Мощность множества
Для конечных множеств, только которые и рассматриваются в нашем курсе, мощность множества совпадает с количеством его элементов. Мощность множества А обозначается М(А). Мощность множества тесно связана с классическим определением вероятности, которое будет изучаться в нашем курсе, поэтому мы остановимся на нем подробнее.
Имеют место равенства:
(1) М(Ø) = 0
(2) М(AÈB) = М(А) + М(В) - М(A Ç B)
(3) М(A \ B) = М(А) - М(A Ç B)
Следствия:
(с1) Если М(A Ç B) = 0, то М(AÈB) = М(А) + М(В)
(с2) Если М(A Ç B) = 0, то М(A \ B) = М(А)
(с3) Если М(В \ А) = 0, то М(A \ B) = М(А) - М(В)
ПРИМЕР 1
А = {2, 3, 4, 7}
B = {3, 4, 5}
A Ç B = {3, 4}
A È B = {2, 3, 4, 5, 7}
A \ B = {2,7}
М(А)=4
М(В)=3
М(A Ç B)=2
М(A È B)=3+4-2=5
(Если внимательно посмотреть на эти выкладки, мы увидим, что при суммировании М(А) + М(В) М(A Ç B) суммируется дважды, поэтому и нужно ее вычесть. В данном примере дважды суммируются элементы 3 и 4)
М(A \ B)=4-2=2
ПРИМЕР 2 (задача на применение этих формул).
Имеется 2 дополнительных курса: математика и физика.
В группе 30 учащихся и все из них занимаются на дополнительных курсах, 20 занимаются математикой, 15 занимаются физикой.
Сколько учащихся занимается только математикой?
РЕШЕНИЕ.
В данном случае U = вся группа. М(U) = 30.
А – множество учащихся, занимающихся математикой.
В - множество учащихся, занимающихся физикой.
М(AÈB) = М(U) = 30. Так как, по условию, нет учащихся, не занимающихся дополнительно.
Нам нужно найти М(A \ B). Нужно применить формулу (3). Найдем М(A Ç B) из формулы (2).
М(A Ç B) = М(А) + М(В) - М(AÈB)= 35-30=5.
Тогда М(A \ B) = М(А) - М(A Ç B)=20-5=15.
Наглядно решение этой задачи можно представить такой диаграммой.
Сравним ее с диаграммой исходного условия
Очевидно, первая диаграмма гораздо больше и нагляднее освещает для нас суть ситуации.
Эта несложная задача показывает, как теория множеств может помочь педагогу выявить скрытые параметры ситуации, сложившейся в учебном процессе, и представить их наглядно. Может возникнуть впечатление, что такие задачи можно решать «в лоб» на основе обычной школьной арифметики. Это впечатление ложно. Чтобы в этом убедиться, достаточно попробовать решить эту же задачу для 3 учебных предметов.