Порядок проведения занятий по психологической подготовке на полосе или полигоне
Психологическая подготовка требует довольно развитой учебно-материальной базы, которая может включать в себя:
комплекс различных средств наг-
лядности: альбомы, диафильмы, слайды, видеофильмы, магнитофонные записи, схемы, плакаты и т. п.;
специальные тренажеры для психологической подготовки в аудиторных условиях;
учебно-тренировочный комплекс специальной психологической подготовки (огневые) полосы, тренировочные городки, площадка для эмоционально-волевых упражнений;
учебно-испытательные полигоны, на которых имеются натурные объекты, их модели или фрагменты.
В настоящее время эта база в гарнизонах пожарной охраны развита в разной степени. В малых гарнизонах, как правило, сооружаются небольшие психологические полосы эмоционально-волевых упражнений. Учебно-испытательные полигоны создаются в гарнизонах при наличии значительного числа объектов, на которых могут возникать крупные и сложные по обстановке пожары (пожары на объектах добычи, транспортировки, переработки и хранения газов, нефтепродуктов, пожары на судах, складах лесоматериалов, на объектах химической промышленности и т. д.). Необходимо дальнейшее развитие учебно-материальной базы по психологической подготовке в каждом гарнизоне и даже пожарной части с учетом требований методики и необходимости в проведении различных видов занятий.
Основными формами специальной психологической подготовки являются занятия: по основам психологии, по психологии боевых действий с использованием различных средств нагляд-лости, на психологической полосе, на площадках для эмоционально-волевых упражнений, на учебно-испытательных полигонах.
Занятия по основам психологии проводятся для вооружения личного состава подразделений основами знаний по психологии, для начального ознакомления с опасными факторами пожара, а также формирования умения управлять собой. Психологические знания позволяют пожарному
разобраться в себе, в причинах достижения личной психологической подготовленности к действиям в боевых условиях.
При изучении основ психологии у личного состава начинают формироваться и некоторые умения:
использовать рекомендации психологии при анализе ряда трудностей, возникающих как в ходе подготовки, так и при тушении пожаров, и находить пути их успешного преодоления;
управлять собой.
Задачи психологической подготовки в ходе проведения занятий по основам психологии будут решены, когда на них отводится достаточно времени (для новичков — отдельный курс, для всего личного состава 8— 10 часов ежегодно: две-три лекции и один двух-четырехчасовой семинар).
Занятия по психологии боевых действий с использованием средств наглядности пока не получили того распространения, которого они заслуживают. Создание психологических полос, площадок и полигонов — дело долгое, трудное, дорогое и связано с немалыми расходами материальных и финансовых средств. Наконец, далеко не все виды пожаров и ситуаций можно смоделировать, ограничиться же только рассказом о них — мало. Все эти трудности могут быть в определенной степени преодолены использованием возможностей учебного кино, видеофильмов, макетов, звукозаписей, фотоальбомов и других технических средств обучения. Их достоинство и в том, что, будучи однажды изготовленными, они могут быть использованы многократно. При централизованном их изготовлении они могут быть высокого качества и приобрести значительную психологическую эффективность.
С помощью кино (прежде всего цветного) и видеозаписей можно представить возможность личному составу увидеть, услышать, а порой и глубоко пережить многие опасные факторы и ситуации тушения пожаров. В результате у него формируются зрительные
и слуховые представления об этих факторах, условиях, обстановке, а вместе с этим снижается психологический эффект их новизны, неожиданности, силы воздействия, когда пожарные столкнутся с ними на самостоятельной работе. С помощью кино и видеофильмов можно ознакомить личный состав с редкими и трудно поддающимися моделированию факторами и ситуациями (например, пожары в высотных зданиях," сопровождающиеся паникой людей и т. п.).
Для психологической подготовки используются игровые и документальные фильмы. Продолжительность их может быть от 5— 10 мин до 1 ч и более. Но во всех случаях к ним предъявляются высокие требования:
показ реальных факторов и условий без их упрощения;
максимально возможное достижение «эффекта присутствия», силы психологического воздействия (что может быть усилено стереоэффектом, цветной пленкой, документальной записью шумов, сопровождающих кадры, дикторским текстом и т. д.);
формирование правильных представлений о факторах, трудностях с одновременным утверждением уверенности в возможности эффективных действий;
показ некоторых устрашающих элементов реальности (трупов, крови, гибели и страданий людей и пр.) без «моделирования» их, готовя людей к встрече с ними, не вызвать отвращение к своей профессии.
