Глоссарий

А

‘Ад — народ пророка Худа, уничтоженный Богом за непокорность.

Азан — призыв к обязательной молитве.

‘Акъль — интеллект, разум.

‘Акъыда — исламское мировоззрение, вероубеждение. Совокупность идеологических убеждений.

‘Алим — знаток религиозных наук.

‘Алляма — гениальный ученый.

АЛЛАh субханаhу ва та‘аля — АЛЛАh, хвала Ему, Всевышнему.

Альхамду лиЛЛЯh — хвала АЛЛАhу.

Арафат — гора в 20 км от Мекки, посещение которой является одной из основных составляющих Хаджа. День Арафа — день посещения этой горы, девятое число месяца зуль-хиджа.

Ангелы — разумные и, в отличие от джиннов и людей, во всем беспрекословно покорные Богу существа, сотворенные из света. Ангелы являются бесполыми и не нуждаются в пище.

Ансары (мн. ч. от насыр — помощник) — жители Медины из племен аус и хазрадж, которые помогли Пророку Мухаммаду (да благословит его АЛЛАh и приветствует) и его сподвижникам совершить hиджру (переселение) из Мекки.

Аhлю сунна валь джама‘а (люди Сунны и [согласия] общины) — мусульмане сунниты, следующие Сунне, “пути жизни” Пророка Мухаммада (да благословит его АЛЛАh и приветствует) и “мнению общины” в решении религиозных вопросов, которое представляют авторитетные богословы и ученые.

Аят — знамение. Каждое предложение в Священном Къур`ане называется аятом, так как в арабском оригинале является словом Творца и знаменует собой чудо.

Б

Баракят — приумножение блага по воле Господа, благодать.

Басира — внутреннее духовное видение, проницательность.

Бид‘а — любое нововведение. В религии — это новое направление, суждение, взгляд, которые не исходят явно из текста Священного Къур`ана, Сунны и высказываний богословов из числа сподвижников Пророка. Модернизация религии АЛЛАhа.

В

Валий — близко стоящий к АЛЛАhу, человек любимый АЛЛАhом. Святой.

Вуду — малое омовение.

Вуджуд — бытие.

Г

Гъусль — полное омовение.

Д

Да‘ва (да‘ват) — призыв к вере, пропаганда Ислама.

Даджаль — Антихрист.

Джанна (джаннат) — Рай, место вечного блаженства, уготованное для праведников.

Джаhаннам — Ад, место временного или вечного наказания для грешников и безбожников.

Джаhилия — доисламский период язычества и невежества.

Джинны — незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами. Последним Божественным Писанием для джиннов со времен Пророка Мухаммада (да благословит его АЛЛАh и приветствует) является Священный Къур`ан. Они рождаются, умирают и будут воскрешены для Суда пред Богом за их деяния. Среди них есть верующие и неверующие в Единого Бога. Последние являются помощниками Иблиса (Сатаны).

Джибрииль — архангел, уполномоченный доставлять откровение посланникам и пророкам.

Джизья — подушный или земельный налог, взимаемый с немусульман, живущих натерритории мусульманского государства.

Дин — религия.

Динар — золотая монета весомоколо 4,25 г.

Дирхам — серебряная монета весом около 3 г.

Ду‘а — молитва, мольба, в отличие от намаза, произносимая в свободной, произвольной форме.

З

Забур — Книга псалмов пророка Давида, Псалтырь.

Закят — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению Ислама и истинных знаний о нем (фи сабилиЛЛЯh) ит.д. Закят выплачивается со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в сумме равно стоимости 84,8 г золота и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с нее выплачивается 2,5% налога закята.

Зикр — поминание Всевышнего Творца языком и сердцем.

Зульм — гнет, притеснение, тирания, несправедливость.

И

Иблис — имя джинна, за знания свои возведенного на уровень ангелов, но отверженного и проклятого Богом за непокорность Ему. Сатана, глава дьяволов, сводящих людей с верного пути.

Иджаза — разрешение на преподавание.

Иджма‘ — единодушное мнение мусульманских ученых (муджтаhидов) одного временного периода по какому либо богословскому вопросу, на который в Священном Къур`ане и Сунне нет явного ответа.

Иджтиhад — дословно “проявление усердия”, “настойчивость”, поиск богословом факыхом аргументов, методов и приемов решения богословско-правовых вопросов.

Икъамат — призыв к выполнению обязательной части молитвы (фарда), который произносится непосредственно перед ее выполнением.

Имам — предстоятель на молитве, духовный наставник. В широком смысле — духовный руководитель, глава государства.

Имам-хатыб — предстоятель на молитве и проповедник в мечети.

Иман — вера. Основами веры в Исламе являются:

(1) вера в Единого и Единственного Бога,

(2) в ангелов,

(3) во все Священные Писания,

(4) в посланников Бога,

(5) в Судный День и

(6) в то, что Всевышний предопределил всё на основе Своего всезнания, и добро и зло существуют по Его воле. Люди же выбирают плохое или хорошее по своему желанию, за что и будут спрошены.

Инджиль — Священное Писание (первозданное Евангелие, Благая весть от Бога), ниспосланное Иисусу.

Ин шаа АЛЛАh — если пожелает АЛЛАh.

аль-Исм аль-а‘зам — наивеличайшее имя Господа.

Ифтар — разговение, вечерний прием пищи по окончании поста.

Ихлас — незамутненность помысла, искренность.

Ихрам — специальное одеяние, надеваемое паломником во время большого и малого паломничества и символизирующее особое состояние ритуальной чистоты.

К

Ка’аба — первый в истории человечества храм Единобожия, святыня Ислама. Расположена в Высокочтимой Мекке.

Къадий — мусульманский судья.

Карамат — чудеса, совершаемые святыми.

Къибла — направление на Ка’абу, которому надо следовать при совершении молитв (намазов).

Къурайшиты — люди из арабского племени курайш, из которого происходит Пророк Мухаммад (да благословит его АЛЛАh и приветствует).

