Тема 5 Организация работы налоговых органов по принудительному взысканию задолженности
Налоговый Кодекс РФ предоставляет налоговым органам право принудительного взыскания сумм налогов как за счет денежных средств, так и иного имущества налогоплательщика. В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты, необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Согласно п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствия информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Процедура принудительного взыскания налоговым органом налогов и сборов включает в себя ряд последовательно производимых операций, в том числе обращение взыскание на имущество налогоплательщика как способ принудительного взыскания налогов может быть применен в случае, когда невозможно взыскание за счет денежных средств налогоплательщика и это обстоятельство подтверждено платежным документом, отозванным из кредитного учреждения с отметкой о невозможности его исполнения в связи с отсутствием на счете плательщика денежных средств.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено несколько самостоятельных способов взыскания задолженности по налогам и сборам: взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке; взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика; взыскание налога в судебном порядке. По смыслу положений НК РФ каждый из перечисленных способов носит самостоятельный характер и не может применяться одновременно с другими мерами по взысканию задолженности.
Процедура принудительного взыскания задолженности по налогам:
1. Направление требования об уплате налога, сбора, пени.
1.1. Налоговая инспекция не вправе принимать решение о принудительном взыскании сумм задолженности, не направив требование об их уплате налогоплательщику. Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
1.2. В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для вынесения решения о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, является неисполнение в установленный срок вынесенного налоговым органом и направленного налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 6 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом.
1.3. Несоответствие требования положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для признания недействительным решения налогового органа, принятого в порядке статьи 46 Кодекса.
1.4. Несоблюдение срока направления требования не лишает
налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, но и не влечет изменения порядка их исчисления.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование, выставляемое по результатам налоговой проверки, должно быть направлено в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса Решение о взыскании налога за счет денежных средств принимается после срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Согласно статье 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
1.5. Налоговый кодекс не предоставляет налоговому органу право направлять налогоплательщику повторное требование об уплате налогов, сборов и пеней.
1.6. Статьей 71 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность направления налогоплательщику уточненного требования в случае изменения обязанности по уплате налогов и сборов. Частичная уплата налогов не является обстоятельством, свидетельствующим об изменении налоговой обязанности.
1.7. Требование об уплате налога и соответствующих пеней направляется налогоплательщику однократно с соблюдением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков и порядка их принудительного взыскания.
1.8. В случае пропуска срока для взыскания налогов (сборов) в судебном порядке, налоговый орган также утрачивает возможность для принудительного взыскания пеней, начисленных на названную задолженность.
2. Взыскание налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика.
Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения требования налоговый орган вправе обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика, находящиеся на его расчетных счетах в банках. Взыскание производится по решению налогового органа путем направления инкассового поручения в соответствующие банки.
2.1. Решение о взыскании налога и пени за счет денежных средств должно доводиться до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после его вынесения. Неисполнение данной обязанности не влечет безусловного признания соответствующего решения налогового органа недействительным.
2.2. Направлению инкассового поручения в банк должно предшествовать вынесение налоговым органом решения о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика.
2.3. Налоговая инспекция вправе выставить инкассовое поручение на взыскание задолженности по налогам в пределах сумм, указанных в решении о бесспорном взыскании необходимых денежных средств.
3. Взыскание налога, сбора, пени с налогоплательщика в судебном порядке.
В случае нарушения налоговым органом установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срока для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, такое решение считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться с заявлением в суд о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
4. Взыскание налога, сбора, пени за счет иного имущества налогоплательщика-организации.
4.1. До обращения взыскания налогов (сборов), пеней за счет иного имущества налогоплательщика налоговая инспекция должна принять меры к взысканию задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках.
4.2. Несоблюдение порядка взыскания задолженности по налогам и пеням за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах, является основанием для признания недействительным решения налогового органа, принятого в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
4.3. Постановление налоговой инспекции об обращении взыскания недоимки за счет иного имущества налогоплательщика может быть обжаловано в арбитражном суде как ненормативный акт.
4.4. У налогового органа отсутствует право обращать взыскание задолженности по налогу и пени на имущество учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления и находящееся в федеральной собственности.
4.5. Налоговые органы обязаны соблюдать требования НК РФ к оформлению постановления о взыскании недоимки за счет имущества организации. В противном случае допущенные нарушения могут стать причиной признания данного постановления недействительным.
Так, в постановлении о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика должна быть указана дата принятия и номер решения руководителя о взыскании налога за счет имущества.
5. Банкротство недоимщика и списание задолженности, безнадежной ко взысканию.
Понятие «несостоятельность (банкротство)» определяется в Законе о банкротстве (ст. 2) путем указания на его существенные черты. Во-первых, это неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т. е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами. Во-вторых, это неспособность должника уплатить налоги в бюджет, страховые взносы в Пенсионный фонд и иные обязательные платежи во внебюджетные фонды. В-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того, когда арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности организации, ликвидированной в порядке банкротства, в том числе в порядке банкротства отсутствующего должника, принимается на основании следующих документов:
а) копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
б) справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме задолженности;
в) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
При этом безнадежной к взысканию признается и списывается задолженность организации, не погашенная за счет конкурсной массы (имущество налогоплательщика-банкрота, за счет которого должны погашаться требования кредиторов).
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается руководителем налогового органа по месту нахождения организации (месту жительства физического лица).
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности организации, ликвидированной по основаниям, установленным статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимается на основании следующих документов:
а) выписки из Единого государственного реестра юридических
лиц, содержащей сведения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
б) справки налогового органа по месту нахождения организации о сумме задолженности.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности индивидуального предпринимателя, признанного несостоятельным (банкротом), принимается на основании следующих документов:
а) копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
б) копии решения арбитражного суда о признании должника
банкротом, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
в) справки налогового органа по месту жительства физического лица о сумме задолженности, подлежащей списанию;
г) выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащей сведения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя