Б. Общие рекомендации по организации

 

 

Готовясь к перспективному контакту следует учитывать, что:

- в холодные и сухие дни человек лучше работает, тогда как

слишком жаркая или влажная погода заметно притупляет интеллект;

- встречи "на море" ввиду особого воздействия свежего "морского"

воздуха (чуть соли и чуть йода...) весьма благоприятны для проведения

деловых переговоров;

- в районе 19 часов нервно-психическое состояние людей становится

довольно неустойчивым, что может проявиться в излишней

раздражительности и вспыльчивости;

- там, где нет толпы и музыка звучит не очень громко, легче

придать беседе интимно-доверительный характер;

- любая радость увеличивает альтруизм, обида или разочарование -

уменьшает его;

- нас всегда притягивают знающие и опытные люди;

- человек любит тех, кто любит симпатичных ему людей;

- чем чаще мы видим партнера по общению, тем больше вероятность

того, что он нам понравится, но чрезмерные контакты, однако, снижают

его привлекательность;

- люди часто ценятся лишь в той степени, в какой они могут помочь

в реализации личных целей партнера;

- чем больше кто-либо обладает властью, тем меньше этот индивид

стремится к дружеским контактам;

- человек чаще всего придерживается принципа: "пусть друзьям во

всем сопутствует успех, но в том, что важно для меня - не более, чем

мне".

*Вступая в разговор и устраняя внутреннее напряжение у партнера,

помните, что*:

- твердое уверенное рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза

нравится обычно почти всем;

- дипломатичное поведение предполагает осторожность, тактичность

и элементарную учтивость;

- банальное начало ориентирует на банальность всей беседы;

- субъекта более всего оскорбляет, когда сообщают, что не помнят

его имени, ведь этим ему как бы намекают, что он не имеет совершенно

никакого значения для партнера;

- люди познавшие эмоциональные потрясения нередко ищут в

собеседнике лишь "резонатора", а не советчика (неплохо выражает

понимание и сочувствие, к примеру, обычное прикосновение руки...);

- начав беседу, попытайтесь организовать благожелательную

атмосферу такими вопросами, на которые человек ответит "да" с заметным

удовольствием; тем самым завоевывается доверие партнера;

- доброжелательная установка (а попросту - готовность слушать

человека) рождает состояние свободы и непринужденности; чем менее мы

судим говорящего, тем более самокритичным он проявится, выказывая свои

мысли и чувства гораздо откровеннее, чем в ситуациях с осознанным

контролем;

- люди обычно любят говорить о собственной персоне и подчеркивать

свою значительность;

- беседовать с субъектом желательно лишь на его привычном

"языке", не злоупотребляя незнакомыми словами (что раздражает) и не

высказываясь чрезмерно упрощенно (Вас могут заподозрить в низком

уровне интеллекта);

- на первый план в ходе общения необходимо выдвигать суждения и

устремления собеседника (вместо "я бы хотел..." - "Вы хотите..."),

поскольку он охотнее поддерживает разговор о собственных проблемах и

желаниях;

- приятно беседовать с людьми имеющими оживленное лицо и

экспрессивные жесты, а также с теми, кто спонтанно принимает

непринужденную позу (с субъектами, которые при разговоре откидываются

назад или разваливаются в кресле обычно чувствуют себя не очень

уютно);

- чтобы наладить полное взаимопонимание и породить

непринужденность при контакте, желательно копировать как позу, так и

жесты собеседника; такое "отзеркаливание" сообщает визави, что Вы

поддерживаете его мнения и взгляды, и предрасполагает человека к Вам;

- не лишне иной раз отображать эмоциональные переживания

партнера, показывая, что отлично понимаете его психическое состояние;

это очень приятно и улучшает доверительные отношения;

- когда человек эмоционально возбужден, он часто выражается

излишне экспрессивно и как бы нападает на собеседника, хотя это совсем

не так;

- устойчивый контакт глазами с говорящим выказывает

заинтересованность и вдохновляет визави на продолжение монолога;

- простейшие нейтральные слова ("конечно", "разумеется"...) с

сочувственным наклоном головы, подбадривают собеседника и вызывают у

него желание продолжать общение;

- ничто так не нравится безмолвствующему партнеру, как

предложение высказать свое суждение, которое, конечно же, надо

внимательно выслушать;

- когда человек видит, что его слушают, он с симпатией

настраивается на собеседника и, в свою очередь, старается

прислушиваться к нему;

- любому человеку нравится, когда ему сообщают приятные вещи, в

особенности это ценят женщины;

- немалое значение для приведения объекта в доброжелательное

состояние всегда имеет умно сказанный комплимент;