Куфр — неверие, атеизм. Бывает двух видов: великое и малое. Великое неверие — причина вечного пребывания в Геенне. Малое неверии — причина божественных наказаний, которые страшнее, чем за смертные грехи.

Л

аль-Лят — божество арабского языческого пантеона.

Люди Писания — христиане и иудеи.

Ляйлятуль-къадр — Ночь Могущества (Ночь Предопределения) в месяце Рамадан.

М

Маджлис — собрание, сборище, радение.

Мазhаб — разветвления мусульманского права, основанные на разработках выдающихся имамов. Наиболее распространенными из них являются мазхабы Ахмада ибн Ханбаля, аш-Шафи’и, Малика и Абу Ханифы.

Мандуб — желательное для совершения.

аль-Масджид аль-Харам — Заповедная мечеть в Высокочтимой Мекке, на территории которой находится Священная Ка’аба.

Ми‘радж — вознесение Пророка Мухаммада (да благословит его АЛЛАh и приветствует) из Иерусалима на Седьмое Небо в Божественное присутствие.

Мисвак — палочка, изготовленная из дерева арак, используемая для чистки зубов.

Миск — мускус, ароматное восточное благовоние, имеющее густой душистый запах.

Мискаль — мера веса. Применительно к золоту, один мискаль равен 4,24 г, а ко всему остальному — 4,5 г.

Михраб — ниша в мечети, указывающая направление к Каабе.

Му’мин — мусульманин, обладающий высокой степенью веры и богобоязненности.

Му’аззин — муэдзин, человек, призывающий к молитве.

Муджтаhид — ученый-правовед, имеющий право выносить самостоятельные богословско-правовые заключения, совершать иджтихад.

Муракаба — самоконтроль, бдение.

Мусульманин (муслим) — покорный Богу, уверовавший в миссию Пророка Мухаммада.

Муфассир — толкователь, комментатор Священного Къур`ана.

Муфтий — ученый-знаток, дающий разъяснение его основных положений и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фетвы), основываясь на принципах Шариата и прецедентах.

Мухаддис — исследователь и знаток хадисов, хадисовед.

Муhаджир — дословно “совершивший переселение (hиджру)”. Мусульманин, переселившийся из Мекки в Медину из-за преследования со стороны язычников и многобожников. После мирного взятия мусульманами Мекки Пророк Мухаммад (да благословит его АЛЛАh и приветствует) дал слову “муhаджир” расширенное толкование — “тот, кто покидает”, удаляется от запрещенного Всевышним”.

Мухасаба - самоанализ.

Мушрик — многобожник, человек, поклоняющийся кому-либо или чему-либо помимо Бога Единого.

Н

Нафс — самость, эго; «темная половина» души, “[животная] душа” человека, являющаяся средоточием всего спектра человеческих отрицательных качеств и эмоций. Может совершенствоваться до уровня “упрекающей” человека за совершение грешного (см., Св. Къур`ан, 75:2), а также — до “спокойной”, через завершение жизни в праведности и богобоязненности (см., Св. Къур`ан, 89:27).

Никаб — один из атрибутов мусульманской женской одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины.

Нисаб — сумма, при наличии которой человек обязан выплачивать закят.

Ният — намерение.

Р

Равви — ученый, передающий хадис.

Рамадан — месяц обязательного поста. Девятый месяц лунного календаря.

Риядат — аскетический тренинг.

С

Са‘ — мерасыпучих тел, равная примерно 3260 г.

Саваб — вознаграждение от Бога за покорность Ему, соблюдение Его установлений, благодеяния и удаление себя от запретного.

Садакъа — подаяние, милостыня, даваемая с целью обретения благоволения Бога.

Салават — испрашивание у Господа благословения для Пророка Мухаммада (да благословит его АЛЛАh и приветствует).

Салят (намаз) — ежедневная обязательная пятикратная молитва. Кроме обязательных молитв существуют дополнительные, праздничные и другие.

Самуд — народ пророка Салиха, уничтоженный Богом за непослушание пророческому наставлению.

Сахаба — сподвижники посланника АЛЛАhа.

Синедрион (евр. санхедрин) — верховный суд Израиля, который, согласно Талмуду, являлся преемником “совета семидесяти”, избранного Моисеем. Синедрион, состоявший из первосвященников, старейшин и законников, главным образом рассматривал дела, касающиеся религиозных вопросов.

Скиния собрания (евр. мишкан, араб. мяскян) — разборный шатер, согласно Библии, установленный Моисеем по Божьему велению в пустыне в качестве первого помещения для богослужений.

Сунна — жизнеописание последнего Посланника Творца Мухаммада (да благословит его АЛЛАh и приветствует), включающее его высказывания (къауль), невысказанные одобрения (такърир) и поступки (фи‘ль).

Сура — однаиз 114 глав Священного Къур`ана.

Сухур — прием пищи перед рассветом во время поста.

Т

Таби‘ун — те, кто видели сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его АЛЛАh и приветствует), уверовали в его пророческую миссию и умерли мусульманами.

Таваккуль — упование на Бога, умение снять с себя любую моральную и психологическую тяжесть после выполнения всего необходимого, проявление смирения, вверив себя воле Господа и положившись на Его всесилие и всезнание.

Таваф — обход вокруг Ка’абы, один из обязательных ритуалов хаджа и ‘умры.

Та’виль — толкование, разъяснение скрытого, неясного.

Такбир — возвеличивание Господа словами “АЛЛАhу акбар” (АЛЛАh велик).

Тасауф — суфизм, мистицизм.

Тауба — покаяние.

Таухид — признание Единственности АЛЛАhа в поклонении Ему, господстве и обладании прекрасными именами и атрибутами (качествами).

Ташбих — антропоморфизм, уподобление АЛЛАhа с кем-то или с чем-то.

Тасбих (тасбихат) — восхваление Всевышнего Творца.

