Методические советы

Изучение темы «Культура эпохи Просвещения» требует знаний исторических условий данной эпохи, особенностей общественного развития стран Европы в период подготовки и свершения ранних буржуазных революций.

Необходимо раскрыть социально-политическую сущность Просвещения как составной части освободительного движения буржуазии и характер его идеологии, направленной на преобразование общества на «разумных началах». Прежде всего следует уяснить, что просветители «готовили умы» для приближающейся революции, выдвигая идеалы свободы, равенства, братства, в чем состоит общественно-историческоезначение просветительского движения и его вклад в развитие мировой культуры.

Далее необходимо познакомиться с великими представителями этого движения и их взглядами - философами и писателями Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Вольтером, Г.Э. Лессингом и др. Обратить внимание на суть и значение двух направлений в философии и идеологии данной эпохи:

- вольтерьянство, которое, по сути, представляло аристократический
путь борьбы, духовную и социальную «революцию сверху» (этот путь
привел к романтизму и идеологии русских декабристов, где наиболее
значительные фигуры русской литературы — Чацкий, Дубровский, Печорин);

- руссоизм, предлагавший демократический путь борьбы и в равной
степени проявивший себя как в лозунгах Великой французской революции,
так и в призыве Ж.Ж. Руссо «Назад, к природе!», выразившем протест против
цивилизации.

Другой важный момент - взгляды просветителей на искусство, которые основываются на принципах приоритета разума, гражданственности, гуманизма, утверждения нравственно-просветительской миссии искусства. Следует обратить внимание на его демократический характер. Искусство XVIII в. - своего рода энциклопедия разнообразных стилевых форм, которыми широко пользуются художники, архитекторы, музыканты. Условно в искусстве эпохи Просвещения можно выделить два этапа. Первый - до середины 1740-1750-х годов, который был связан с завершением поздних форм барокко и выделением стилистического направления рококо. Второй - до конца XVIII века - это возвращение видоизмененных идеалов классицизма и зарождение предромантического движения, сентиментализма и просветительского реализма, получивших широкое развитие в XIX веке. Необходимо дать им краткую характеристику.

Анализируя обширный историко-культурный материал, связанный с эпохой Просвещения, следует обратить внимание на отличия социально-экономических условий и национальных традиций, оказавших влияние на формирование особых черт, присущих разным странам.

Так, особенностью английского Просвещения является то, что Англия была самой передовой страной по экономическому развитию в Европе, где в 1640 году свершилась буржуазная революция. Поэтому Просвещение началось в Англии намного раньше, нежели в других странах. Английская философия первой половины XVIII в. окрашена оптимистическим мироощущением. Критике подверглись лишь моральные изъяны общества, которые можно было устранить просвещением и прогрессом. Прославлялись экономические успехи страны, пафос покорения природы, предприимчивый человек, уверенный в себе и сильный духом. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то степени даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.

Давая характеристику культуры английского Просвещения, важно отметить, что особое внимание уделяется здесь проблемам общественного мнения, вкуса, моды, выступающим как выражение нового, буржуазно-прагматического взгляда на искусство. Обращаясь к вопросам морали, «нравственного чувства», следует показать их соотношение с понятиями «красота» и «искусство», что достаточно полно выражено в трудах философов данного времени А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона.

Необходимо указать на наличие противоборствующих тенденций в живописи: приверженность традициям классицизма, с одной стороны (Дж. Рейнольде), и борьбу с его канонами и академизмом, с другой (У. Хогарт). В заключение важно указать на своеобразие английского Просвещения, которое состоит в том, что оно возникло не до, а после буржуазной революции. Британское общество оказалось недостаточно восприимчивым для антифеодального пафоса просветительских идей, они не пустили корни в общественном сознании, не нашли себе таких страстных пропагандистов, как во Франции.

Изучая особенности французского Просвещения, необходимо обратить внимание на два периода. Первый характеризуется ориентацией на передовую Англию. В основе философии стояло учение, допускавшее существование бога лишь как первопричины мира и отрицавшее существование его как личности (деизм). Идейным вождем «старшего поколения» просветителей были Вольтер и Монтескье, объявившие борьбу религиозной нетерпимости и мракобесию и феодальному деспотизму.

Деятели второго периода французского Просвещения Д. Дидро, К.А. Гельвеции, П.А. Гольбах и др., будучи в большинстве своем материалистами и атеистами, развернули борьбу против феодальных порядков.