Фильмы можно демонстрировать целиком и частями, с остановками для объяснений и с повторением фрагментов. В перспективе целесообразно создать централизованно многократные компоненты фильмов для решения задач психологической подготовки с привлечением специалистов.
На занятиях с успехом могут использоваться и магнитофонные записи (фонограммы) документального характера, они классифицируются по видам звуков. Их можно сделать в каждом гарнизоне
и централизованно, создав целую фонотеку. Записи звуков пожара используются не только для прослушивания и запоминания, но и для развития слуховой чувствительности путем сравнения и различия сходных звуков и определения по ним того или иного события на пожаре. Известно, что опытные пожарные могут по характерному треску и шипению горящих предметов определить место пожара.
Возможности, которые нельзя недооценивать, содержат учебные фотоальбомы. По своему назначению и способам изготовления их можно разбить на две группы: ознакомительные и тренирующие.
Ознакомительные учебные фотоальбомы знакомят обучаемых с различными ситуациями, факторами, обстоятельствами и способами действий личного состава. Фотографии предпочтительнее документальные и цветные. Размещать их в фотоальбомах следует сериями, в определенной логической последовательности, соответствующей развитию какого-то реального процесса. Например, «Распространение огня по помещениям и этажам в зданиях», «Последовательность разрушения конструкций здания, охваченного огнем», «Порядок проведения разведки на пожаре», «Действия подразделения по прибытии к месту пожара», «Действия по локализации распространения горения в подземных галереях» и т. п. Целесообразно создавать комплексы учебных фотоальбомов, централизованно рассылать наборы фотоснимков по гарнизонам с сопроводительными надписями и методическими рекомендациями по их использованию в целях психологической подготовки.
Тренирующие учебные фотоальбомы представляют собой наборы фотографий, подобранных с целью развития у пожарных профессиональности, памяти и мышления. Основной способ размещения фотографий в них: группировка по сходству. В альбоме в определенном порядке размещаются схожие фотографии объектов, их деталей, ситуаций, действий, отличаю-
щиеся друг от друга, а иногда и полностью идентичные. Например, могут быть помещены серии снимков одного и того же пожара, сделанных через короткие интервалы (например, через 30 с, через 1—2 мин и др.), снимков горения разных веществ. Число сравниваемых в серии фотографий может размещаться на одном и разных листах.
Обучаемым предлагают рассматривать и сравнивать снимки, при этом решая: одинаковы они или нет, если различаются, то чем, сколько различий в этих снимках, чем характерен вид горения такого-то вещества, какое значение для действий пожарного имеет различие ситуаций, запечатленных на снимках, и др. Ответы на все вопросы должны содержаться в конце альбома или в отдельном приложении. Усложнение заданий может осуществляться постоянным ограничением времени на решение задачи. Отдельные фотографии могут предъявляться на срок 30, 15, 5 с для оперативного запоминания с последующим требованием словесно описать увиденное или нарисовать по памяти.
С такими же целями могут быть изготовлены наборы диафильмов, слайдов, а для их демонстрации использованы эпидиаскопы, диапроекторы, кодоскопы, аудиторные телевизионные установки.
Наибольшее распространение в гарнизонах пожарной охраны получили сейчас занятия на психологической полосе. Признавая важность их, следует, однако, отметить, что сведение психологической подготовки только к этим занятиям ошибочно, а переоценка психологического значения их недопустима.
Психологические полосы представляют собой комплексы различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций,связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью решать сложные психологические задачи в процессе выполнения некоторых профессиональных действий. В ходе регулярных за-
нятий на психологической полосе у обучаемых формируются:
качество эмоционально-волевой устойчивости, самообладания, решительности, настойчивости, смелости, ловкости, готовности к неожиданностям, выносливости, находчивости, расчетливости;
устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;
быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на возможных боевых позициях и участках ш работы личного состава подразделений пожарной охраны при тушении пожаров;
наблюдательность и привычка к действиям в напряженных ситуациях;
некоторые профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т. д.
Формирование этих компонентов психологической подготовленности может быть обеспечено путем набора различных учебно-тренировочных позиций (различных снарядов, препятствий и учебно-служебных ситуаций), включенных в комплекс психологической полосы. При создании полос необходимо учитывать общие правила их сооружения, к основным из которых относятся:
воспроизведение наиболее специфичных и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности;
обеспечение максимально психологической эффективности, психологической «закалки»;
возможность варьирования последовательности преодоления препятствий и конкретных ситуаций, устранения их стандартности и сохранения фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы одним и тем же обучаемым;
возможность последующего разбора действий обучаемых на полосе;
максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация.
