III. Мотивация молодых граждан к участию в добровольческой (волонтерской) деятельности и возможные направления такой деятельности
1. Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.
Основными мотивами добровольческой деятельности являются:
Реализация личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.
Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации – потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.
Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности – основа мотивации самовыражения и самоопределения.
Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельностьпозволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.
Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом – одна из насущных потребностей современного человека. Добровольческая деятельность должна способствовать развитию таких социальных навыков, как:
развитие коммуникативных способностей;
опыт ответственного взаимодействия;
лидерские навыки;
исполнительская дисциплина;
защита и отстаивание прав и интересов;
делегирование полномочий;
инициативность.
Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельностьпозволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения.Добровольческая деятельность должна предоставлять людям возможность совместного взаимодействия.
Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая деятельностьдает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.
Выполнение общественного и религиозного долга. Социальная добровольческая деятельностьявляется естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.
Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени. Вместе с тем, организация свободного времени не может быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности.
2. Молодежь теряет интерес к социальному служению в тех случаях когда:
возникает противоречие между их ожиданиями и предлагаемой деятельностью;
выполняемая работа не влечет реальных изменений;
деятельность однообразна и неинтересна;
нет поддержки, одобрения со стороны других;
нет возможности для личного роста, удовлетворения учебно-профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни, проявления инициативы или творческих способностей;
возникают напряженные отношения с другими добровольцами или персоналом принимающей организации.
3. Для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой (волонтерской) деятельности, они предпочитают получить в короткий период и рассчитывают на достойную оценку.
Особую важность для добровольцев приобретает имидж соответствующей добровольческой деятельности. Он должен ясно свидетельствовать о его целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку. Имидж добровольческой деятельности включает следующие значимые составляющие:
миссия деятельности – ожидаемый результат совместных усилий, направленность организации, ее ценностные ориентации, декларируемые принципы;
общественное мнение – то впечатление, которое деятельность производит на членов местного сообщества, оценочные суждения, вызываемые данной деятельностью;
бренд – внешние узнаваемые символы и атрибуты деятельности, отражающие ее стиль и характерные особенности;
внутренняя культура – стиль межличностных отношений, эмоционально-психологический климат, принятые формы взаимоотношений среди участников деятельности;
организационная культура – взаимоотношения, установившиеся между организаторами и участниками деятельности, степень общей организованности, трудовая дисциплина, порядок и системность в деятельности.
Представление о таком имидже формируется как путем поддержки мероприятий конкретных волонтерских организаций, так и путем проведения таких мероприятий как слет волонтеров субъекта Российской Федерации.
4. Направления добровольческой деятельности граждан многообразны:
социальное патронирование детских домов;
социальное патронирование пожилых людей;
муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах);
медицинская помощь (службы милосердия в больницах);
педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);
социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы);
экологическая защита;
интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов);
спортивная, туристическая и военная подготовка;
творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);
досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);
социальное краеведение;
трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);
помощь в реставрационных работах;
восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
экскурсионная деятельность;
ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);
информационное обеспечение.
Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов действующих добровольческих объединений и организаций.
Наиболее предпочтительными для молодежи являются такие формы добровольческой деятельности, как досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи), социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы), спортивная, туристическая и военная подготовка, восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, экологическая защита, творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников), информационное обеспечение, медицинская помощь(службы милосердия в больницах), помощь в реставрационных работах и так далее.
При этом выбор направления добровольческой деятельности на транспортно доступной для молодого гражданина территории должен соотноситься с мотивами участия в добровольческой деятельности – от религиозных (например, работа в больницах и домах-интернатах) до карьерных (например, выполнение функций по работе с населением от имени органов местного самоуправления).
5. Помимо направлений добровольческая деятельность имеет разные формы:
разовые мероприятия и акции, проекты и гранты, целевые программы; конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, лагеря, благотворительные сезоны;
постоянная кропотливая работа (например, выполнение функции сиделки или распространителя информации о достопримечательностях города).
Набор возможностей для добровольческой деятельности должен включать обе эти формы (желательно, по каждому направлению, однако не по всем направлениям возможно полноценное сочетание этих форм).
6. Необходимо развивать инновационные добровольческие практики. Важно выявить новые решения, оригинальные подходы к реализации добровольческой деятельности, ее организации и обеспечению. Поэтому в ряде случаев среди региональных организаций и объединений, осуществляющих добровольческую деятельность, приоритет может быть отдан инновационным добровольческим практикам, даже если осуществляющая ее организация создана относительно недавно.