IV. Организация и поддержка волонтерской (добровольческой) деятельности
1. Инициатива добровольческой деятельности может исходить как «сверху» (от органов государственной власти, в ряде случаев – от бизнеса), так и «снизу» (непосредственно от молодежи).
В первом случае встает проблема восприятия «инициативы сверху» обществом. Решение ее предполагает работу инициаторов и созданных ими добровольческих организаций с населением по информированию, освещению, презентации результатов добровольческой деятельности, мотивированию к участию.
При формировании пула организаций и объединений для добровольческой деятельности «снизу вверх» (то есть при развитости общественной инициативы в этой сфере) акцент делается на создании и отработке эффективных механизмов совместного партнерского решения региональных и местных вопросов с помощью потенциала добровольцев.
2. Организации (объединения), занимающиеся добровольческой деятельностью, можно определенным образом классифицировать:
организации (объединения), специализирующиеся только на добровольческой деятельности, то есть те, для которых осуществление деятельности именно как добровольческой, является целью;
организации (объединения), для которых добровольческая деятельность является одним из средств выполнения уставных целей;
структуры, содействующие добровольческой деятельности, которые в свою очередь также не однородны:
координирующие организации. Создают волонтерские группы, которые потом могут быть оформлены в добровольческие организации и добровольческие движения, переданы существующим добровольческим организациям и добровольческим движениям. По сути, такие организации воспроизводят добровольческую деятельность.
Если в регионе нет полноценной координирующей организации добровольческой деятельности, ее нужно создать в первоочередном порядке. Это может быть как учреждение, так и негосударственная организация, выполняющая эти функции по собственной инициативе, но при политической и (или) экономической (субсидии) поддержке государства;
организации (объединения) ассоциативного типа (кооперация нескольких добровольческих организаций, схожих, например, по сферам деятельности);
обеспечивающие организации (ресурсные центры, информационные центры и другие, участвующие, в том числе, в проблематике добровольческой деятельности, формировании ее инфраструктуры). Необходимо развивать ресурсные центры для добровольческих организаций, в том числе с функцией предоставления помещений для проведения мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, рабочих встреч, приема граждан).
3. Экономические основы организации добровольческой деятельности связаны с формированием эффективных механизмов работы добровольческих организаций по привлечению материальных ресурсов. Основные источники материальных ресурсов:
1) Помощь государства. Согласно статье 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций;
предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
размещение среди некоммерческих организаций государственных и муниципальных социальных заказов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Согласно статье 17 Федерального закона «Об общественных объединениях» государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений, размещаемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В федеральном законодательстве понятие социального заказа не определяется. В региональном законодательстве есть примеры его удачного определения. Так, Закон города Москвы «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» определяет городской социальный заказ (далее – социальный заказ) – совокупность государственных контрактов на выполнение работ и/или оказание услуг в социальной сфере за счет средств бюджета города Москвы. Само по себе это определение не раскрывает существа дела. Однако статья 6 данного Закона устанавливает, что приоритетные сферы размещения социального заказа ежегодно определяются Правительством Москвы при участии негосударственных некоммерческих организаций; суммы расходов на выполнение социального заказа негосударственными некоммерческими организациями могут утверждаться отдельной строкой в бюджете города Москвы в составе городских целевых программ или их отдельных мероприятий; в расходы на выполнение социального заказа негосударственными некоммерческими организациями могут включаться затраты на: оплату труда персонала, участвующего в исполнении социального заказа; канцелярские и хозяйственные расходы; приобретение оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения социального заказа; оплату аренды помещения и иного имущества, используемых для выполнения социального заказа; оплату коммунальных услуг и услуг связи; возмещение стоимости проезда лицам, участвующим в выполнении социального заказа (при оказании услуг разъездного характера), то есть прибыльность социального заказа не предполагается.
При этом, как следует из соответствующих положений, предполагается, что размещение социального заказа проводится по общим правилам Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Бюджетным кодексом Российской Федерации регулируются субсидии некоммерческим организациям. Согласно статье 69.1. Бюджетного кодекса к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в частности, ассигнования на предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
В Федеральном законе о бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, в том числе не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации. В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями.
2) Спонсорская помощь негосударственных организаций (в основном, коммерческих). Необходим взаимовыгодный обмен ресурсами как форма взаимодействия с бизнесом. Расширение количества и видов ресурсов, которыми можно обмениваться в межсекторном взаимодействии, приведет к укреплению этого взаимодействия.
При этом нужно иметь в виду, что потенциальный спонсор будет готов предоставить деньги (впрочем, как и другие ресурсы) только тогда, когда он увидит перед собой проект, программу, бизнес-план той акции, для которой запрашиваются деньги. С этой точки зрения концептуальное и проектное оформление добровольческих инициатив, их содержания, экономического обоснования является важнейшим условием финансирования. Поэтому наличие содержательного и экономического обоснования добровольческой идеи является еще одним критерием анализа эффективности взаимодействия собственников денежных средств (ресурсов) и добровольческих организаций, позволяющим в одних их отношениях оценить эффективность привлечения денежных средств, а в других − распределения денежных средств.