Тахмид — вознесение благодарности Богу словами “аль-хамду лиЛЛЯh” (хвала АЛЛАhу).

У

аль-‘Узза — божество арабского языческого пантеона.

Умма — сообщество людей, объединенных по религиозному, национальному, географическому или иному признаку. Умма Мухаммада (да благословит его АЛЛАh и приветствует)— мусульмане.

Умра — малое паломничество.

Ураза (перс.) — пост.

Ф

Фард — ритуальные нормы (пятикратная молитва, пост и т.д.), выполнение которых строго обязательно для каждого мусульманина. Если что-либо не было совершено вовремя, то обязательно должно быть восполнено позже, ибо невыполнение фарда является грехом, за который человек будет строго наказан в Судный День.

Файд — эманация, переполнение, проявление.

Фетва — богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкования какого-либо казуса сточки зрения шариата.

Фи сабилиЛЛЯh — дословно “на пути Господа”.

Фитра — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого и Единственного Бога.

Фираса — способности к физиогномике, сверпроницательность.

Футууа — благородные, рыцарские черты характера.

Х

Хадж — паломничество к Священной Каабе в месяц Зуль-хиджа, один из пяти столпов Ислама.

Хадис — высказывание (къауль), невысказанное одобрение (такърир) или поступок (фи‘ль) Пророка Мухаммада (да благословит его АЛЛАh и приветствует).

Хадис къудси — прямая речь Бога, изложенная словами Пророка Мухаммада (да благословит его АЛЛАh и приветствует).

Хадис сахих — хадис, имеющий высокую степень достоверности.

Хадисхасан — достоверный хадис.

Халиф — дословно “преемник”, глава мусульманского государства — халифата.

Халяль — канонически дозволенное для мусульман.

Харам — запретное, канонически недозволенное для мусульман.

Хашимиты — потомки Хашима ибн ‘Абдуль-Манафа, прадеда Пророка Мухаммада (да благословит его АЛЛАh и приветствует).

Хауа — похоть, капризы; страсть.

Хикма — мудрость.

Хукм — религиозное постановление.

Хутба — выступление духовного наставника в мечети, проповедь, которая, произносится во время пятничного богослужения и некоторых праздников.

Ш

Шариат — комплекс закрепленных прежде всего Священным Къур`аном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.

Шафа‘а (шафа‘ат) — покровительство, заступничество.

Шаhада — первое и важнейшее положение исламского символа веры, выражаемое формулой “Ля иляхa илля ЛЛАh, Мухаммадун расулюЛЛАh” (“Нет бога, (достойного поклонения) кроме АЛЛАhа, Мухаммад — Посланник ЛЛАh”) и содержащее два первых догмата Ислама.

Шейх — 1) духовный наставник. 2) пожилой человек, старец. 3) глава народа, племени и т. п.

Ширк — многобожие. Придание Богу сотоварища считается большим ширком, под малым ширком подразумеваются лицемерие и подобные ему низменные человеческие качества.

Э

Экзегетика — наука о толковании текстов Священных Писаний.

Эсхатология — учение о Конце Света, о том, как и когда это произойдет, каковы будут последние дни мира. Эсхатологические учения Ислама, Христианства и Иудаизма имеют много общих черт.

 

 


[1] В энциклопедии арабского языка «Лисануль-араб» дается следующее толкование слов «аль-уабиль» и «ассайиб». Автор энциклопедии ибн Манзур пишет, что: ««аль-уабиль» — это сильный дождь, с особо крупными каплями. Если кто-то отличается особой щедростью, его называют именем этого дождя. «Ассайиб» — самый чистый, избранный, лучший экземпляр чего-либо».

[2] Али ‘Имран, 102

[3] 3 Ан-Ниса

[4] Аль-Ахзаб, 70-71

[5] При упоминании имени посланника АЛЛАhа в тексте, был использован знак ε /Солля ЛЛАhу ‘аляйhи ва саллям/. “Мир ему и благословение от АЛЛАhа”. При упоминании имен других пророков и ангелов в тексте был использован знак υ /‘аляйhи ас-салям/ “Мир ему”. При упоминании имен сподвижников в тексте был использован знак τ /Радыя АЛЛАhу ‘анhу/ “Да будет дово­лен им АЛЛАh”.

[6] Профессор А’уад ‘АбдуЛЛАh М’утик.

[7] Из книги ибн Раджаба «Зайль табакъатиль Ханабиля», том 2, 448 стр.

[8] У некоторых русскоязычных переводчиков существует тенденция ослабления смысла этого слова заменой ее не слишком подходящей языковой единицей «слуга». Разница между этими двумя словами разительная, к тому же можно задать вопрос, разве можно считать чем-то зазорным рабство Всевышнему АЛЛАhу? Он Сам отвечает нам на этот вопрос: «Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть рабом АЛЛАhу, ни ангелы приближенные...“(Сура «Женщины», 172 аят).

[9] Более подробную информацию насчет этой темы можно найти в книге этого же автора «Оружие терпеливых и припасы благодарящих».

