлено нало­гоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование, выставляемое по результатам налоговой проверки, должно быть направлено в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса Решение о взыскании налога за счет денежных средств принимается после срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истече­ния срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыс­кании, принятое после истечения указанного срока, считается недей­ствительным и исполнению не подлежит. Согласно статье 70 Кодек­са требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления сро­ка уплаты налога. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисле­ния срока на принудительное взыскание налога и пеней.

1.5. Налоговый кодекс не предоставляет налоговому органу право направлять налогоплательщику повторное требование об уплате налогов, сборов и пеней.

1.6. Статьей 71 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность направления налогоплательщику уточненного требования в случае изменения обязанности по уплате налогов и сборов. Частичная уплата налогов не является обстоятельством, свидетельствующим об изменении налоговой обязанности.

1.7. Требование об уплате налога и соответствующих пеней направляется налогоплательщику однократно с соблюдением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков и порядка их принудительного взыскания.

1.8. В случае пропуска срока для взыскания налогов (сборов) в судебном порядке, налоговый орган также утрачивает возмож­ность для принудительного взыскания пеней, начисленных на на­званную задолженность.

2. Взыскание налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика.

Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения требования налоговый орган вправе обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика, находящиеся на его расчетных счетах в банках. Взыскание производится по реше­нию налогового органа путем направления инкассового поручения в соответствующие банки.

2.1. Решение о взыскании налога и пени за счет денежных средств должно доводиться до сведения налогоплательщика в срок не по­зднее 5 дней после его вынесения. Неисполнение данной обязаннос­ти не влечет безусловного признания соответствующего решения налогового органа недействительным.

2.2. Направлению инкассового поручения в банк должно пред­шествовать вынесение налоговым органом решения о взыскании на­лога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика.

2.3. Налоговая инспекция вправе выставить инкассовое поручение на взыскание задолженности по налогам в пределах сумм, указанных в решении о бесспорном взыскании необходимых денежных средств.

3. Взыскание налога, сбора, пени с налогоплательщика в судеб­ном порядке.

В случае нарушения налоговым органом установленного пунк­том 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срока для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, такое решение считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться с заявлением в суд о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

4. Взыскание налога, сбора, пени за счет иного имущества нало­гоплательщика-организации.

4.1. До обращения взыскания налогов (сборов), пеней за счет иного имущества налогоплательщика налоговая инспекция должна принять меры к взысканию задолженности за счет денежных средств, нахо­дящихся на счетах в банках.

4.2. Несоблюдение порядка взыскания задолженности по нало­гам и пеням за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах, является основанием для признания недействительным ре­шения налогового органа, принятого в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

4.3. Постановление налоговой инспекции об обращении взыска­ния недоимки за счет иного имущества налогоплательщика может быть обжаловано в арбитражном суде как ненормативный акт.

4.4. У налогового органа отсутствует право обращать взыскание задолженности по налогу и пени на имущество учреждения, закреп­ленное за ним на праве оперативного управления и находящееся в федеральной собственности.

4.5. Налоговые органы обязаны соблюдать требования НК РФ к оформлению постановления о взыскании недоимки за счет имуще­ства организации. В противном случае допущенные нарушения мо­гут стать причиной признания данного постановления недействи­тельным.

Так, в постановлении о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика должна быть указана дата принятия и номер ре­шения руководителя о взыскании налога за счет имущества.

5. Банкротство недоимщика и списание задолженности, без­надежной ко взысканию.

Понятие «несостоятельность (банкротство)» определяется в За­коне о банкротстве (ст. 2) путем указания на его существенные чер­ты. Во-первых, это неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т. е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Во-вторых, это неспособность должника уплатить налоги в бюджет, страховые взносы в Пенсионный фонд и иные обязательные плате­жи во внебюджетные фонды. В-третьих, состояние неплатежеспо­собности должника трансформируется в несостоятельность (банк­ротство) только после того, когда арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности организации, ликвидированной в порядке банкрот­ства, в том числе в порядке банкротства отсутствующего должника, принимается на основании следующих документов:

а) копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

б) справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме задолженности;

в) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

При этом безнадежной к взысканию признается и списывается задолженность организации, не погашенная за счет конкурсной массы (имущество налогоплательщика-банкрота, за счет которого должны погашаться требования кредиторов).

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается руководителем налогового органа по месту нахождения организации (месту жительства физического лица).

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности организации, ликвидированной по основаниям, уста­новленным статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федера­ции, принимается на основании следующих документов:

а) выписки из Единого государственного реестра юридических
лиц, содержащей сведения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;

б) справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме задолженности.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задол­женности индивидуального предпринимателя, признанного несостоятель­ным (банкротом), принимается на основании следующих документов:

а) копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

б) копии решения арбитражного суда о признании должника
банкротом, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

в) справки налогового органа по месту жительства физического лица о сумме задолженности, подлежащей списанию;

г) выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащей сведения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя