II. Основные задачи и содержание работы Службы

1. Задачами службы практической психологии образования яв­ляются:

– содействие полноценному личностному и интеллектуально­му развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;

– обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;

– профилактика и преодоление отклонений в интеллектуаль­ном и личностном развитии ребенка.

2. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:

– научного, изучающего закономерности психического разви­тия и формирования личности ребенка с целью разработки спо­собов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы;

– прикладного, осуществляющего психологическое обеспече­ние всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ. Создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, под­готовку педагогов, воспитателей, психологов и т.п.;

– практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологи­ческих кабинетах и центрах.

Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реа­лизуется специалистами соответствующей квалификации.

2.1. Научное направление предполагает разработку методологи­ческих проблем службы практической психологии образования. Основная функция исполнителей этого направления – теорети­ческие и экспериментальные исследования, обоснование и разра­ботка психодиагностических, психокоррекционных и развиваю­щих методов работы психологической службы образования.

2.2. Прикладное направление предполагает подготовку кадров прак­тических психологов, разработку программ подготовки и переподго­товки, повышения квалификации, создание учебных пособий и др.

2.3. Практическое направление обеспечивается практическими психологами системы образования, задача которых – работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями и коллектива­ми учебно-воспитательных учреждений и др.

2.4. Развитие прикладного и практического направлений служ­бы практической психологии образования полностью зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, и формирует природу психологической службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы и решаются проблемы детскими практическими психологами.

3. Основные виды деятельности Службы – психопрофилакти­ка, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование.

3.1. Психопрофилактическая работа. Задача данного направле­ния определяется необходимостью формировать у педагогов и де­тей потребность в психологических знаниях, желание использо­вать их в работе с ребенком или в интересах собственного разви­тия, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.

3.2. Психодиагностическая работа. Задачей данного направле­ния является углубленное психолого-педагогическое изучение ре­бенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного

детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии.

3.3. Развивающая и коррекционная работа. Задачей данного на­правления является активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их спо­собностей и склонностей.

3.4. Консультативная работа. Задачей данного направления яв­ляется консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.