[10] Здесь и далее при переводе Къур`ана в основном использован труд И. Ю. Крачковского с незначительными поправками и изменениями. Нелишним будет заметить, что процесс перевода Къур`ана сопряжен многими трудностями. Для ясности предлагаем вашему вниманию отрывок из книги профессора Каирского университета Ахмада Юсуфа «Исламское право»: «Благородный Къур`ан — это слова, ниспосланные на нашего господина Мухаммада, на арабском языке для размышления (над ними) и поминания. Передается Къур`ан большим количеством людей из поколения в поколение. Первая его сура — «Фатиха», последняя — «Нас». Из этой формулировки вытекает то, что перевод Къур`ана собственно не считается Къур`аном, так как не один язык мира не в состоянии полностью охватить и передать его смысловые оттенки, намеки и пожелания. С точки зрения религии, перевод — один из разновидностей изменения и искажения. Всевышний АЛЛАh говорил: «А когда им читаются наши знамения ясно изложенными, те, которые не страшатся встречи с нами, говорят: «Принеси нам Къур`ан, другой, чем этот, или замени его!» Скажи: «Не быть тому, что я заменю его по своей воле. Я следую только за тем, что открывается мне. Я боюсь, если ослушаюсь Господа моего, наказание дня великого. Если бы АЛЛАh пожелал я не читал бы его вам и не дал бы вам знания о нем. Я ведь всю жизнь провел среди вас до этого. Разве вы не разумеете?» (Сура Юнус:15-16). Община мусульман единодушна в том, что запрещено передавать текст Къур`ана по смыслу, изменяя его художественную форму. Перевод создает вероятность множественности смысловых передач Къур`ана, в том случае, когда люди всецело будут опираться на переводы. Профессор Рустам Алиев в послесловии к переводу Къур`ана Крачковского пишет: «Несмотря на благозвучие этого перевода, он тоже не передает всей торжественности, фанфарной мощи звуковой инструментовки, полифонии оригинала. Творец Къур`ана предвидел невозможность его адекватной передачи на другом языке. В 17- ой Суре (стих 88) сказано: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы сотворить подобное этому Къур`ану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками». О значении комментариев для верного истолкования Священной книги лучше всего сказано в ней самой: «Он от Себя послал тебе священную книгу. И в ней одни аяты несут открытый смысл, другие - скрытого значенья полны и толкованья ждут». Точнее сказать невозможно! Несмотря на титаническую работу, проделанную И. Ю. Крачковским по переводу и комментированию Къур`ана, в нем еще скрыто много волнующих тайн, загадок, сложных и многозначных мест, которые бросают вызов пытливым исследователям».

[11] Сура «Толпы», 35 аят.

[12] Къуртубий, в своих комментариях к Къур`ану, замечает, что: «Ученые говорят: «У него нет власти над их сердцами»».

[13] Сура «Аль-Хиджр», 42 аят.

[14] Сура «Сод», 83 аят.

[15] «Не в полномочиях Иблиса принуждать людей к неверию. Его функции ограничиваются призывом (ко злу) и разукрашиванием (порочного). Под словом «власть» в данном аяте имеется в виду «сила», или же, как считают некоторые исследователи, «аргумент». То есть получается, что они безосновательно, не требуя от него никаких доказательств, последовали за ним, следуя сиюминутной похоти, предвзятости и зову страсти». Книга «Свод законов Къур`ана» Абу ‘АбдуЛЛАhа Мухаммада ибн Ахмада Аль-Ансария Аль-Къуртубий, 14 том, 177 стр..

[16] Для того чтобы воочию показать их сущность, на основе чего, потом справедливо воздать добром или же наоборот, наказать каждого из них. А что касается Божественного Знания Сокровенного, то оно, несомненно, охватывает абсолютно все мельчайшие подробности прошлого и будущего, все превратности человеческих судеб и исход каждой из них, всех без исключения.

[17] Возможна двойственная трактовка этого аята. Первая, то что «...Мы дали ему власть только для того, чтобы выявить...». Вторая, что «...Мы допустили наущения с его стороны, для создания полной картины испытания...». Вышеупомянутый источник, 14 том, 177 аят.

[18] Сура «Саба'», 20-21 аят

[19] Смотрите книгу «Спасение отчаявшихся от козней Сатаны» этого же автора.

[20] Это ‘АбдуЛЛАh ибн Мухаммад ибн ‘Али Аль-Харауи.

[21] Книга «Ступени идущих», 1/221.

[22] Бухари (11/83, 11/111), Ахмад (4/122, 125), Тирмизи (3390 в 15 главе), Насаи (8/279).

[23] Шейх-уль-ислам ибн Таймия в своем научном трактате «Поклонение» (книга «Собрание сочинения на тему концепции единобожия», стр. 475) писал следующее: «Поклонение АЛЛАhу, подчинение, стойкость, следование прямому пути и другие подобные требования преследуют одну единственную цель и стоят на двух основах.

Первая - обращение поклонения только к Всевышнему АЛЛАhу.

Вторая — поклонение выполняется только так, как приказал и постановил Всевышний АЛЛАh, без следования своим страстям, иллюзиям и нововведениям. АЛЛАh, Достойный и Величественный, сказал: «И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не придает Ему сотоварищей». (Пещера, 110).

Он, Достойный и Величественный, сказал: «Да, кто покоряется АЛЛАhу и творит добро, тому будет награда от Господа его: ему не будет страха, он не будет в печали». (Корова, 112).

Он, Достойный и Величественный, сказал: «Кто лучше в религии, чем тот, кто покоряется АЛЛАhу и делает добро, и следует за Иброhимом, поклоняющимся только АЛЛАhу? Поистине, АЛЛАh избрал Иброhима себе другом». (Женщины, 125).

Праведный поступок — это выполнение религиозных постановлений наилучшим образом. Добро — это то, что любит АЛЛАh и Его посланник, да благословит его АЛЛАh и приветствует, и то, что было приказано или рекомендовано ими. Внесение в религию того, чего нет ни в Къур`ане, ни в достоверной Сунне — незаконно, и неважно, кто сказал это или сделал. Поистине, АЛЛАh и Его посланник не любят подобного модернизма в религии. Поэтому бид‘а (нововведение, модернизм) считается неправедным, плохим поступком и оно равносильно непозволительным деяниям: мерзостям и несправедливости, не имеющего ничего общего с праведными и благими делами».

[24] Сура «Нух», 13 аят.

[25] Это слова ибн ‘Аббаса, Муджаhида и Даххакъа. Смотрите «Комментарий к Великому Къур`ану», написанный ибн Касиром (4/425).

[26] Книга «Ступени идущих», 2/9.

[27] Абу Дауд (796), Ахмад (4/319, 321). Цепочка передатчиков хорошая.

[28] Ахмад (5/297), Муслим (1162), Абу Дауд (2425).