Органы государственной власти могут способствовать проведению переговоров со спонсорами, а также содействовать оформлению обоснованной заявки на этот ресурс.
4. При любом механизме помощи важно обеспечить конкурсную основу предоставления денежных средств и ресурсов. Именно технология конкурсного отбора позволяет прозрачным способом, при поддержке экспертов и с участием самих спонсоров, определить наиболее интересные добровольческие инициативы по решению социальных проблем в регионе.
Например, даже небольшой грантовый конкурс позволяет собственнику:
приучить потенциальных грантополучателей к концептуальному и проектному оформлению своих инициатив;
научить волонтеров-пользователей грантов профессионально и эффективно распоряжаться средствами.
Применительно к материальным ресурсам (в первую очередь к помещениям) введенные критерии означают, что предоставление материальных ресурсов во временное пользование должно осуществляться для реализации конкретных программ (проектов), результативность которых можно оценить, а также для выполнения мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ. Тогда оправдано предоставление ресурсов на льготных условиях (полное или частичное освобождение от платы). Практика проведения конкурсов здесь вполне уместна.
5. Помимо прямой финансовой поддержки, возможны следующие формы поддержки волонтерских организаций:
предоставление инвентаря, оргтехники и других материальных ресурсов для осуществления добровольческих мероприятий осуществляется практически во всех анализируемых регионах на безвозмездной основе;
предоставление помещений, которое имеет свою специфику. В данном аспекте анализа оказалось существенным различение предоставления помещений для осуществления собственно добровольческой деятельности и для работы самих добровольческих организаций. Первое представляется более эффективным, хотя и второе может быть необходимым. В любом случае, соответствующее предоставление должно быть урегулировано нормативно, в том числе с учетом недопустимости нарушения конкуренции, то есть процедура отбора организаций на льготные условия должна быть понятной, открытой и прозрачной;
предоставление информационных и иных ресурсов.
6. Формой поддержки добровольческой деятельности может быть создание в регионе Банка моделей добровольческой практики, с выделением образцов лучшей практики. Под моделями в данной разработке имеются в виду типы добровольческих практик, их обобщенные характеристики. Параметры моделей соответствуют основным критериям анализа действующих добровольческих организаций, учитывают индикаторы, использованные при анализе правовых, социальных, экономических основ организации добровольческого движения.
Лучшими можно считать те модели, которые:
апробированы;
внедрены;
прошли проверку временем;
имеют достаточно широкий масштаб и охват;
получили признание (выиграли гранты, победили в конкурсах).
Их социальная значимость зависит от направленности целевой аудитории. Важными критериями оценки добровольческих практик является наличие концептуально обоснованных программ, уровень взаимодействия с органами государственной власти и т.д.
В целом лучшими моделями добровольческих практик являются те, которые результативны в силу их адекватности современным социально-экономическим и социально-политическим условиям.
7. Наличие государственной поддержки добровольческой деятельности ставит вопрос об оценке результативности действий добровольческих организаций.
Возможны три основных варианта оценки результативности действий добровольческих организаций:
1) Количественная оценка в натуральных характеристиках.
При оценке деятельности организации чаще всего используются следующие показатели:
количество акций, мероприятий - для организаций, специализирующихся только на добровольческой деятельности, или структур, привлекающих добровольцев для осуществления своей основной деятельности;
количество обратившихся за помощью добровольческих организаций; количество поддержанных грантами добровольческих организаций; количество изданных брошюр, книг, учебно-методических материалов.
При оценке отдельных проектов, мероприятий, акций:
количество оказанных услуг;
количество привлеченных добровольцев для осуществления добровольческих действий;
количество благополучателей.
Такие данные с разной степенью детализации приводят большинство проанализированных организаций во всех регионах.
2) Финансовая оценка.
Результаты финансовой оценки представлены в форме финансовых отчетов разной степени детализации. В них используются следующие показатели:
общее количество привлеченных/израсходованных денежных средств за определенный период (традиционно − за год, наиболее крупные организации проводят поквартальную оценку);
структура источников финансирования;
структура расходов по направлениям деятельности;
структура административных расходов.
Финансовая оценка, безусловно, проводится каждой добровольческой организацией, хотя бы в виде суммарной оценки полученных/израсходованных денежных средств. Но в отличие от количественной оценки в натуральных характеристиках данные по финансовой отчетности реже публикуются в открытых источниках и являются недоступными для широкой общественности.
3) Оценка обществом:
участие во всероссийских или межрегиональных мероприятиях и акциях;
получение федеральных и региональных грантов;
поддержку деятельности региональными властями;
награды и поощрения (грамоты);
признание власти через взаимодействие организации с ней (частоту контактов) и так далее.
В принципе, по всем этим моделям возможно применение математических методов.