VII. Диссертации и авторефераты диссертаций

128. Безуглов С.В. Особенности нормативного регулирования права граждан на образование, реализуемого в условиях сельской местности: дис. ... к.ю.н. - Краснодар, 2005.

129. Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования: автореф. дисс… д.ю.н. – Саратов, 2007.

130. Волкова Л.П. Правовые основы разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: автореф. дисс… д.ю.н. Саратов, 2009. 44 с.

131. Дащинская З.П. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности общеобразовательных учреждений: автореф. к.ю.н. М., 2003.

132. Дитятковский М.Ю. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий: проблемы муниципально-правовой теории и практики: автореф. дисс… д.ю.н. – Омск, 2008.

133. Куранов А.К. Полномочия органов местного самоуправления в области образования: дисс… к.ю.н. – Липецк, 2004.

134. Матюшева Т.Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования: дис. к.ю.н.: 12.00.02. Волгоград, 1999.

135. Незнамова Е.А. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления: автореф. дисс. ...к.ю.н. - М., 2000.

136. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели и практики взаимоотношений: автореф. дисс… д.ю.н. – М., 2007.

137. Рыбакова, В.В. Конституционное право на общее образование в Российской Федерации (Проблемы теории и практики): дис.... канд. юрид. наук / В.В. Рыбакова. – Екатеринбург, 2005.

138. Стульникова О.В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: автореф. дисс… к.ю.н. Саратов. 2008.

139. Теплякова О.А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореф. дисс… к.ю.н. Тюмень. 2005.

140. Широковских В.Н. Теория и практика наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: правоприменительный аспект: автореф. дисс… к.ю.н. – М., 2008.

VIII. Справочная литература

141. Большой юридический словарь / Под. ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М.: Норма - Инфра-М, 1997.

142. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. / С.И. Ожегов. – М.: 2003.

143. Словарь понятий и терминов законодательства Российской Федерации об образовании. М., 1999.

144. Юридическая энциклопедия. - М. 2000.

 

 


[1] Спасская В.В. Образовательные правоотношения: вопросы теории. М., 2005.

[2] См. подробнее: Теплякова О.А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореф. дисс… к.ю.н. Тюмень. 2005. С. 13.

[3] Теплякова О.А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореф. дисс… к.ю.н. Тюмень. 2005. С. 12-13.

[4] Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 31. Ст. 1025.

[5] Козырин А.Н.Современные контуры образовательного права // Закон. 2007. № 4.

[6] Применительно к настоящему исследованию термин «политика» рассматривается в его общем определении, даваемом А.С. Автономовым. Согласно ему, политика - это «деятельность, прямо или косвенно связанная с осуществлением власти». См.: Автономов А.С. Системность категорий конституционного права. Автореферат диссер. докт. юрид. наук: 12.00.02. М., 1999. С. 21.

[7] Шкатулла В.И. Правовые аспекты современной системы образования в России // Журнал российского права. 2007. № 4.

[8] См.: Кузнецова И. Образование как главный стратегический ресурс // Общая газета. 2001. 12-18 июля.

[9] Под государственной политикой в сфере образования в литературе понимается совокупность различных мероприятий, действий, решений и т.д. государственных органов, объединенных общей целью - поступательным развитием российского образования. См.: Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005.

[10] Шкатулла В.И. Правовые аспекты современной системы образования в России // Журнал российского права. 2007. № 4.

[11] Ягофаров Д.А., Хридина Н.Н., Васильченко Е.А. Образовательное нормотворчество и кодификация российского законодательства об образовании: Монография. – Екатеринбург, 2006.

[12] Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005.

[13] утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751.

[14] утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р.

[15] утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 года № 1340-р.

[16] утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 года № 803.

[17] утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 года № 38-р.

[18] одобрена Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 года № 201.

[19] СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.

[20] См.: Федеральный закон от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.

