II. Основные задачи и содержание работы Службы
1. Задачами службы практической психологии образования являются:
– содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;
– обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;
– профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
2. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:
– научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы;
– прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ. Создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.п.;
– практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах.
Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.
2.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем службы практической психологии образования. Основная функция исполнителей этого направления – теоретические и экспериментальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методов работы психологической службы образования.
2.2. Прикладное направление предполагает подготовку кадров практических психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации, создание учебных пособий и др.
2.3. Практическое направление обеспечивается практическими психологами системы образования, задача которых – работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями и коллективами учебно-воспитательных учреждений и др.
2.4. Развитие прикладного и практического направлений службы практической психологии образования полностью зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, и формирует природу психологической службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы и решаются проблемы детскими практическими психологами.
3. Основные виды деятельности Службы – психопрофилактика, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование.
3.1. Психопрофилактическая работа. Задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
3.2. Психодиагностическая работа. Задачей данного направления является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного
детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии.
3.3. Развивающая и коррекционная работа. Задачей данного направления является активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
3.4. Консультативная работа. Задачей данного направления является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.