[29] Сура «Корова», 264 аят.

[30] Сура «Комнаты», 2 аят.

[31] Бухари (2/26), Насаи (1/236) и Ахмад (5/350, 357, 360, 361).

[32] Абу Бакр Сиддикъ.

[33] Приводится у Бухари (13/239), Муслим (123).

[34] Стих принадлежит Абу Тайибу Аль-Мутанабби Ахмад ибн Аль-Хусейну Аль-Киндийу (303-354 по мусульманскому летоисчислению).

[35] Один молитвенный цикл.

 

[36] Привел Ахмад в «Муснаде» (4/132), Тирмизи (2381), ибн Маджа (3349), ибн Хиббан (1348), Хаким (4/121) и сказал, что хадис достоверный. Заhаби согласился с ним в этом. Хадис достоверен.

[37] Произнесение слов «АЛЛАhу Акбар»

[38] Понимание ясных и понятных текстов Къур`ана и Сунны иносказательным, отвлеченным способом, их вольное толкование, не основывающееся на конкретных фактах.

[39] Сура «Пески», 35 аят.

[40] Сура «Вырывающие», 46 аят.

[41] Сура «Верующие», 112-114 аят.

[42] Кальби и Фара коментировали этот аят так: то есть слепыми. Азхари говорил: с глазами, посиневшими от сильной жажды (Тафсир Аль-Къуртуби).

[43] То есть: «Пробыли вы в том бренном мире лишь десять дней». Также есть другой комментарий: «Пробыли вы там, в могилах, только десять ночей», то есть в промежуток в 40 лет, между двумя дуновениями трубы, когда наказание в могилах будет отсутствовать. Грешники, после того как увидят ужасы Судного Дня, посчитают время, проведенное в этом мире или же в могилах очень коротким. Это объяснение ибн ‘Аббаса (Тафсир Аль-Къуртуби).

[44] Сура «Та hа», 102-104 аят.

[45] Привел Ахмад в «Муснаде» (2/133), Тирмизи (2192), он сказал, что хадис достоверный.

[46] Это высказывание передается от Хасана Басри.

[47] Божий пророк, современник ‘Исы ибн Марйам. Более подробно о нем можно узнать в сурах: «Семейство ‘Имрана» (37-41), «Скот» (85), «Марйам» (1-15 аят), «Пророки» (89-90).

[48] Мускус, ароматное восточное благовоние, имеющее душистый густой запах.

[49] Имам Навави приводит четыре самых авторитетных толкования этого понятия: 1) Отказ от выхода против правителя-мусульманина и подчинение ему, даже если его власть несправедлива. 2) Поддержание хорошего отношения с простыми, пусть даже с этническими мусульманами. 3) Даже один человек может представлять собой общество, если он стоит на Истине. 4) Также представителями мусульманского общества являются ученые.

[50] К сожалению, неправильное и однобокое понимание всего лишь одного этого термина создает огромные проблемы для человечества в целом и для мусульман в частности.

[51] Привел Ахмад (4/ 202) и Тирмизи (2867, 2868). Хадис достоверный.

[52] Сура «Женщины», 48 аят. 53

[53] Привел Ахмад (6/240), Хаким (4/575). Хадис недостоверен.

[54] Эта фраза несет в себе двоякий смысл. Ее можно понять как предупреждение о смерти. Ибн Мас'уд рассказывал, что когда ангел смерти забирает душу верующего, он говорит ему: «Твой Господь передает тебе приветствие». Или же согласно другому толкованию эти слова — радостная весть о вхождение в Рай (Тафсир аль-Къуртуби).

[55] Сура «Пчелы», 32 аят.

[56] То есть одну за другой, вначале приближенных, потом праведников и так далее. Пророки будут с пророками, умершие на пути АЛЛАhа с себе подобными, ученые с учеными (Тафсир ибн Касир)

[57] Сура «Толпы», 73 аят

[58] Сура «Добыча», 37 аят.

[59] Бухари (2\194), Ахмад 6\7, 106.

[60] Ахмад (5\364, 371), Абу Дауд (4985, 4986), Альбани (7769). хадис достоверный.

[61] Цепочка передатчиков хадиса слабая.

[62] Ибн Таймия, комментируя эти предания, писал: «Это чистейшей воды евреизм, и у него нет никакой известной цепочки передатчиков, возводимой к пророку, да благословит его АЛЛАh и приветствует. Также Заркаши упоминал ученых, которые считали этот хадис ложью, придуманной еретиками».

[63] Сура «Семейство ‘Имрана», 126 аят.

[64] Мускус, ароматное восточное благовоние, имеющее душистый, густой запах.

[65] Ахмад 2\452, 505, Бухари 2\99, 100 и 10\394

[66] Ахмад 2\373. Шейх Альбани привел его в своем сборнике достоверных хадисов под номером 3484.

[67] Бухари (10/310), Муслим (1151).

[68] Этот вариант приводится у Муслима (1151).

[69] Бухари (6/ 15), Муслим (1876).

[70] Тирмизи (664), ибн Хиббан (816). В цепочке хадиса есть слабый передатчик.

[71] Сура «Земной поклон», 16 аят

[72] Тирмизи (1619), Ахмад (5\ 231, 234, 235, 237), ибн Маджа (3973). Хадис достоверный.

[73] Бухари (3\ 223), Муслим (1016).

[74] Бухари (10\227, 228), Муслим (1021).

[75] Бухари (4\ 50), Муслим (1008).

[76] Сура «Взаимный обман», 16 аят.

[77] Тирмизи (1962). Этот хадис приводится у шейха Альбани в «Сборнике слабых хадисов».

[78] Бухари (11\ 180, 194).