[21] Шкатулла В.И. Правовые аспекты современной системы образования в России // Журнал российского права. 2007. № 4.

[22] Ягофаров Д.А., Хридина Н.Н., Васильченко Е.А. Образовательное нормотворчество и кодификация российского законодательства об образовании: Монография. Екатеринбург, 2006.

[23] Там же.

[24] По некоторым оценкам только на федеральном уровне в настоящее время действует порядка 500 нормативно-правовых актов в области образования. А ведь есть еще и акты субъектов Российской Федерации.

[25] Спасская В.В. Современная система российского законодательства об образовании // Право и образование. 2006. № 5.

[26] Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ «по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».

[27] Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005.

[28] Ягофаров Д.А., Хридина Н.Н., Васильченко Е.А. Образовательное нормотворчество и кодификация российского законодательства об образовании: Монография. – Екатеринбург, 2006.

[29] Теплякова О.А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореф. дисс… к.ю.н. Тюмень. 2005. С. 24.

[30] например, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и др.

[31] например, гигиеническое воспитание и обучение - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; военное образование и военная подготовка - Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 06 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»; спортивная подготовка - Федеральный закон от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др.

[32] например, Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.

[33] например, Федеральный закон от 07 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

[34] например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.

[35] Гусева Т.А. Концепция правового регулирования статуса автономных образовательных учреждений // Право и экономика. 2006. № 12.

[36] например, Указ Президента РФ от 24 декабря 1996 года № 1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.

[37] например, основы государственного управления системой образования закреплены в Указах Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

[38] например, Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг, Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности, Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.

[39] например, Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти», от 27 июля 2001 года № 564 «О Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»

[40] например, Приказы Минобразования России от 25 марта 2003 года № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», от 10 июля 2003 года № 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования».

[41] например, Приказ Минюста России № 31, Минобразования России № 321 от 09 февраля 1999 года «Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах», Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года № 80 «Об утверждении Руководства по организации работы высшего учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации».

[42] например, Приказ Минздрава Росси от 26 июля 2000 года № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах».

[43] Спасская В.В. Образовательные правоотношения: вопросы теории. М., 2005.

[44] Дорофеева Л.А. Обеспечение субъектами Российской Федерации права граждан на получение общего образования // Право и образование. 2006. № 6.

[45] Куров С.В. Принцип федерализма и защита права в образовании / Принципы федерализма в законодательстве об образовании: теория и практика реализации / Под общ. ред. Г.А. Николаева. М., 2003. С. 54-56.

[46] Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002. С. 329.

[47] Большая часть субъектов Российской Федерации на основе Федерального закона разработала свои общие законы об образовании, предмет регулирования которых (а подчас и текст самих законов) совпадает с предметом регулирования Федерального закона (и его текстом). Единая правовая основа этих законов объясняет и единообразие в их названии - в тех или иных вариациях это - законы «Об образовании».

[48] Для этой группы характерны, например, Закон «О правовом регулировании сферы образования Курганской области», Закон Приморского края «О начальном профессиональном образовании», Закон Тульской области «О правовом регулировании деятельности системы образования», Закон Челябинской области «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке», Закон Амурской области «Об аттестации и государственной аккредитации учреждений образования», Закон Республики Башкортостан «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений» и др.

[49] Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005.

[50] В группу регулирующих этот комплекс отношений вошли такие акты, как Закон Белгородской области «О социальных гарантиях медицинским работникам образовательных учреждений бюджетной сферы области», Законы Кемеровской области «О социальных гарантиях педагогических работников народного образования», «О социальном статусе учителя» и ряд других.

[51] Так, действуют Законы «О научной деятельности и научно - технической политике в Амурской области», «О дополнительных мерах поддержки культуры и искусства в Нижегородской области», «О науке и научно - технической политике в Пермской области», «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов» в Тульской области и др.

