Методические советы

Тема 1. Античная культура

План

1. Средиземноморская цивилизация Греции и Рима - колыбель
европейской культуры.

2. Античный полис (город-государство) как модель мироздания и
феномен культуры.

3. Основные достижения античной культуры.

4. Причины гибели античной цивилизации.

Литература

1. Аверинцев С.С. и др. Древние цивилизации. — М., 1989.

2. Багдасарьян Н.Г. и др. Культурология. - М., 2006.

3. Кармин Е.С. и др. Культурология. - СПб., 2005.

4. Культурология. История мировой культуры /Под ред. проф. А.Н.
Марковой. - М., 2003.

5. Культурология. Под ред. проф. Г.В. Драча. - М., 2003.

6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 2001.

7. Моисеева Н.А. Культурология. Учебное пособие. - СПб., 2007.

8. Чистяков И.Н. Исторические типы античной культуры. -М., 2001.

Методические советы

Изучение данной темы необходимо с определения понятия «античность», введенного итальянскими гуманистами для определения греко-римской культуры, в её хронологических рамках от истоков крито-микенской культуры (рубеж Ш-П тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э., положившего начало переходу к христианской культуре, а затем перейти к общей характеристике эпохи.

Далее следует раскрыть особенности греческого общества, его полисной системы. Полис — демократически управляемый город-государство, гарантирующий равные права гражданам - полноправным участникам общественной жизни. Двуединая античная форма собственности органично сочетала частную собственность, давшую человеку инициативу, и государственную, обеспечившую социальную стабильность и защиту. Благодаря этому закладывается основа гармонии между личностью и обществом.

Таким образом, греческая античность позволила человеку поверить в свои собственные силы и разум,, позволила строить отношения между людьми на принципах агонистики — соревнования с целью достижения лучшего результата, наградой за который становилось общественное признание и почет, и, наконец, позволила выработать общий принцип культуры - калокагатию - классическое равновесие духа и тела, добра и красоты, общественного и личного.

Именно эти принципы в конечном итоге стали определяющими для всей европейской культуры.

 

Рассматривая основные достижения античной культуры, следует остановиться также на особенностях мировосприятия греков, своеобразии их мифологии, главным принципом которой являлся антропоморфизм.. Особое внимание надо уделять художественным достижениям античной культуры, обратившись к таким видам искусства, как архитектура, скульптура и т.д.

Характеристика высочайших достижений античности требует понимания категорий «мера» и «гармония».

Рассматривая «меру» как универсальный принцип, необходимо подчеркнуть эстетическое значение положения Протагора: «Человек есть мера всех вещей», которое получает следующее толкование применительно к искусству;

- «мера» как соответствие вещи своему назначению;

- «мера как пропорциональность человеческого телосложения,
определяющая понятия соразмерности, гармонии, красоты. Греческие скульпторы создают канон -- правило, в основе которого лежит
представление об идеальных пропорциях мужской и женской фигуры.
Архитекторы вводят в культуру понятие ордер - тот же канон, но
устанавливающий связь между частями архитектурных сооружений;

- «мера» как учет закономерностей человеческого восприятия
(например, так называемые «оптические поправки» в архитектуре),

Гармония — это единство противоположностей. Образцом для гармонии в греческом искусстве являлась гармония в Космосе и природе. Нельзя не обратить внимание на безмятежность лиц античной скульптуры и, одновременно, телесную царственность и откровенность. Эпоха, поклонявшаяся красоте, выразила богатство человеческого мира в жизни тела, поскольку поклонялась видимому.

С этих позиций можно обратиться к анализу произведений античного искусства, проследить историю развития и художественную эволюцию архитектуры, скульптуры, вазописи. Выявляя основные тенденции в развитии греческой скульптуры важно проследить, как изменялся способ художественного воплощения образа человека от архаики к классике на примере творчества Мирона, Фидия, Поликлета, Скопаса, Пракстеля, Лисиппа.

Затем следует перейти к изучению искусства Древнего Рима, опираясь на знание древнегреческой культуры, определить достижения римлян в области архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ключом к пониманию римского искусства служат слова римского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «Нельзя сравнивать их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или самыми прославленными, но праздными сооружениями греков». Пафос полезности во имя государства и был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок, храмов, термов (общественных бань), цирков, амфитеатров и т.д.

В заключение работы над темой необходимо показать, как использовались достижения античной культуры в последующиеисторические эпохи. При этом можно выделить основные направления, определяющие влияние античности на дальнейшее развитие художественной культуры:

- мифологические образы в различных видах искусства;

- обращение к историческим событиям и реальным действующим
лицам античности;

- памятникам античной культуры и искусства как объектам
художественно-образного отражения;

- использование античного канона красоты (в архитектуре, живописи,
скульптуре).

Вопросы и задания:

1. В чём состоит сходство и различие древнегреческой и
древнеримской мифологии?

2. Проследите историческую эволюцию древнегреческой
скульптуры от архаики к классике и эллинизму.

3. Опираясь на полученные знания об античной культуре,
постарайтесь сформулировать свое понимание «аполлоновского» и
«дионисийского» в ней начала. В чем их значение для развития культуры и
искусства? Как определяет Ф. Ницше различия между стихиями Аполлона и
Диониса в работе «Рождение трагедии из духа музыки»?

4. Известна высочайшая оценка К. Маркса достижений греческого
искусства, произведения которого «продолжают доставлять нам
художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и
недосягаемым образцом». Прокомментируйте данное высказывание.

5. Какие памятники античного искусства и имена их создателей
запечатлены в литературных произведениях: стихотворениях «Аполлон
Бельведерский», «К Овидию», «На перевод Илиады» А. Пушкина; «Античная
страничка» А. Ахматовой, «Колизей» и «Родина Вергилия» М. Кузьмина?
Найдите подобные примеры у других авторов.

6. В чем состоит суть образа Прометея? Что такое «прометеевское
начало» в жизни и искусстве? Приведите примеры.

7. Каковы стилистические признаки классицизма в архитектуре?
Назовите архитектурные памятники в этом стиле в Казани?

8. Внутренней потребностью и гениальным достижением греческой
культуры стало доказательство как способ мышления, развитие которого
определило глубочайшее различие между Западной и Восточной
цивилизацией. Ярко этот способ мышления проявился в античной
философии и искусстве. Прокомментируйте данный текст.

9. Подумайте, в чем проявляется честность вдревнегреческой
архитектуре?

10. Агональная личность - это двуликий Янус, на одной стороне
которого написано: «Будь внимательным к чужим мнениям, оберегайся
зависти других, ничего сверх меры», а на другой: «Не обращай ни на кого
внимания, действуй сообразно своим желаниям, только победа и победа
любой ценой». Прокомментируйте данное выражение.