Глава шестая. Живопись

Свобода. Живопись невозможна без внутренней свободы. Необходимо доверять своему художественному мышлению, чтобы ничто не мешало вам идти своим путем. Следует также быть восприимчивым ко всему новому, но, в то же время, соблюдать приверженность тому, что доказало свою эффективность и дает вам ощущение правильности своих действий. Когда это ощущение утрачивается, мы сбиваемся с пути, и страх лишает нас сил. То, что мы сегодня знаем, может быть достаточным для текущего момента, однако завтрашний опыт может быть совсем иным.

У каждого из нас есть определенные идеи. Идеи можно определить как оформленные на основе чувств и убеждений мысли. Ощущение свободы должно присутствовать с самого начала, и оно должно касаться того, что для нас важно. Мы не управляет идеями и не создаем их, но позволяем им приходить к нам. Они являются из бесконечности и формулируются людьми. Сила идей позволяет им жить очень долго.

Прогресс заключается в освобождении. Мы все стремимся к свободе и возможности контролировать свою жизнь. Свобода тесно связана с радостью. Спонтанность и свобода открывают нас для восприятия новых идей. Существуют множество способов восприятия, и наше зрение не должно ограничиваться стереотипами. Мы должны делать то, что полезно лично для нас. Если мы воспринимаем свою работу как обязанность, она утрачивает живость и непосредственность. Талант должен найти способы проявить себя, и этому помогает ощущение удовольствия и радости от работы.

Целое не создается из частей; напротив, мы начинаем с общей идеи, из которой затем все проистекает.

Контроль над ситуацией связан с нашим следованием определенной идее, что придает нашей деятельности устойчивость и непосредственность. Он зависит от прояснения идеи и очищения чувств и предполагает объединение ментального и интуитивного начал. Одной интуиции недостаточно, чтобы обеспечить устойчивый рост.

Ощущая внутренний ритм радости, мы не устаем. В человеческих отношениях мы также стремимся почувствовать свободное течение энергии чувств и ее ритм. Вас не смутят сложные обстоятельства, если вы чувствуете себя способными подняться над ними. Мы учимся благодаря откровению и, в то же время, опираемся на аналитическое мышление. Мы поддерживаем все, что помогает нам расти, и не довольствуемся посредственностью.

Свет. Свет – это та сила, в которой нуждается человечество. Можно рассматривать свет как ясность и порядок. Для художника свет является как внутренним, так и внешним опытом. Сезанн использовал свет как великую силу. Свет его живописных работ является частью бесконечного потока.

Мы связаны с солнцем и его светом. Чем оно ярче, тем темнее тени. Белый свет солнца включает в себя все цвета и является источником жизненной энергии. Все в мире становится видимым благодаря свету. Природа излучает бесконечный свет, и наша способность к восприятию света также ничем не ограничена.

Жизнь сосуществует со светом, и свет является основополагающим началом жизни. Растения не могут существовать без света, также как и все живое. Свет и знание взаимосвязаны. Даже находясь во тьме, мы восклицаем: «Я вижу!» потому что в нас присутствует свет понимания.

Мы находимся на правильном пути, когда позволяем свету быть нашим проводником во время занятий живописью. Солнечный свет питает все живое, поддерживает жизнь человека, животных и растений. У художника есть внутреннее ощущение света. Он знает, что свет также пребывает в нем, и что ему нет необходимости всегда видеть свет вокруг себя. Это внутреннее зрение живописца дает ему ощущение реальности и помогает ему подняться над обстоятельствами. Есть нечто великое во всех тех, кто способен воспринимать качества света и проецировать их на окружающее. Вечная природа света делает произведения изобразительного искусства неподверженными тлению.

Свет на картине пульсирует в определенном ритме. Он является положительной силой, побеждает и берет инициативу. Он энергизирует и оживляет и утверждает свое присутствие в мире. Тьма же – это небытие и отсутствие света.

Поскольку живопись – это жизнь, в живописной работе нет ничего негативного, и даже очень темные цвета способны излучать свой собственный свет. При использовании света в живописи следует проявлять изобретательность. Отношения между предметами и контрасты создают свет. Мощное движение света делает его присутствие более ощутимым, и каждый художник знает, как это делать. Чем более явственно вы ощущаете свет, тем более глубоко вы способны проникать в пространство, и это связано не с художественной техникой, а с чувством света.

Следует ощутить радость света. Чем более он ярок, тем более четко обозначены тени. Художник не может «создавать» свет, но он может, пользуясь красками, создавать эффект присутствия света. Это достигается путем сочетания и движения цветов. Не существует единой формулы, которая описывала бы, как это сделать, но мы обладаем способностью проецировать то, что мы чувствуем и постигаем, на внешние материалы и предметы. Дети делают это совершенно естественно. Их притягивает тот свет, который содержится в ярких цветах и их драматические контрасты. Восприятие же света у взрослых окрашено их жизненным опытом.