[52] Среди них можно назвать, например, Законы Ивановской области «О мерах по обеспечению трудоустройства детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и других категорий молодежи в Ивановской области», «О поддержке выпускников учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования на территории Ивановской области», Законы Белгородской области «О государственной поддержке талантливой молодежи», «О квотировании рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования», Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в Республике Коми.

[53] Социальное законодательство: научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2005.

[54] См.: Козырин А.Н. Нормативно-правовое регулирование высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации: к вопросу о системе источников российского образовательного права // Право и образование. 2007. № 2.

[55] например, постановление главы администрации г. Кузнецка от 17 марта 2006 года № 402 «Об учреждении стипендии главы администрации города Кузнецка лицам, обучающимся в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования города Кузнецка», решение Грязинского районного Совета депутатов от 17 мая 2006 года № 236 «О выплате муниципальных стипендий студентам, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования».

[56] Шкатулла В.И. Правовые аспекты современной системы образования в России // Журнал российского права. 2007. № 4.

[57] Стульникова О.В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: автореф. дисс… к.ю.н. Саратов. 2008. С. 9-10.

[58] Шкатулла В.И. Правовые аспекты современной системы образования в России // Журнал российского права. 2007. № 4.

[59] Теплякова О.А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореф. дисс… к.ю.н. Тюмень. 2005. С. 9.

[60] Теплякова О.А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореф. дисс… к.ю.н. Тюмень. 2005. С. 17-18.

[61] Ягофаров Д.А., Хридина Н.Н., Васильченко Е.А. Образовательное нормотворчество и кодификация российского законодательства об образовании: Монография. – Екатеринбург, 2006.

[62] Например, Постановление Главы администрации Омской области от 13.07.1999 № 427 «О проведении конкурса по размещению регионального заказа на переподготовку, повышение квалификации специалистов образовательных учреждений общего образования»; Постановление Администрации Тамбовской области от 06.04.2006 № 341 «Об утверждении порядка формирования заявки и типового государственного контракта на оказание образовательных услуг для размещения государственного заказа Тамбовской области на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих области»; Постановление администрации Тульской области от 30.05.2007 № 249 «О размещении заказов на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих органов исполнительной власти и аппарата администрации Тульской области, должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих органов местного самоуправления Тульской области»; Постановление Правительства Республики Алтай от 19.01.2006 № 5 «Об утверждении положения о государственном заказе республики Алтай на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих республики Алтай».

[63] См.: Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград, 2004. С. 29.

[64] См.: Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования. М., 2002. С. 55-56.

[65] Например, в Уставе Краснодарского края в ст. 7 указывается, что общие вопросы образования относятся в совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края

[66] Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

[67] В качестве примера реализации данного полномочия можно привести Постановление Главы города Фрязино Московской области от 25.08.2004 № 432 «Об утверждении сети школ, дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования на 2004 - 2005 учебный год», Постановление Главы города Подольска Московской области от 26.03.2004 № 580-п «О создании муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа по футболу» и Постановление Главы Пушкинского района Московской области от 03.02.2003 № 188 «О создании муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Комплексная детско-юношеская спортивная школа по биатлону и другим видам спорта имени Олимпийского чемпиона А. Елизарова» Пушкинского района и др.

[68] например, распоряжение Главы муниципального образования «Город Дубна» Московской области от 17.12.2002 № Р-1579 «О создании школы кадрового резерва г. Дубны» и Постановление Главы г. Серпухова Московской области от 18.05.2001 № 497 «О ликвидации муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14»

[69] Например, Постановление Главы города Серпухова Московской области от 13.03.2002 № 240 «О предоставлении муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 12» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу: ул. Пушкина, д. 3а, для размещения зданий школы» и решение Екатеринбургской городской Думы от 12.11.2002 № 28/7 «О предоставлении земельного участка муниципальному образовательному учреждению школе-интернату № 8 (лицею-интернату им. С.П. Дягилева) под строительство спортивной площадки».

[70] См. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

[71] См., например, Определение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2007 г. по делу № 4-Г06-52 // СПС «КонсультантПлюс».

