А. Целенаправленное конструирование

 

 

Общение является результативным при том условии, что оно

подчинено достижению ряда целей, например таких как:

- изучение психологии объекта;

- диагностика объекта;

- установление более тесных контактов;

- обеспечение сотрудничества;

- обсуждение конкретной проблемы;

- получение нужной информации;

- передача своей фактуры, или дезинформации;

- убеждение в чем-то;

- принуждение к чему-либо.

В ходе полноценного взаимодействия можно выделить перетекающие

друг в друга фазы, включающие:

- предварительную подготовку;

- начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоционального

настроя собеседника;

- проведение своей темы и направление беседы в предусмотренном

направлении;

- завершение диалога с закреплением достигнутого результата.

*На этапе предварительной подготовки занимаются*:

- прояснением того, что нужно достичь в результате разговора,

отмечая предпочтительный максимум и приемлемый минимум;

- получением изначальной информации (о партнере и затрагиваемой

проблеме);

- обдумыванием тактики контакта (сообразно с психологией объекта

и иными действующими здесь факторами);

- отрабатыванием выигрышных компонентов общения (выбор

подходящего момента, места, обстановки и обстоятельств свидания).

Начало разговора с поддержанием соответствующего

психоэмоционального настроя у визави строится на пресечении негативных

эмоций и отбрасывании всевозможных барьеров, затрудняющих необходимое

взаимопонимание. Негативные реакции собеседника засекают по различным

внешним проявлениям (резкости фраз, зажатости поз, узости зрачков...)

и снимают различными психологическими приемами (выбором особо

действующих слов, мимикой, телесным копированием...).

Проведение избранной темы и подстройка беседы к колебаниям

диалога опираются на исходную тактику с постоянным наблюдением за

различными (жесты, выражения лица, взгляд...) реакциями партнера и

коррекцией, исходя из них, своего последующего поведения.

Завершение беседы с закреплением достигнутого результата

подразумевает, что данный акт общения скажется необходимым образом на

мышлении и поступках собеседника, не заставив его поменять суждение о

визави на негативное.

Некоторые аспекты персонального взаимодействия были изложены в

разделе повествующем о вербовке, здесь же мы приведем различные

психологические моменты, улучшающие эффективность речевого общения.