Французские просветители придавали большое значение в жизни и искусстве чувству, считая его сосредоточением благороднейших устремлений человечества. Ж.Ж. Руссо считал, что человек велик только своими чувствами, ибо они способствуют возрождению исконных добродетелей «естественного человека». Ж.Ж. Руссо был наиболее влиятельным представителем французского сентиментализма, последнего этапа Просвещения.

К 50-м.годам XVIII века во Франции обостряются все противоречия, страна стоит на пороге революции. В это время возрастает роль театра. Д. Дидро видит в нём пропагандиста передовых идей, необходимых для преобразования общества. Произведения Дидро, наполненные сложной диалектикой мыслей и характеров, перерастают рамки искусства своего времени и предвосхищают последующее развитие европейского реалистического романа («Монахиня»).

Следует отметить также большой вклад французских просветителей в развитие живописи (А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Шарден), а также музыкальной культуры XVIII в.

При рассмотрении культуры немецкого Просвещения необходимо учитывать исторические и социально-экономические условия развития Германии в XVIII веке, которая по сравнению с Англией и Францией была отсталой, раздробленной страной. Однако и здесь бюргерство утверждается в социальной и духовной жизни. Идет борьба с классицизмом, подражанием французской культуре. Намечается противоборство двух идейных направлений: официального (И.К. Готтшед, А.Г. Баумгартен) и демократического (И. Винкельман и Г.Э. Лессинг). В этой связи следует обратить внимание на отличие идеала искусства Винкельмана - «соединение высокой души с прекрасным телом», восходящего к античной Греции, от придворно-аристократической культуры и академизма. В дальнейшем эта линия приведет к «веймарской классике» 90-х годов в творчестве Гёте и Шиллера. В теоретических работах («Лаокоон», 1766; «Гамбургская драматургия», 1765) Г. Лессинг обосновывает принципы просветительского реализма и национального искусства, выступает против подражания французскому образцу.

Немецкий театр XVIII в., как и литература, испытывает влияние демократических тенденций. Сцена театра используется в качестве трибуны, с которой провозглашались идеи национального единства, свободы и социальной справедливости.

В 70-80-х гг. XVIII в. в Германии возникает литературное движение «Буря и натиск» как выражение антифеодального протеста. Видным теоретиком этого движения становится И.Г. Гердер, выдвинувший принцип исторического подхода к изучению культуры и искусства. Обращаясь к истории Германии и национальному прошлому, изучает устное творчество разных народов. С его деятельностью связано утверждение нового взгляда на историю и культуру, высказывается мысль об общечеловеческой значимости исторических и национальных форм искусства.

Подводя итоги сказанного, необходимо подчеркнуть, что, несмотря на все различия в исторической и культурной эволюции отдельных стран, их объединяли общие черты нового мировоззрения, формировавшегося под влиянием методологии просветителей. Усиливается обмен идеями и творческими достижениями между европейскими странами, что способствует распространению представлений о единстве культуры человеческого общества.

Вопросы и задания:

1. Почему культурное движение XVIII в. можно охарактеризовать
одним словом - Просвещение?

2. Известно, что классицизм выдвигал идею «улучшения» природы
посредством искусства. Однако поэт В.А. Жуковский в одном из
стихотворений утверждал: «Что наш язык земной пред дивною
природой? С какой небрежностью и легкою свободой она рассыпала
повсюду красоту...» Кто прав?

Д. Дидро был убежден, что искусство должно выносить приговор
порокам, злу, улучшать тиранов, а художник обязан бытьнаставником рода человеческого. Приведите примеры такого рода художественных произведений. В чем заключается главная задача искусства?

4. Каково отношение просветителей к художественному наследию
различных эпох (античности, Ренессанса, средневековья)?

5. Объясните смысл лирического размышления из «Фауста» Гёте:
«Увы, теряем мы средь жизненных волнений

И чувства лучшие, и цвет своих стремлений. Едва фантазия отважно свой полет К высокому и вечному направит, Она себе простора не найдет: Её умолкнуть суета заставит».

6. Как вы понимаете главный принцип эстетики рококо — «искусство
для наслаждения»?

7. В чём состоит идея «естественного человека»? Как она воплощалась
в искусстве ХУШ в.?

8. Почему театр эпохи Просвещения выражал новый взгляд на мир,
устройство общества и самого человека?