[72] Кубанские новости. № 7. 17.01.2008.

[73] Утвержден решением городской Думы Краснодара от 19 июля 2003 г. № 37

[74] Данный подпункт вступил в силу с 1 января 2008 года (пункт 5 решения городской Думы Краснодара от 18.09.2007 № 30).

[75] См.: Волкова Л.П. Правовые основы разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: автореф. дисс… д.ю.н. Саратов, 2009. С. 14.

[76] Там же. С. 16.

[77] О разграничении полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования см. во второй главе настоящего исследования.

[78] См.: Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград, 2004. С. 30-31.

[79] См. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. № 45 «Об утверждении СанПин 2.4.5.2409-08» // Российская газета. 2008. 19 августа.

[80] Конкретные требования см.: Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02» (по общеобразовательным учреждениям), от 26 марта 2003 г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.1249-03» (по дошкольным учреждениям).

[81] См. также: Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях, утвержденные Минздравсоцразвития России от 15 января 2008 г. № 206-ВС; Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях, утвержденные Минздравсоцразвития России 15 января 2008 г. № 207-ВС.

[82] Безуглов С.В. Особенности нормативного регулирования права граждан на образование, реализуемого в условиях сельской местности: Дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2005. С. 12.

[83] Там же. С. 12.

[84] Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005.

[85] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. М.: Азбуковник, 1999. С. 719.

[86] Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. / Л.Д. Воеводин. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА • М – НОРМА, 1997. С. 162.

[87] Ягофаров Д.А., Хридина Н.Н., Васильченко Е.А. Образовательное нормотворчество и кодификация российского законодательства об образовании: Монография. – Екатеринбург, 2006.

[88] Справедливо замечание В.Б. Новичкова о том, что законодатель опрометчиво не включил в «совокупность взаимодействующих элементов» системы образования физических лиц, ведь именно человек, а не общество, не государство, является первопричиной, отправной точкой, центральным звеном всей системы образования, в отсутствие которого не мыслится сама система. См.: Комментарий к Закону об образовании / Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. М.: Издательская группа «Юристъ», 1998.

[89] Матюшева Т.Н. Классификация правовых статусов субъектов сферы образования: критерии и ориентиры // Право и образование. 2008. № 8.

[90] Кодекс Российской Федерации об образовании. Общая часть (Проект. С изменениями и дополнениями) /Отв. ред. В.М. Сырых. – М.: ИЦПКПС, 2003.

[91] Стульникова О.В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: автореф. дисс… к.ю.н. Саратов. 2008. С. 17.

[92] Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург, 2000.

[93] См., например: Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика м теории социальной самоорганизации). – СПб., 1999; Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. – М., 2003; Синергетика и образование: Сборник научных статей. – М., 1997.

[94] Ягофаров Д.А., Хридина Н.Н., Васильченко Е.А. Образовательное нормотворчество и кодификация российского законодательства об образовании: Монография. – Екатеринбург, 2006.

[95] Ягофаров Д.А., Хридина Н.Н., Васильченко Е.А. Образовательное нормотворчество и кодификация российского законодательства об образовании: Монография. – Екатеринбург, 2006.

[96] Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005.

[97] Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005.

[98] Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005.

[99] Как отметила В.В. Рыбакова, анализируя типологию общеобразовательных учреждений, «анализ законодательства об общем образовании показал, что в нем отсутствует приемлемая классификация образовательных учреждений». См.: Рыбакова, В.В. Конституционное право на общее образование в Российской Федерации (Проблемы теории и практики): дис.... канд. юрид. наук / В.В. Рыбакова. – Екатеринбург, 2005. С. 20. А З.А. Дащинская обращает внимание, что до сих пор не решен вопрос о типологии образовательных учреждений, так как Закон РФ «Об образовании» юридически не закрепил понятие типа образовательного учреждения, что привело к смешению понимания типа и вида учреждения. См.: Дащинская З.П. Типология образовательных учреждений: правовой аспект // Право и образование. 2002. № 6.