[79] Муслим (2699), Ахмад (2\202), Абу Дауд (4946). У Муслима приводится более полный вариант этого хадиса: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, АЛЛАh избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), АЛЛАh облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, АЛЛАh покроет и в мире этом, и в мире ином. АЛЛАh будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания АЛЛАh за это облегчит путь в Рай, а когда люди собираются в одном из домов АЛЛАhа, где они совместно читают и изучают Книгу АЛЛАhа, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их АЛЛАh среди тех, кто находится пред Ним, а тому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться (по Мосту) быстрее».

[80] Тирмизи (2036), Альбани «Тахридж-уль-Мишкати», (5044).

[81] Бухари (11\ 288), Муслим (2987). Ученые говорят, что хадис можно истолковать по разному: 1) АЛЛАh опозорит в Судный День тех, кто показушничает перед людьми в этом мире для достижения определенных мирских выгод. 2) АЛЛАh опозорит того, кто рассказывает недостатки людей. 3) АЛЛАh даст ему услышать нелицеприятное. 4) Покажет человеку награду за содеянное, но не даст вкусить ее плоды. 5) Единственная польза от содеянного будет только слава людей и признание людей.

[82] «Муснад», 239\5, Байhакъий, Малик в «Муватта», 211\1. Шейх Альбани сказал, что хадис достоверен.

[83] Муслим 2676

[84] Абу Дауд (4855), Ахмад (2\389, 494, 515, 527), цепочка передатчиков хадиса достоверная. См. «Сборник достоверных хадисов» шейха Альбани

[85] Тирмизи (3377).

[86] Муслим 2700.

[87] Тирмизи (3372), Ахмад (4\188, 190), ибн Маджа (3793), хадис достоверный.

[88] Бухари 11\175, 176. Муслим 779.

[89] Бухари 13\325, 326. Муслим 2675.

[90] Тирмизи (3505), Ахмад (3\150). Шейх Альбани сказал, что хадис слабый.

[91] Тирмизи (3575), шейх Альбани сказал, что хадис слабый.

[92] Сура «Трофеи», 45 аят.

[93] Сура «Партии», 41 аят.

[94] Сура «Партии», 35 аят.

[95] Сура «Корова», 200 аят.

[96] Байhакъи говорил, что цепочка передатчиков хадиса слабая, однако есть факторы усиливающие этот хадис.

[97] Тирмизи (2414), ибн Маджа (3974), в цепочке передатчиков есть неизвестный человек.

[98] Ибн Хиббан (2318), Табари, Ибн Абу Дунья и Баззар. Хадис хороший.

[99] Мунзири (2\395-396), цепочка передатчиков слабая.

[100] Сура «Пещера», 28

[101] Муснад 68\3, Хаким 499\1. Шейх Альбани привел этот хадис в «Сборнике слабых хадисов». Слабый хадис.

[102] В переводе с арабского — поминание АЛЛАhа

[103] Сура «Корова» , 152 аят.

[104] Хадис приводится у Бухари.

[105] Испрашивание прощения у Всевышнего.

[106] Также насчет этого пришел достоверный хадис переданный ибн ‘Аббасом, да будет доволен им АЛЛАh: «Не забывай АЛЛАhа, когда тебе хорошо и Он не оставит тебя, когда будет плохо». Этот хадис передал Ахмад в «Муснаде» (1/307).

[107] Указание на хадис АбуХурайры, да будет доволен им АЛЛАh, приводимый у Муслима, о семерых, которых укроет Всевышний в своей тени. Один из них, человек, который в одиночестве, плача вспоминал АЛЛАhа.

[108] Тирмизи (3408), Альбани в своем сборнике «Достоверные хадисы»(106).

[109] Тирмизи (3460 и 3461), ибн Хиббан (2335), Альбани в своем сборнике «Достоверные хадисы»(64)

[110] Бухари (11/168, 169), Муслим (2691), Малик (1/209), Тирмизи (3463) иАхмад (2/302 и 370).

[111] Муслим (2695), Тирмизи (3591).

[112] Тирмизи (3424), Хаким (1/538, 539), ибн Синний (189). Хадис хороший.

[113] Сура «Собрание», 19 аят.

[114] Сура «Та hа», 124 - 126 аят.

[115] Барзах — это временной промежуток, простирающийся с момента смерти раба до самого Судного дня.

[116] Сура «Пчелы», 97 аят.

[117] Сура «Пчелы», 41 аят.

[118] Табари в своем комментарии писал, что Муджаhид и Катада толковали определенный срок, как смерть.

[119] Сура «Худ», 3 аят.

[120] Муджаhид комментировал этот аят так: «Поэтому переселяйтесь в ней, ведите на ней Джиhад и будьте далеки от идолов». А'та говорил: «Бегите оттуда, где вас зовут к греху» И после этих слов читал следующие слова Всевышнего: «Разве не была земля АЛЛАhа обширной, чтобы вам переселятся в ней?» (Сура «Женщины», 97 аят. Взято из книги ибн Касира «Комментарий Великого Къур`ана») .

[121] Сура «Толпы», 10 аят.

[122] Сура «Железо», 13 аят.

[123] Сура «Животные», 122 аят.

[124] Часть хадиса, переданного Муслимом (763), Ахмадом (1/373, 352, 343, 284), Насаи.

[125] Суры «Толпы», 69 аят.

[126] От ибн ‘Аббаса и некоторых других ученых, да будет доволен ими АЛЛАh, передаётся, что это был не огонь, а ярко пылающий свет. Будет не лишним упомянуть слова Ибн Джурейджа. Он отмечал, что: « сокрыты творения, а самого же Творца ничто не может покрыть. Огонь (упомянутый в аяте) — это свет; назван он так, потому что Муса увидел ее огнем. К тому же в арабском языке эти два слова взаимозаменяемы».

[127] Про то, что это были ангелы нам сообщили ибн ‘Аббас, Икрима, Са’ид ибн Джубейр, Хасан, Катада, да будет доволен ими АЛЛАh.

[128] Сура «Муравьи», 8 аят.

[129] Сура «Животные», 103 аят.

[130] Сура «Свет», 35 аят.

[131] Сура «Победа», 29 аят.