Вышеперечисленные требования к
психологическим полосам не затрагивают конкретных сторон их планировочных и инженерно-строительных решений. Необходимо проведение дополнительных исследований по научному обоснованию многих положений: каково оптимальное количество позиций психологической полосы, какие снаряды (объекты) необходимо сооружать на полосе, из каких материалов и конструкций, какие препятствия и ситуации наиболее эффективны в психологическом отношении, какой должна быть строгая последовательность их расположения на полосе и др. Анализ имеющихся психологических полос в гарнизонах пожарной охраны показывает, что в отдельных случаях допускались некоторые ошибки при их создании: попытка неограниченно увеличивать число позиций полосы; включение в ее структуру объектов и препятствий, имеющих значение преимущественно для повышения физической, а не психологической подготовленности обучаемых; увлечение внешними эффектами; недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обучаемых.
Исходя из опыта и его анализа, в настоящее время можно сформулировать такие рекомендации по оборудованию психологических полос.
Основными учебно-планировочными позициями (объектами, препятствиями, моделируемыми ситуациями), заслуживающими включения в состав психологической полосы, являются: горящий и задымленный лабиринт (с меняющимся маршрутом прохождения), мостик над открытой емкостью с горящей жидкостью, учебная башня, открытая емкость (приямок) с горящей жидкостью, высотная эстакада с горящими оконными проемами на уровне первого и второго этажей, фрагмент жилого дома, коллекторы разного диаметра, задымленный подвал с очагом пожара. Один из вариантов психологической полосы показан на рис. 9.1.
Возможно включение в состав психологической полосы и других учеб-
1ых позиций, но всегда нужно стре-читься, чтобы они были близки к гипичным ситуациям тушения пожа-эов, требовали проявления и развития
профессионального мастерства и вызывали психологические нагрузки. Вполне правомерно в разных регионах создавать полосы, состоящие из
разных учебных позиций, отражающих их специфику. Вряд ли оправдано, например, иметь абсолютно одинаковые полосы в гарнизонах, размещенных в лесной местности, в степи и в горах, портовом городе или сельской местности с обилием зернохранилищ.
Для усложнения условий обучения, их быстрого изменения всегда необходимо иметь переносные препятствия: заборы, небольшие эстакады, мишени, огневые барьеры, качающиеся мостики, ящики и т. п. Их можно устанавливать в разных местах психологической полосы между ее стационарными учебными позициями, создавать труднопреодолимые участки. Целесообразно, чтобы на полосе можно было тренировать как отдельных пожарных, так и подразделение в целом, прокладывать одну или несколько рукавных линий.
Если учебные полосы короткие, то лучше образовать из них круг, овал, квадрат или прямоугольник, а в центре разместить водоем. Превосходство такого размещения определяется удобством организации занятий, контроля за действиями обучаемых и возможностью повторного и многократного прохождения полосы, что важно для выработки выносливости и устойчивости.
Для приближения условий к реальным целесообразно в непосредственной близости устанавливать мощные громкоговорители, с помощью которых воспроизводятся различные звуки, сопутствующие обычно тушению пожара: шума горения, треска, обрушений, ветра, команд, криков и стонов пострадавших, собравшейся толпы, уличного движения, а также специальных шумовых помех (неприятных звуков, бессвязных фраз, хаотических команд и т. п.), оказывающих отвлекающее влияние, требующих большой концентрации внимания и воли. Эти звуки должны иметь повышенную громкость. Усложнение условий прохождения психологической полосы может быть произведено установкой ярких прожекторов
(светящихся навстречу движению), имитацией дождя и ветра, ядовитых газов и неприятных запахов, организацией занятий на полосе в темное время суток.
Занятия на психологической полосе целесообразно проводить 2—3 раза в месяц. При этом группа обучаемых разбивается на две подгруппы: первая выполняет упражнение, вторая — обеспечивает их (вводит в действие средства имитации, обеспечивает безопасность, ведет наблюдение за обучаемыми с последующим участием в разборе), потом они меняются. Выполнение действий каждым пожарным оценивают, время прохождения полосы фиксируют, действия подвергают разбору. При групповом обучении через полосу пропускают состав боевого расчета целиком или по частям.