[100] Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 года № 1204 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

[101] Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 612 утверждено Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате для следующих видов общеобразовательных школ-интернатов: общеобразовательных школ-интернатов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий-интернатов, лицеев-интернатов.

[102] В литературе указывает на недостатки в законодательстве в области дополнительного образования. Типовые положения об этих учреждениях, регулируя их деятельность, не раскрывают смысл понятий «дополнительное образование» и «дополнительные образовательные услуги», а это приводит к тому, что любое образование, получаемое помимо основных программ, рассматривается как оказываемая на возмездной основе дополнительная образовательная услуга. При этом законодательство об образовании практически не регулирует порядок оказания возмездных образовательных услуг и условия получения образования на возмездной основе. См.: Непрозванных А.Л. Образование и право в Российской Федерации: организационные и политические проблемы развития // Право и образование. 2007. № 2.

[103] Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 года № 1117 утверждено Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, которое регулирует образовательную, финансово-хозяйственную, реабилитационную и лечебно-оздоровительную деятельность оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года № 288 утверждено Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, которые создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 года № 867 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которое создается для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.

[104] Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

[105] Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 года № 420 утверждено Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. См. также : Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате) утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 года № 142; . Типовое положение о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2008 года № 328.

[106] Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005.

[107] Матюшева Т.Н. Классификация правовых статусов субъектов сферы образования: критерии и ориентиры // Право и образование. 2008. № 8.

[108] См.: Словарь понятий и терминов законодательства Российской Федерации об образовании. М., 1999. С. 16.

[109] См.: Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования. М., 2002. С. 58.

[110] Там же.

[111] См.: Нововведение в муниципальном управлении образованием. Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием / Под ред. Малахова Н.Д. М., 1997. С. 96.

[112] См.: Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования. М., 2002. С. 55-56.

[113] См.: Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград, 2004. С. 27.

[114] См.: Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования. М., 2002. С. 70-71.

[115] См.: Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград, 2004. С. 24.

[116] См.: Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград, 2004. С. 20.

[117] См.: Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград, 2004. С. 21.

[118] См.: Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград, 2004. С. 34.

[119] Положение об Управлении образованием администрации муниципального образования Крымский район от 25 апреля 2005 года № 55 // СПС КонсультантПлюс.

[120] См.: Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. Волгоград, 2004. С. 16.

[121] См.: Дащинская З.П. Типология общеобразовательных учреждений: правовой аспект // Право и образование. 2002. № 6. С. 51-53.

[122] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 года № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 16. Ст. 1595.

[123] Иванова С.А., Анюшин С.В. Некоторые проблемы нормативно-правового обеспечения деятельности высших учебных заведений // Юридический мир. 2008. № 11.

[124] Волкова Л.П. Правовые основы разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: автореф. дисс… д.ю.н. Саратов, 2009. С. 3.

[125] Волкова Л.П. Правовые основы разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: автореф. дисс… д.ю.н. Саратов, 2009. С. 6.

[126] Теплякова О.А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореф. дисс… к.ю.н. Тюмень. 2005. С. 18.

[127] Теплякова О.А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореф. дисс… к.ю.н. Тюмень. 2005. С. 15.

[128] Стульникова О.В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: автореф. дисс… к.ю.н. Саратов. 2008. С. 17.

[129] Стульникова О.В. Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации: автореф. дисс… к.ю.н. Саратов. 2008.

[130] Там же.

[131] Дорофеева Л.А. Обеспечение субъектами Российской Федерации права граждан на получение общего образования // Право и образование. 2006. № 6.

[132] См.: Определение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2007 г. по делу № 4-Г06-52 // СПС «КонсультантПлюс».

