ТРЕНИРОВКА МЫШЦ ЯЗЫКА

Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие прини­мают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень языка.

 

У п р а ж н е н и е 1.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кон­чик языка у нижних передних резцов.

На счет «один» кончик языка поднимается к верхним перед­ним зубам; на счет «два» язык опускается в исходное положе­ние (кончик языка у нижних резцов); на счет «три» кончик языка поднимается к альвеолам; на счет «четыре» язык в ис­ходном положении; на счет «пять» кончик языка за альвеолами; на счет «шесть» исходное положение. Упражнение повторяется три-четыре раза.

У п р а ж н е н и е 2.

Исходное положение: см.. упражнение 1.

Ни счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» — внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются три-четыре раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

 

У п р а ж н е н и е 3.

Исходное положение: см. упражнение 1.

Положить язык плоско, чтобы была видна задняя стенка глотки (этому помогает глубокий вдох через рот). Упражнение тренирует и нёбную занавеску, которая поднимается кверху при глубоком вдохе через рот.

 

У п р а ж н е н и е 4.

Исходное положение: см. упражнение 1.

На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его к исходному положению. Упражнение повторить три-четыре раза.

 

У п р а ж н е н и е 5.

Исходное положение: см. упражнение 1.

Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и направляется вперед толчком от корня.

 

У п р а ж н е н и е 6.

Исходное положение: рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне нижних зубов.

При толчке от корня язык своей передней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуется щелчок. Следить за тем, чтобы кончик языка был плотно прижат к нижним зубам.

 

У п р а ж н е н и е 7.

Исходное положение: кончик языка плотно прижат к ниж­ним передним зубам, между верхними и нижними зубами должно быть небольшое расстояние (в несколько миллиметров).

Одновременно с выдохом через рот язык прогибается в передней своей части, приближаясь к верхним резцам, но не прикасаясь к ним, оставляя небольшую щель. По середине языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя проходит по ложбинке языка в щель между языком и верхними резцами. Упражнение повторяется три-четыре раза. Необходимо следить за тем, чтобы язык не выходил за черту зубов.

 

У п р а ж н е н и е 8.

Кончик языка высовывается наружу и двигается между гу­бами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении го­лоса получается звук, подобный детскому «поддразниванию».

 

У п р а ж н е н и е 9.

Это упражнение дается для тренировки нёбной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик – у нижних передних зубов. Не разжимая губ и беря дыхание через нос, опускать нижнюю челюсть до возможно глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное со­стояние мышц нёбной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение.

Чтобы зрительно зафиксировать результат работы мышц, раскройте губы и посмотрите в рабочее зеркальце. Вы увидите, что маленький язычок и нёбная занавеска поднялись вверх (как бы сократились), корень языка опущен и хорошо видна задняя стенка глотки.

Проделайте упражнение четыре-пять раз, стараясь увели­чить время, при котором нёбная занавеска находится в подня­том состоянии, мысленно считая до четырех, пяти, шести, десяти — сколько сможете. Следует тренировать небную занавеску и корень языка как при сомкнутых, так и при открытых губах.

 



r.php"; ?>