Все люди улавливают величие и силу света. Рембрандта интересовал тот свет, который исходит из тьмы. Сезанна, прежде всего, занимал тот свет, который присутствует в цветах. Матисс же пошел дальше других, пытаясь посредством работы с чистыми цветами передавать пространство и объем. Когда его спросили: «Как Вы думаете, что будет больше всего интересовать новое поколение?» он ответил: «Свет».

Наша цель состоит в том, чтобы передавать свет путем использования цветов.

Цвет. Джон Раскин как-то сказал, что «наиболее чистые и глубокие умы – те, которые больше всего любят цвет».

Цвет является инструментом проникновения в пространство и выражения разных идей. Белая бумага или холст дают возможность для проявления любых цветов. Природа является величайшим мастером и колористом. Всякая бабочка являет собой великолепное сочетание цветов и замечательный рисунок и обладает неповторимым характером. Природа неистощима. С величайшей щедростью она дарит нам лазурь неба и синеву воды, разноцветие и яркость цветов, птиц и других представителей флоры и фауны – создаваемые ею вариации цветов и их сочетаний неисчерпаемы, и мы не можем не испытывать восторга от этого поразительного богатства цветов и форм. Красота природы неотделима от жизни, и природа щедро питает и поддерживает нас своей красотой.

Один единственный цветок – и тот являет собой пример поистине фантастической природной палитры. Нет и двух художников, которые одинаково воспринимали бы одинаковые сочетания цветов. Сезанн использовал сочетания цветов для того, чтобы создавать и контролировать движение на своих живописных полотнах. Для Матисса цвет был не просто цветом, но квинтессенцией радости и свободы жизни. Его отличало глубокое понимание цвета и того, каким образом, используя цвет, можно передавать форму и пространство.

Одна из функций цветов состоит в том, чтобы давать нам ощущение силы света. Живопись – это, прежде всего, стихия цвета и форм, стихия свободы. Живопись весьма глубока; для того, чтобы использовать цвета для передачи контраста света и тьмы, различных текстур, форм и пространства, необходимо чувство равновесия и меры.

Занимаясь живописью, мы приходим к более глубокому пониманию того, что может делать цвет. Этому помогают интуиция и опыт, а отнюдь не теория или схемы из учебников. О цвете написано много книг, большинство которых трудно связать с художественным опытом. Мы рождаемся с определенными предпосылками к ощущению цвета, однако способность воспринимать цвет и его чувствовать – вещи разные.

Первые представления о цвете как правило очень значимы и оказывают влияние на отношение к цветам в дальнейшем. Любые цвет и форма должны помогать всем остальным цветам и формам. Один цвет ведет к появлению другого и заключает в себе как силу, так и мягкость. В живописи цвет должен приходить из сердца художника.

Каждый из нас обладает внутренним слухом, и Бетховен это доказал. Существует также внутреннее зрение. Художник должен ощутить цвет внутри себя прежде, чем он создаст его на полотне. Вначале работы он может не знать, с каким цветом он будет работать. При этом он может полагаться на свою интуицию, стараясь в последующем сочетать трезвый расчет со спонтанностью.

Маленькие дети выбирают цвета, не задумываясь. Они, чаще всего, знают, какой цвет им нужен. Становясь взрослыми, мы также можем выбирать цвета естественно и счастливо, отдавая предпочтение тем из них, на которые мы откликаемся наиболее живо. Каждый цвет заключает в себе определенное настроение, и при выборе цвета мы можем ориентироваться на свои чувства. Невозможно, однако, вложить чувства в то, что статично. Настроение – это относительно устойчивое качество. Мы можем начать, пытаясь настроиться на свои чувства, но для того, чтобы работа была целостной, необходима определенная самодисциплина.

Старайтесь использовать ваше внутреннее чувство цвета, и пусть ваш разум этому не мешает. Ощутите динамику цветов и их связь друг с другом.

В живописи качества всех цветов присутствуют в сочетании друг с другом. Мы можем работать со многими или всего несколькими цветами, их бесконечными комбинациями и оттенками. Это можно сравнить с бесконечным многообразием звуков и тембров различных инструментов в симфоническом оркестре.