[133] Т.к. в подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» говорится, что эти субвенции выделяются в целях финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на общедоступное и бесплатное образование, а в п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» указывается, что такие государственные гарантии касаются предоставления образования только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

[134] К сожалению, в настоящее время существуют отдельные судебные решения, которые не акцентируют внимание на этом моменте и тем самым фактически признают возможным передавать субвенции местным бюджетам в рамках финансирования государственных гарантий на образование, включая в таковые средства на финансирование негосударственных учреждений, и рассматривают факт передачи таких субвенций как передачу полномочий (тем самым фактически позволяют субъектам закреплять за органами местного самоуправления полномочия по государственной поддержке негосударственных образовательных учреждений без надлежащей передачи данного государственного полномочия) (см., напр. решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2007 г. по делу № А12-18018/07-С15; Определение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2007 г. по делу № 4-Г06-52). В то время как по другим категориям дел проводится обратный принцип - субвенции не могут передаваться без передачи полномочий.

[135] См.: письмо Минобрнауки России от 7 августа 2007 г. № 03-1720.

[136] Собрание законодательства РФ. 2007. № 9. Ст. 1098.

[137] О порядке лицензирования образовательной деятельности см. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796, о порядке государственной аккредитации образовательных учреждения - Приказ Минобразования России от 22 мая 1998 г. № 1327.

[138] Мадьярова А.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.

[139] См. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21; № 49. Ст. 6070.

[140] Мадьярова А.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.

[141] Мадьярова А.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008.

[142] См., например, в части полномочий по предоставлению образования в специализированных образовательных учреждениях Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. по делу № 64-Г06-8.

[143] См.: Определения Верховного Суда РФ от 27 декабря 2006 г. по делу № 65-Г06-7, от 3 октября 2007 г. по делу № 44-Г07-19 // СПС «КонсультантПлюс».

[144] Ягофаров Д.А., Хридина Н.Н., Васильченко Е.А. Образовательное нормотворчество и кодификация российского законодательства об образовании: Монография. – Екатеринбург, 2006.

[145] Социальное законодательство: научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2005.

[146] Постановление губернатора Ханты-Мансийского автономного округа «Об утверждении Положения о Лицензионной палате округа и порядка лицензирования» от 4 января 1997 года № 38.

[147] Постановление губернатора Приморского края от 24 ноября 1997 года № 497 «О передаче полномочий по лицензированию образовательной деятельности в области начального и среднего профессионального образования на территории Приморского края».

[148] В соответствии со ст. 1 этого Закона органы местного самоуправления районов области и городов Арзамаса, Дзержинска, Н. Новгорода наделяются государственными полномочиями по выдаче лицензий на право ведения образовательной деятельности:

- муниципальным дошкольным образовательным учреждениям (за исключением центров развития ребенка);

- муниципальным общеобразовательным учреждениям (за исключением гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов) в части ведения начального, основного, среднего (полного) общего образования, кроме профессиональной подготовки;

- муниципальным специальным (коррекционным) образовательным учреждениям для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- муниципальным образовательным учреждениям для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

[149] См.: Халфина Р.О. Роль права в повышении эффективности общественного производства // Советское государство и право. 1970. № 11. с. 6; Халфина Р.О. Право и социальное управление. М., 1987.

[150] Теплякова О.А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: автореф. дисс… к.ю.н. Тюмень. 2005. С. 20.

[151] См.: Федеральный закон от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.

[152] ст. 17 Закона РФ «Об образовании», Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

[153] См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4542; 2002. № 52 (ч. 2). Ст. 5225; методическое письмо Минобразования России от 25 марта 1994 г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» // СПС «КонсультантПлюс». В качестве одной из форм обеспечения преемственности между дошкольным и общим образованием признается создание комплексов, включающих в себя дошкольные и общеобразовательные учреждения. Однако при этом надо иметь в виду, что такие комплексы не образуют единого образовательного учреждения и входящие в них образовательные учреждения сохраняют свой первоначальный статус. Это важно в связи с вопросами финансирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях

[154] О видах образовательных учреждений и критериях отнесения их к тому или иному виду см.: Приказ Минобразования России от 7 августа 1995 г. № 443 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; Приказ Минобразования России от 22 августа 1996 г. № 448.