Предварительное ознакомление с полосой проводят лишь для новичков. В дальнейшем же при каждом упражнении полосу проходят целиком, в максимальном темпе на время. Руководитель должен быть озабочен изменениями и усложнениями условий при повторных упражнениях:
применяя средства имитации (звуки, ветер, дождь, яркий свет, дым, газы и запахи) изолированно и в комплексе;
изменяя положение переносных препятствий (заборы, мишени, небольшие эстакады, качающиеся мостики, ящики, огневые барьеры и пр.) на отдельных участках полосы и насыщенность ими;
ставя дополнительные учебные задачи: на простое прохождение, на прокладку рукавных линий, на оказание помощи пострадавшему по пути движения, на вынос из огня пострадавшего товарища, на вынос из огня имущества (с прохождением части или всей полосы);
выбирая сложные погодные условия и время суток (дождливая и ветреная погода, метель, мороз, темнота) ;
давая задание на многократное (двойное, тройное и более) прохожде-
ие полосы без отдыха, на прохож-,ение ее в обратном порядке, на рохождение в различных средствах ндивидуальной защиты.
При всей полезности психологи-еских полос есть определенные труд-ости их использования и недостатки, (то большой расход средств имита-ии, ограниченность и стандартность словий обстановки (всякий учебный рием теряет свое значение для психо-огической подготовки, если он вос-ринимается обучаемыми как старый, своенный, не ставящий перед ними аких-то особых внутренних труднос-ей). Поэтому необходимо изыскивать ругие виды занятий для практичес-ого формирования психологической одготовленности.
Занятия в тренировочных городках кодны с занятиями на психологи-еской полосе, если городок распо-агает теми же или сходными учебно-эенировочными позициями. Тради-ионно на них размещается учебная ашня, теплодымокамера, фрагмент ;илого дома и другие устройства. 'х подбор, имея нечто общее во всех фнизонах, может иметь и особен-эсти, определяемые спецификой юружений и предметов, становящих-1 в данном регионе частыми объекта-и пожаров. Наряду со сложными :тройствами, на них должны быть и эостые для отработки, например, 1ких психологически насыщенных ;йствий: тушение струями воды элек-юустановки, находящейся под на-эяжением, ликвидация горения в гор-звине цистерны с помощью кошмы ти телогрейки, куртки, боевой одеж-э! и др. Тренировочный городок, эполнительно оборудованный сред-вами имитации боевой обстановки сак на психологических полосах), :гко может быть использован в ка-;стве психологической полосы с (вилистым маршрутом.
Интересным и полезным является 'здание в тренировочных городках ющадок для эмоционально-волевых 1ражнений. Суть этих упражнений >ключается в создании такой учеб->й ситуации, которая бы вызывала
у обучаемых психическую напряженность, опасение, волнение, страх, но в то же время вынуждала бы их, пересиливая себя, выполнять требуемые учебные действия. Целесообразность таких упражнений оправдана осуществлением психологической эмоциональности: человек, неоднократно попадавший в трудные условия и успешно справившийся с ними, имеет больше шансов выйти с честью из экстремальной ситуации, чем тот, который редко или никогда не попадал в нее. Достоинство организации таких упражнений в ее относительной дешевизне, возможностях моделирования ситуаций риска и опасности при надежном обеспечении безопасности. Недостаток — малое сходство ряда учебных ситуаций с реальными, характерными для условий тушения пожаров. Такая оценка свидетельствует о необходимости разработки эмоционально-волевых упражнений в комплексе с другими методами, формами и средствами проведения психологической подготовки.
К числу эмоционально-волевых упражнений, применимых для психологической подготовки пожарных, относятся:
прыжки на землю (песок, опилки) с высоты 2, 3, 4 м;
прыжки в воду с разной высоты;
прыжки в длину через глубокие ямы 2; 2,5; 3; 3,5 м;
передвижение по бревну (дополни
тельно качающемуся), укрепленному
на высоте 2—3 м над водой (ямой
с опилками); ,
лазание по вертикальному канату и лестницам высотой 12—15 м;
прыжки через оконные проемы, расположенные на высоте 1 м;
прыжки с шестом или с использованием каната через водную преграду или широкую яму (4—6 м);
лазание на мачты, шесты;
лазание по горизонтальному канату длиной 10, 15, 25 м, протянутому над водой (ямой с опилками, поролоном) на высоте 4—6 м;
плавание в одежде и т. д.