[132] Сура «Семейство 'Имрана», 159 аят.

[133] Сура «Покаяние», 73 аят.

[134] Врожденное чувство первичной веры.

[135] Сура «Животные», 122 аят

[136] Сура «Совет», 52 аят.

[137] Сура «Корова», 17 аят.

[138] Сура «Скот», 39 аят.

[139] Сура «Корова», 171 аят. Къуртуби писал: «Всевышний сравнил Мухаммада (да благословит его АЛЛАh и приветствует), наставляющего и призывающего неверующих, с пастухом, кричащего на баранов и верблюдов, которые слышат звуки голоса, однако не понимают ее смысла. Именно таким образом этота ят комментировали Ибн ‘Аббас, Муджаhид, Икрима, Суддий, Зуджадж, Фарра и Сибауи». Такого же мнения придерживался Хасан Басрии, Катада, об этом нам сообщил Ибн Касир.

[140] Сура «Корова», 18 аят.

[141] Сура «Корова», 171 аят.

[142] Стих принадлежит перу поэта Мутанабби.

[143] Сура «Корова», 19 аят.

[144] Сура «Гром», 17 аят.

[145] Фрагмент хадиса приведенного Бухари (11/216, 13/33,34), Муслимом (143), Тирмизи (2180), Ахмадом (5/383) и Ибн Маджей (4053).

[146] Бухари (1/160,161), Муслим (2282), Ахмад (4/399).

[147] Сура «Сад», 45 аят.

[148] Часть длинного хадиса приводимого у Бухари (12/217), Тирмизи (1412), Насаи (8/23), Дарими (2361) иАхмада (1/79).

[149] Сура «Корова», 60 аят.

[150] Ахмад (4/80,82), ибн Маджа (3056), Хаким (1/87), Тирмизи (2658), Абу Дауд (3660), ибн Хиббан (72). Хадис достоверный.

[151] Выводы, заключения ученого, его ответы на задаваемые ему вопросы.

[152] Сура «Собрание», 4 аят.

[153] Сура «Различение», 44 аят.

[154] Из золота и серебра.

[155] Из железа, меди и свинца. Это толкование Муджаhида.

[156] Сура «Гром», 19 аят.

[157] Сура «Гром», 20 аят.

[158] Приводится у Муслима (2996), Ахмад (6/158, 168).

[159] Приводится у Ахмада в «Муснаде» (4/287, 288, 295, 296), Абу Дауд (4753), Насаи (4/101), Хаким (1/37-45).

[160] Приводится у Ахмада а «Муснаде» (2/176, 198), Тирмизи (2144), Хаким (1/31). Он сказал, что хадис достоверен, Заhаби согласился с ним. Шейх Альбани того же мнения насчет этого, смотрите его книгу «Сборник достоверных хадисов», (1760).

[161] Сура «Милосердный», 29 аят

[162] Сура «ЙаСин», 82 аят.

[163] Совместное пребывание /с Всевышним/.

[164] Сура «Пчела», 128 аят.

[165] Сура «Корова», 249 аят.

[166] Сура «Паук», 69 аят.

[167] Сура «Покаяние», 40 аят.

[168] Бухари (13/417), Ахмад (2/540), ибн Маджа (3792), ибн Хиббан (2316), Хаким (1/496), он сказал, что хадис достоверен, Заhаби согласился с ним.

[169] Доктрина, согласно которой АЛЛАh находится везде, будучи растворенным в своих творениях. Однако Он не идентичен им.

[170] Религиозно-философское учение, отожествляющее Бога со всем мирозданием. Сторонники этого мировоззрения говорят, что все едино, все мы — часть одного итого же. Пошлость и аморальность этого очевидна, ее идеологические принципы идут вразрез с понятиями Ислама. Действительно, если все так, как они утверждают, получается, что нет абсолютно никакой разницы между чашкой чая и рюмкой шампанского, братом по Исламу и каким-нибудь заблудшим атеистом, между женой и проституткой в борделе. Все религиозные обязанности сводятся к нулю. Просим Всевышнего АЛЛАhа, что бы Он уберег нас от подобных умственных извращений.

[171] Сура «Железо», 18-19.

[172] Сура «Преграды», 113 аят.

[173] Сура «Паломничество», 38 аят.

[174] Сура «Иброhим», 7 аят.

[175] Сура «Сонмы», 41-43 аят.

[176] Хаким (1/494), он сказал, что хадис достоверен, Заhаби не согласился с ним.

[177] Муслим (2071), Тирмизи (3376), Насаи (8/249), Ахмад (4/92).

[178] Сура «Та hа», 14 аят.

[179] В данном абзаце пропущен перевод некоторых труднопонимаемых русскоязычным читателем грамматических тонкостей арабского языка.

[180] Смысл этого аята многолик. Есть ученые которые считают, что под молитвой здесь подразумеваются пятикратные молитвы, которые искупляют грехи, совершенные между ними. Другая группа, согласно словам ибн ‘Умара, под молитвой здесь подразумевается Къур`ан. То есть писание, которое читается в молитвах, удерживает от мерзости и неодобряемого.

[181] Сура «Паук», 45 аят.

[182] Сура «Корова», 152 аят.

[183] Во время боёв против татаро-монгол Ибн Теймийа всегда был на передней линии фронта, и его доблесть и храбрость во время битвы Шакхаб, 702 г.х./1304 г., стали легендой.

[184] Бухари (7/59), Муслим (2727), Тирмизи (3405), Абу Дауд (2988, 2989), Ахмад (1/96,107, 136, 146), Даримий (2688).

[185] Приводился выше.

[186] Сура «Женщины», 142 аят.

[187] Сура «Лицемеры», 9 аят.

[188] Если быть более конкретным, то это был ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен им АЛЛАh.

[189] Секта, считающая, что любой грех, совершенный человеком, выводит его из Ислама, превращая его в неверующего. Также они видят разрешенность выхода с войной против правителя-мусульманина.