[155] См. об этом письмо Минобразования России от 16 января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».

[156] Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

[157] См. письмо Минобразования России от 7 июня 1994 г. № 58-М // ОВД. Межведомственный информационный бюллетень. 2004. № 5.

[158] См.: Федеральный закон от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.

[159] См.: Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3808.

[160] См. Приказ Минобразования России от 11 декабря 2001 г. № 05-51-38ин/24-05; письмо Минобразования России от 25 декабря 2002 г. № 31-52-122/31-15.

[161] См. также Приказ Минобразования России от 10 июля 2003 года № 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»; письмо Минобразования России от 1 октября 2002 года № 31ю-31нн-40/31-09; письмо Минобразования России от 21 июля 1995 года № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг».

[162] См.: письмо Минобразования России от 21 марта 2003 года № 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс» // Вестник образования России. 2003. № 9.

[163] См. Приказ Минобразования России от 1 июля 2003 года № 2833.

[164] Собрание законодательства РФ. 2001. № 13. Ст. 1252; 2007. № 31. Ст. 4082.

[165] См. Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2006 г. № 321 (на 2007/2008 учебный год), Приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. № 349 (на 2008/2009 учебный год).

[166] Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.

[167] К расходам на оплату труда работников образовательных учреждений относятся и устанавливаемые законами субъектов РФ выплаты за выполнение функций классного руководителя, которые также финансируются в виде субсидий из федерального бюджета. Именно так - как составную часть заработной платы, а не компенсационную выплату - следует рассматривать вознаграждение за классное руководство (см. п. 4 Рекомендаций по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, направленных письмом Минобрнауки России от 25 апреля 2006 года № АФ-100/03 // ОВД. Межведомственный информационный бюллетень. 2006. № 17).

[168] Закон Ярославской области от 30 сентября 1996 года № 13-з «О сборе на нужды образовательных учреждений», Закон Республики Карелия от 27 февраля 1992 года № XII-12/326 «О целевом сборе районного (городского) Совета народных депутатов на создание Фонда дошкольного воспитания», решение малого совета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 1 апреля 1993 года № 94-М «Об установлении сбора на нужды образовательных учреждений, взимаемого с юридических лиц» и др.

[169] Закон Республики Алтай от 27 мая 1998 года № 4-21 «О предоставлении льгот учреждениям образования Республики Алтай», Постановление Главы администрации Амурской области от 15 июля 1997 года № 646 «О предоставлении льгот по налогам и сборам негосударственным образовательным учреждениям области», Постановление Главы администрации Владимирской области от 24 февраля 1994 года № 61 «О предоставлении льгот предприятиям, реализующим школьные учебники по заказам Управления образования Администрации области», Постановление Губернатора Ярославской области от 16 сентября 1994 года № 463 «О налоговых льготах для предприятий общественного питания при образовательных учреждениях» и др.

[170] Постановление Губернатора Вологодской области от 30 апреля 1999 года № 273 «О нормах расходования средств при проведении внешкольных мероприятий», Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 февраля 2000 года № 68 «Об утверждении нормативов затрат на содержание детей в дошкольных учреждениях Республики Татарстан» и др.

[171] Официальные документы в образовании. 2006. № 31 или Администратор образования. 2007. № 2.

[172] Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2006 г. по делу № 56-Г06-5.

[173] См. также разъяснение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления (см. http://www.duma.gov.ru/localcom/vopros-otvet/vopros-otvet-0_08_53_01.htm).

[174] См. также письмо Минфина России от 11 мая 2006 г. № 06-04-08/01.

[175] См. Определение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. по делу № 64-Г06-6 // СПС «КонсультантПлюс».

[176] См. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31 августа 2006 года № 30 «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях».

[177] п. 8 Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июля 2005 года № 487.