Работа с цветом может быть относительно простой или сложной. Она предполагает создание определенной композиции. Если нам кажется, что добавление каких-либо линий или мазков излишне, следует доверять этому чувству с тем, чтобы не испортить того, что уже создано. Все элементы изображения должны сочетаться друг с другом. Работа, по сути, являет собой целый мир, и мы стремимся его почувствовать и помочь всем его элементам. Цвет не имеет каких-либо ограничений по глубине. Тот результат, который может быть нами получен при работе с цветом, по сути, не зависит от метода. Темные цвета помогают более остро почувствовать свет. Многое зависит от того, какой цвет располагается ближе, а какой – дальше. Следует как можно точнее передавать свое ощущение цвета.

Самооткрытие связано с открытием собственных чувств. Любой подлинный опыт живописи связан с самооткрытием, и «я» художника тесно связано с его чувством цвета.

Импрессионисты знали, что каждый цвет обладает своим индивидуальным качеством. Сезанн же пытался посредством цвета выражать идеи и духовные качества человека. Критики называли его искусство грубым и оскорбительным для разума, однако те, кого считаю знающими, на деле часто оказываются невосприимчивыми к новому. Сезанну удалось создать настоящие симфонии цветов и форм.

Всякая живописная работа характеризуется определенным преобладающим чувством, и мы используем цвета, ориентируясь на это чувство. Хотя мы иногда его теряем , нам необходимо бывает его через некоторое время восстановить.

Формы, движения, гармония – все, что мы когда-либо видели, и что оказало на нас сильное воздействие, сохраняется в нашем бессознательном, но мы продолжаем пребывать в состоянии непрерывного поиска и открытия нового.

Жизненные силы. Любовь является жизненной силой изобразительного искусства. Способность получать и дарить любовь -- естественное проявление человека. Ребенок отдается изобразительному творчеству всем сердцем, не думая при этом, что скажут окружающие. Он выражает в изобразительной деятельности то, что чувствует.

Жизненные качества в живописи передаются через «одухотворение» предметов изображения, взаимодействие объемов, соотношение переднего и заднего планов, верха и низа – все это позволяет передать движение и пульсацию энергии жизни.

Встречаясь с жизненными трудностями, все мы временами испытываем подавленность, но художник может подняться над этим состоянием. Он может опереться на свою любовь к изобразительному творчеству и красоте. Гармония природы позволяет нам восстанавливать эмоциональное равновесие. Когда же наше мышление ясно и спокойно, мы чувствуем себя уверенно. Художник выходит за рамки видимого, чувствует внутреннюю энергию предметов, и каждый цвет становится для него объемным.

Художник неотделим от природы. Озера и океаны придают ему силы своей экспансией горизонтальных плоскостей. Он чувствует творческие силы природы, ощущает вселенские приливы и отливы, взлеты и падения. Он организует предметы в соответствии с законами единства и непрерывности.

Ощущение Сезанном передаваемого через массы и объемы пространственного движения вело его к созданию абстрактных композиций и отказу от реалистичности. В его натюрмортах формы столь же драматичны, как и в изображениях великих водопадов.

Мы начинаем работу с ощущения бесконечного простора. Небо ассоциируется с движением вверх, вниз и по кругу. Ничто в природе не находится в инертном состоянии. Идя по улице или по полу в помещении, мы ощущаем мощные, поддерживающие нас силы. Эти же силы поддерживают все живое на нашей планете.

Жизненная сила действительно существует, и мы не являемся ее создателями. Мы ее отражаем и передаем посредством нашего творчества. Мы ощущаем единство частей и целого. Земля поддерживает нас; на ней произрастают деревья и цветы. Мы все вертикальны, и вертикальность заключена в нашей природе. Жизненная сила влечет нас вверх, к тому, чтобы встать и распрямиться. Так растет мощный дуб, символизируя собой жизненную силу. Жизнь побеждает, и все живое растет естественно и без усилий.

В изобразительном творчестве все пульсирует этой энергией жизни Мы наделены врожденной способностью и правом чувствовать радость, красоту и жизнь. Жизнь бесконечна, также как бесконечно все живое. Движение жизни никогда не останавливается и присутствует в живописных работах, и хотя оно ощущается в глубине картин, изображение стремится обрести состояние равновесия, балансируя на фоне общего плана.

Откройте себя. Внутри вас есть все, и мы пришли в этот мир, чтобы передать те красоту и силу, которые мы постигаем. Жизнь и ее тепло позволяют нам ощутить то, что мы можем что-то дать другим. Отдавая, мы острее чувствуем жизнь.

Мы не можем передавать то, чего нет в нашем сердце. Любой возраст может быть временем великих свершений и роста. Продолжая расти, мы развиваем свои таланты и в старости. Появляются новые идеи. Красота сегодняшнего дня есть нечто совершенно новое, также как совершенно новым является всякий новый день.