IV. УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГИКЕ РЕЧИ.

У п р а ж н е н и е 1.

Разберитесь в грамматико-смысловой связи слов в предла­гаемых ниже текстах. Разбейте фразы на речевые такты. Пом­ните о слитном, но не смазанном дикционном произнесении слов, входящих в один такт, организуйте ваше дыхание при произне­сении фраз доборами в зависимости от количества тактов и слов в них.

 

Корчагин раздавал работу вновь прибывшим.

 

***

Бегут пограничные столбы по снежным полям, пробираясь сквозь лесные просеки, сбегают в яры, выползают наверх, мая­чат на холмах и, добравшись до реки, всматриваются с высо­кого берега в занесенные снегом равнины чужого края.

Н. Островский

 

По крайнему у степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой.

М. Шолохов

 

Меня ссадили с поезда за проезд без пропуска и документов.

А. Гайдар

 

Взгляд генерала упал на подводу впереди, и вдруг он узнал среди людей на подводе ту одинокую девушку на шоссе, над ко­торой неслись немецкие пикировщики.

А. Фадеев

 

Тут соловей являть свое искусство стал.

И. Крылов

Вчера доктор и наш Андрей были в клубе и опять проигра­лись.

 

***

А я всю жизнь болтался по квартирам с двумя стульями, с одним диваном и печами, которые всегда дымят.

А. Чехов

 

Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство.

Н. Гоголь

 

У п р а ж н е н и е 2.

Прочитайте данные ниже тексты в следующих вариантах интонационно-смыслового звучания:

а) как окончательный вывод из событийного рассказа на определенную тему (интонация точки);

б) как сообщение, требующее развития мысли. Используйте в составляемых вами новых сложных фразах союзы: а, но, да, потому что, так как, если, хотя, так что (интонация запятой);

в) как утверждающее доказательство определенными фак­тами (интонация двоеточия).

Например: Береги честь смолоду.

В первом варианте звучания, если это является концовкой рассказа, голос, поднявшись после первого такта на слове «честь», на втором такте будет спадать к ударной гласной слова «смолоду».

Выполняя вариант «б», попробуем продолжать эту мысль некоторым развитием ее: теперь второй такт «смолоду» будет выше первого; голос на ударной гласной слова «смолоду» де­лает загиб кверху и «точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения фразы»[25]: «Береги честь смолоду, а платье снову».

Для выполнения варианта «в» поставим задачу раскрыть свое утверждение более основательно и подробно, тогда после второго такта прозвучит интонация двоеточия, заставляющая ждать разъяснения.

Упражняясь на следующих текстах, следите за передачей звучания точки, запятой, двоеточия:

Одна пчела немного меду натаскивает.

Пуганая ворона куста боится.

Смелости учись у разведчика.

Дорога ложка к обеду.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

И кости по родине плачут.

От одного слова — да навек ссора.

Живое слово дороже мертвой буквы.

В чужой беседе всяк ума купит.

Один в поле не воин.

Цыплят по осени считают.

Счет дружбе не помеха.

Без труда нет добра.

Сладкий язык и змею из норы вытащит.

Иная похвала хуже брани.

 

У п р а ж н е н и е 3.

Разберитесь в смысле предлагаемых фраз, определите логи­ческие паузы и ударения, научитесь читать так, чтобы в зву­чащей речи точно передавались знаки препинания. Определите сами, только ли изменениями голосовых ходов или и останов­ками вы будете отделять речевые такты в ходе развития мысли. В текстах с неуказанными знаками препинания следите за точ­ным выражением мысли.