Площадка для эмоционально-воле-
вых упражнений — это участок, на котором оборудуют различные устройства: бревна, расположенные на высоте 2, 3, 4 м; разрушенная лестница; трамплины для прыжков; врытый шест; комбинированная трапеция с подвешенными шестами, тросами (вертикальными, горизонтальными, наклонными), веревочными лестницами; яма глубиной 1,5—2 м переменной ширины (2 м с одного края и 6 — с другого); щит с оконными проемами и т. д.
Устройства представляют собой деревянные или металлические конструкции. Например, к учебной башне могут быть пристроены бревна на разной высоте, на вершине укреплены тросы, лестницы для подъема и спуска на руках, на разной высоте укреплены маленькие площадки для прыжков.
Занятия на площадках проводятся в составе учебной группы с разбивкой ее на отделения и разведением их по отдельным устройствам. Последовательно сменяются места. После освоения всех упражнений возможно проведение занятий с одновременным прохождением всех устройств по типу занятий на психологической полосе (эмоционально-волевая полоса). Размещение площадок эмоционально-волевых упражнений рядом с тренировочными городками и полосами психологической подготовки позволяет включать в устройства площадок сложные маршруты, ряд средств имитации (яркий свет, громкие звуки, дым и др.), что усложняет занятия. После усвоения эмоционально-волевых упражнений они могут быть усложнены проведением занятий в ветреную и дождливую погоду, в сумерки и в темноте.
Занятия на площадках для эмоционально-волевых упражнений следует проводить не реже одного раза в неделю.
Наиболее приближенные условия к боевым создаются на учебно-тренировочных и испытательных пожарных полигонах. Это довольно дорогостоящие устройства и имеются они
далеко не везде. На них чаще всего устанавливают технологические колонны, горизонтальные и вертикальные емкости (резервуары), насосные станции и другие инженерные сооружения. Их используют не только для профессиональной, но и для психологической подготовки подразделений. Методика проведения занятий и учений на полигонах относится к области пожарно-тактической подготовки, а поэтому здесь не рассматривается.
Физическая подготовка, и особенно спортивнце соревнования, развивают настойчивость в достижении целей, способность не проявлять растерянность и слабоволие при неудачном ходе тушения пожара, волю к победе, ведение борьбы с пожарами до последней возможности, привычку к коллективным действиям, веру в товарищей и др.
Разные спортивные снаряды, виды занятий и спорта обладают своими психологическими возможностями. Например, плавание, бег, гребля, парусный спорт воспитывают настойчивость, выдержку и самообладание; бокс, борьба, водные лыжи, слалом, прыжки в воду — решительность и смелость; спортивные игры — волейбол, футбол, гандбол, хоккей, баскетбол — инициативность, находчивость, упорство и коллективизм. Для увеличения психологического эффекта предпочтительнее строить занятия по соревновательному методу и проводить их как индивидуально-командные и командные.
Многие приемы и способы, используемые в процессе проведения занятий по психологической подготовке на полигоне или огневой полосе, небезопасны, однако необходимо научить обучаемых преодолевать опасность в боевой обстановке, исключив возможность несчастных случаев.
Меры безопасности не должны превращаться в перестраховку, мешать постоянному совершенствованию боевого мастерства, формированию готовности правильно и смело действовать в сложной ситуации.
Ответственность за обеспечение
техники безопасности возлагается на руководителя занятий.
К занятиям на огневой полосе психологической подготовки допускаются лица, прошедшие курс обучения в объеме начальной подготовки и сдавшие зачеты.
Все виды тренировок выполняются в боевой одежде и снаряжении или теплоотражательных костюмах.
Для имитации пожара необходимо применять нетоксичные горючие жидкости и материалы. Руководитель занятий должен установить сигналы для быстрого оповещения личного состава. Территория полигона или огневой полосы должна быть ограждена, запрещен допуск посторонних лиц.
Для контроля за обстановкой на этапах следует выставлять посты безопасности со средствами тушения, огнетушителями или рукавной линией, заполненной водой под напором. Перед началом занятий проверяют исправность каждого снаряда, запланированного на занятие.
Проведение занятий на огневой полосе в ночное время недопустимо.
Для оказания первой помощи в случае получения травм или стрессового перенапряжения на всех занятиях необходимо присутствие медперсонала с соответствующим комплектом медикаментов.