- лесть не воспринимается болезненно, когда она не выглядит как

слишком явная ложь;

- нельзя рассчитывать на дружескую откровенность в ответ на

фальшь, пусть даже замаскированную;

- не стоит задавать излишнее количество вопросов, поскольку это

может помешать Вам обрести необходимое доверие;

- безудержная очевидная хвастливость, как правило, неэффективна,

и прибегать к ней есть какой-то смысл только тогда, когда доверие

партнера уже обретено;

- красивый энергичный жест, подчеркивающий главенствующую мысль -

обычно не помеха, но избегайте прибегать к рукам для привлечения

внимания;

- для вызывания враждебности вполне хватает сухости и

сдержанности в обмене информацией;

- для обретения дружественности нужна непринужденность и

избыточность в сообщении разных сведений.

*Ведя разговор не забывайте, что людей обыкновенно раздражают*:

- негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных

делах, будь то болезни или неприятности на работе);

- банальность (треп об известных всем вещах, повторение избитых

шуток и афоризмов);

- пассивность (поддакивание собеседнику и нежелание высказывать

обдуманное мнение);

- самоуглубленность (сосредоточенность лишь на своих успехах и

проблемах);

- низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица,

однообразный голос, стремление не смотреть партнеру в глаза...);

- угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу, когда

нужно "клещами тащить каждое слово"...);

- серьезность (полное отсутствие улыбки и принимание всего

всерьез);

- льстивость (заискивающий тон, искусственная веселость и

показное дружелюбие...);

- отсутствие тактичности и скоропалительные выводы (излишние

перебивания собеседника и субъективные оценки по первому же

впечатлению; все это заставляет визави принять оборонительную позицию,

препятствующую нормальному общению);

- повышенная отвлекаемость (увиливание от рассматриваемой

проблемы по любому поводу, использование в разговоре сленга...);

- притворство (разыгрывание заинтересованности или сопереживания;

отсутствие какого-либо интереса и скука отлично вычисляются по

return false">ссылка скрыта

выражению лица, как бы его владелец ни изощрялся, а это иной раз

воспринимается как оскорбление);

- высокомерие (надменность и пренебрежение к собеседнику,

"процеживание" слов сквозь зубы...);

- грубость (отчетливое и достаточно неучтивое противоречие...);

- болтливость ("владение разговором как личной вотчиной");

- непрошенные советы (дача советов, когда об этом совершенно не

просят, особенно если советующий не очень-то разбирается в

затрагиваемом вопросе);

- решительность утверждений (безаппеляционные замечания с

небрежным отметанием чужого мнения; такое отношение вызывает

подсознательный протест и может привести к ссоре);

- закрытые вопросы (т.е. вопросы, требующие однозначного - "да"

или "нет" - ответа; они ведут к созданию напряженности в беседе,

поскольку ограничивают у партнера пространство для маневра, и он может

почувствовать себя как на допросе).

*Реализуя целевую установку, нелишне знать, что*:

- первым чаще всего вынужден говорить более слабый;

- для поддержания интереса к себе можно интриговать партнера

своей осведомленностью;

- тон собственного голоса полезно вымерять по тону собеседника:

когда последний повышает тон, говорите тише, что вынудит и визави

понизить силу голоса; при этом он будет сожалеть о собственной

горячности, оставив таким образом победу в этом эпизоде за Вами;

- в конфликтных ситуациях накал эмоций зачастую удается снять,

дав человеку просто высказаться;

- чтобы с успехом что-либо внушить, надо уметь заставить себя

слушать;

- обман целесообразен, лишь если он наверняка не может быть

разоблачен;

- малюсенькая ложь способна породить большое недоверие;

- "вернейший способ быть обманутым, - это считать себя хитрее

всех других";

- нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает

собеседника;

- опасно игнорировать предубеждения визави;

- полезно давать партнеру шанс продемонстрировать свои познания в

любой области;

- люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые

они уже не совершают;

- критические замечания принимаются, если объект осознает, что

критикующий сочувствует ему, или критика выражается в тактичной форме;

- одно и то же критикующее замечание произнесенное спокойным

ровным тоном, способно вызвать: возбуждение у холерика, прилив энергии

у сангвиника, потерю настроения у меланхолика и совершенно не

воздействовать на хладнокровного флегматика;

- не следует воспринимать молчание как внимание; нередко это

может быть лишь погруженность человека в свои мысли.

*Заканчивая диалог, учитывайте, что*:

- нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять

благоприятное впечатление от всех ваших высказываний;

- последние фрагменты разговора запоминаются прочнее всего;

- необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность

проведенного контакта значительно понизится.