[190] Сура «Землетрясение», 1-5 аят.

[191] Тирмизи (3350), Ахмад (2/374), Хаким (1/532), он сказал, что хадис достоверен. Также этот хадис приводится у ибн Мардауи и Байхаки от Анаса, да будет доволен им АЛЛАh и у Табарани от Раби' Джураши, да будет доволен им АЛЛАh. хадис хороший.

[192] Привел Табарани в своей книге «аль-Кабир», Дайлами в «Муснад уль-Фирдаус» и ибн Шазан в книге «Машаиха».

[193] Абу Дауд (5095), ибн Хиббан (3422), Альбани в «Сборнике достоверных хадисов». Он сказал, что хадис достоверный.

[194] Бухари (11/168, 169), Муслим (2691), Малик (1/209), Тирмизи (3463) и Ахмад (2/302 и 370).

[195] Ахмад (1\217, 220, 243, 283, 286), Бухари (6\240), Муслим (1434).

[196] Сура «Корова», 255 аят.

[197] Сура «Преграды», 54-57 аят.

[198] Сура «Стоящие в ряд», 1-10 аят.

[199] Сура «Милостивый», 33-34 аят.

[200] Сура «Собрание», 21-24 аят.

[201] Одна из жен посланника АЛЛАhа.

[202] Муслим (2726), Абу Дауд (1503), Тирмизи (3550), Насаи (4/77), Ахмад (6/325, 430), ибн Маджа (3808).

[203] Абу Дауд (1500), Тирмизи (3563). хадис хороший.

[204] Часть хадиса, который передал Малик (1/84,85) и Муслим (395).

[205] Передал Ахмад в «Муснаде» (6/18), Тирмизи (3475), Абу Дауд (1481), Насаи (3/44), Хаким (1/230), он сказал, что хадис достоверный, Заhаби согласился с ним. Шейх Альбани того же мнения об этом хадисе, смотрите его книгу «Сборник достоверных хадисов», (3387).

[206] Сура «Пророки», 87 аят.

[207] Бухари (11/123), Муслим (2730), Тирмизи (3436), ибн Маджа (3883), Ахмад (1/227, 254, 339, 356).

[208] Тирмизи (3471), Абу Дауд (1493), ибн Хиббан (2383), Хаким (1/504), он сказал, что хадис достоверный, Заhаби согласился с ним. хадис достоверен.

[209] Тирмизи (3538), Абу Дауд (1495), Насаи (3/52), ибн Хиббан (2382), Хаким (1/504). Цепочка данного хадиса достоверна.

[210] Сура «Рассказы», 24 аят.

[211] Сура «Преграды», 23 аят.

[212] Бухари (2/265), Муслим (2705), Тирмизи (3528), Насаи (3/53), Ахмад (1/4-7), ибн Маджа (3835).

[213] Сура «Сонмы», 41-42 аят.

[214] Сура «Верующий», 55 аят.

[215] Сура «Къаф», 39 аят.

[216] Муслим (2692), Бухари (11/173), Абу Дауд (5091), Тирмизи (60,3466), Ахмад (2/515).

[217] Муслим (2723), Абу Дауд (5071), Тирмизи (3387).

[218] Абу Дауд (5082), Тирмизи (3570), Нисаи (8/250). Цепочка передатчиков данного хадиса достоверна.

[219] Тирмизи (3388), Абу Дауд (5068), ибн Маджа (3868), Ахмад (2/354, 422), ибн Хиббан (2354), Бухари в своей книге «Адабу Муфрад». хадис достоверный

[220] Бухари (11/83, 11/111), Ахмад (4/122, 125), Тирмизи (3390 в 15 главе) иНисаи (8/279).

[221] Бухари (7/59), Муслим (2727), Тирмизи (3405), Абу Дауд (2988, 2989), Ахмад (1/96,107, 136, 146), Даримий (2688).

[222] Это значит: мы просим Тебя не допустить того, чтобы из-за трудностей пути мы утратили благочестие и богобоязненность.

[223] Здесь выражается надежда на то, что АЛЛАh не оставит Своими заботами ни самого путника, ни его семью, пока он будет отсутствовать.

[224] Иными словами, от всего, что может доставить огорчение вернувшемуся домой.

[225] Сура «Семейство ‘Имрана», 83 аят.

[226] Привел ибн Сунний. Также подобные слова передаются от ибн ‘Аббаса, да будет доволен им АЛЛАh.

[227] То есть шейх-уль-ислам ибн Таймия

[228] Сура «Корова», 172 аят.

 

[229] Сура "Семейство ‘Имрана", 190 — 200 аят

[230] Здесь речь идёт о еде, раздаваемой в качестве подаяния неимущим, а также о том, что следует кормить гостей и угощать соседей.

[231] Имеется в виду, что рано или поздно они пожалеют о бесцельно потраченном времени.

[232] Возможен перевод: «...таким повиновением, посредством которого Ты приведёшь нас к Твоему Раю...»

[233] Имеется в виду внутренняя убеждённость в том, что любые невзгоды являются только посылаемыми свыше испытаниями, за терпеливое перенесение которых человек обязательно получит награду АЛЛАhа.

[234] То есть: сделай так, чтобы у нас никогда не возникало необходимости в обращениях за помощью к другим людям.

[235] То есть: не допусти того, чтобы мы пренебрегли хоть чем-либо из того, что Ты велел нам, или совершили хоть что-либо из того, что Ты нам запретил.

[236] То есть: упаси нас оттого, чтобы мир этот отвлекал нас от поклонения и служения Тебе.

[237] Это значит: надели нас знанием не только о том, что доступно нашему восприятию.

[238] То есть: даровал мне.

[239] Сура «Семейство ‘Имрана», 156 аят.

[240] Ахмад (2\366), хадис достоверный и является продолжением нижеследующего.

[241] Муслим (2664), Ахмад (2\366, 371), ибнМаджа (79 и 4168).