[178] Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

[179] Волгоградская правда. № 154. 23.08.2006.

[180] См.: Куранов А.К. Полномочия органов местного самоуправления в области образования. Дисс… к.ю.н. – Липецк, 2004. С. 120-121.

[181] См.: Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. – Волгоград: Изд-во «Альянс «Югполиграфиздат», 2004. С. 144.

[182] См.: Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. – Волгоград: Изд-во «Альянс «Югполиграфиздат», 2004. – С. 150.

[183] Волгоградская правда. № 154. 23.08.2006.

[184] Волгоградская газета. № 67. 03.06.2006.

[185] Безуглов С.В. Особенности нормативного регулирования права граждан на образование, реализуемого в условиях сельской местности: Дис. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2005. С. 14.

[186] зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.08.2003 № 4971.

[187] зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.08.2003 № 4956.

[188] п. 6 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505.

[189] См.: Братановский С.Н., Царев Ю.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. – Волгоград: Изд-во «Альянс «Югполиграфиздат», 2004. С. 151.

[190] письмо Минобразования России от 12.05.1995 № 724/7-16.

[191] см. решение Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № ГКПИ02-1399; Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2003 № КАС03-137.

[192] Согласно Пояснительной записке к проекту указанного решения при определении цены на образовательные услуги всеми образовательными учреждениями города учитывались следующие затраты и показатели: заработная плата преподавателей и обслуживающего персонала, оплата коммунальных услуг, материальные затраты, нормы прибыли.

[193] Ростов Официальный. 2008. № 46.

[194] Краснодарские известия. 2009. № 4

[195] Краснодарские известия. 2008. № 235.

[196] КонсультантПлюс.

[197] Каширские известия. 2008. № 6.

[198] Стимулирующие выплаты - выплаты, предусматриваемые Положениями о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда для работников образовательных учреждений, с целью повышения мотивации качественного труда и поощрения за результаты труда. См.: Постановление главы администрации Шебекинского района Белгородской обл. от 29 сентября 2008 года № 1306 «Об утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей - детских школ искусств»

[199] Компенсационные выплаты - выплаты, обеспечивающие работникам образовательных учреждений, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, оплату труда в повышенном размере. См.: Там же.

[200] См., например: Постановление администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской обл. от 29 декабря 2008 года № 1089 «О введении новой системы оплаты труда педагогических работников и административно-управленческого состава в общеобразовательных учреждениях Старополтавского района»

[201] См., например: Постановление администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской обл. от 30 октября 2008 года № 875 «О введении новой системы оплаты труда педагогическим работникам и административно-управленческому составу муниципальных дошкольных образовательных учреждений Старополтавского района».

[202] См., например: Постановление главы администрации Шебекинского района Белгородской обл. от 29 сентября 2008 года № 1306 «Об утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей - детских школ искусств»; Решение Совета народных депутатов Собинского района от 18 сентября 2008 года № 174/10 «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей Собинского района».

[203] См., например: Постановление администрации города Кирова от 29 января 2009 года № 234-П «Об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Кирова»; Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 06 ноября 2008 года № 547 «О введении отраслевой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений образования г. Улан-Удэ»

[204] Наша жизнь. 2008. № 47.

[205] СПС КонсультантПлюс. Данный акт принят в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 848 «О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования», Постановлениями Главы Администрации Волгоградской области от 17 апреля 2007 года № 617 «О реализации комплексного проекта модернизации образования Волгоградской области на 2007 - 2009 годы», от 05 октября 2007 года № 1730 «Об апробации новых механизмов оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области», Приказом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 30 июля 2008 года № 1891 «Об апробации новых механизмов оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области».

[206] Бюджетная система Российской Федерации, М.: Юрайт. 1999. С. 384 - 385.

[207] Воронин А.А., Беляков С.А. Проблемы расходования бюджетных средств в сфере образования. / Финансы. 2000. № 1. С. 21.