Музыкальные ребусы: ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ

Узнай названия музыкальных знаков: для этого сделай вот что.

1. Назови нарисованные здесь предметы.

2. Из первых букв названия каждого предмета составь слова.

3. Впиши их в пустые клеточки — вот названия музыкальных знаков и найдены.

4. для того чтобы узнать название третьего знака, в первых двух клеточках напиши, как кричит баран, а в остальных — как кричит ворона.

 

Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ). Слушая рассказы о жизни великих писателях, музыкантов, художников, путешественников, увлеченных делом людей, дети подражают положительным примерам поступков людей, формируются идеалы.

На каждом занятии дети знакомятся с методом эмпатии. Учатся эмоционально, естественно изображать предметы живой и неживой природы на языке пальцев, языке рук и движений, мимики, взгляда. Умение ставить себя на место любого предмета помогут решать творческие задачи.

Таким образом, на фоне существующей свободы выбора направления работы с дошкольниками, на наш взгляд, использование ТРИЗ-технологий позволяет более качественно подготовить ребенка к школе, сформировать у него творческое мышление и воображение высокого уровня, что является основополагающими компонентами творческой культуры дошкольника.

Последовательная система изучения тем, методов ТРИЗ в сочетании с последовательным формированием творческой культуры дошкольников решает актуальные и современные проблемы будущего развития гуманного «человека с сильным, организованным мышлением» и мировоззрением создателя, на фоне чего неизбежно появляются всё новые и новые ТРИЗкомпоненты, а уже существующие – расширяют свой содержательный аспект.

 


При характеристике состояния проблемы природы творчества, прежде всего, следует подчеркнуть давно зафиксированное в литературе понимание творчества.

Его можно найти в статье «Творчество», вошедшей в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, написанной Ф. Батюшковым (широкий смысл именуется в ней «прямым», узкий – «общепринятым»): «Творчество - в прямом смысле - есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь – ряд непрерывных изменений и всё обновляющееся и всё зарождающее в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество - условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлечённой мысли, художественной и практической деятельности (творчество научное, творчество поэтическое, музыкальное, творчество полководца и т.д.)». (Батюшков Ф. Д. Творчество. – «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», 1901.) Понимая творчество как деятельность, компоненты готовности к деятельности, выделенные С. Л. Рубинштейном, могут быть гармонично применены в изучении данной проблемы.

В раннем периоде исследований широкому смыслу творчества уделялось известное внимание. Однако в более поздний период взгляд на природу творчества резко изменился. Понимание творчества как в нашей, так и в зарубежной литературе свелось исключительно к его узкому смыслу.

В Советском Энциклопедическом Словаре понятие творчества трактуется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. Отличительной особенностью данного определения от других, имеющихся в философских, психологических и педагогических науках, является также то, что «творчество» в данном случае не отождествляется с понятием «развитие». «Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития», - пишет Я.А.Пономарёв. (Понамарёв Я.А. Психология творчества. М. – Наука, 1976).

Понятие «творчество» долгое время остаётся предметом анализа многих наук. В философской науке мы находим определение понятия «творчество», данное А.Г.Спиркиным: «Творчество – это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является созидание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры. …При этом следует подчеркнуть, что новизна объективна и социально значима, если результат действительно новый в контексте истории культуры, если же он нов лишь для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения». (Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума. Послесловие// Гиргинова Г. , Наука и творчество. М.: Прогресс - 1979. - с. 332 - 352.) В этом определении для педагогического исследования представляет исключительную ценность то, что признак новизны, да и сам процесс творчества может иметь как объективную, так и субъективную новизну и значимость.

Оригинальность заключается в необходимости продукта творчества для самого творца или для общества. Ценнее то творчество, которое важно с начало для творца, а потом для общества. В ином случае, творя для других, творец иногда теряет себя, теряет многое из того, что ему нравится, что ему дорого. Таким образом, он урезает свою свободу и становится зависимым от общества. При анализе творчества, как специфического вида человеческой деятельности, наряду с признаками «новизны» и «социальной значимости» некоторые исследователи выделяют признак «прогрессивности», так как социальная значимость для различных социальных групп будет разной. Этот признак очень часто либо умалчивается, либо даже не признаётся. Мы солидарны с С.С. Гольдентрихом в том, что «природа творческого деяния – созидание, рождение нового прогрессивного, способствующего развитию человека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку». (Гольдентрихт С. С. Творчество как философская проблема // Творчество социального познания. - М.: Изд. МГУ - 1982 - с.54.)

В.И.Андреев определяет следующие компоненты творчества как вида человеческой деятельности:

· наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

· социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности ;

· наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

· наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

· новизна и оригинальность процесса или результата.

Учёный считает что, если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

Обобщая сказанное, есть основание за основу принять следующее определение понятия «творчество». Творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.

Многие учёные связывали процесс творчества с различными психическими процессами. Так Р. И. Кругликов говорил о соотношении творчества и памяти. По его мнению, творчество – это порождение нового, постижение новых, доселе неизвестных связей предметами и явлениями внешнего или внутреннего мира. Исходным материалом для такого постижения является накопленная и закрепившаяся в мозге информация, фонд следов памяти - энграмм. Энграммы оказываются в конечном счёте «заготовкой впрок». Оперируя энграммами, рекомбинируя их, мозг порождает небывалые комбинации бывалых впечатлений. Сущность функционирования генератора психических мутаций (или рекомбинаций), т.е. функционального органа творчества, состоит в выявлении связей между предметами и явлениями до того, как они будут вскрыты на путях рационального познания. Это и есть прорыв к новому.

О значении памяти в деятельности человека говорил Л.С.Выготский: «В человеческой деятельности легко можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим или репродуктивным; он связан с памятью. Наш мозг и наши нервы, обладающие огромной пластичностью, легко изменяют своё тончайшее строение под влиянием тех или иных воздействий и сохраняют след от этих изменений, если эти возбуждения были достаточно сильны или достаточно часто повторялись». (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психолог. очерк: М., Просвещение,1991, с.4).

Кроме воспроизводящей деятельности, Л.С. Выготский выделяет в поведении человека другой род этой деятельности - комбинирующую или творческую. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. «Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее» (Выготский).

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением или фантазией, имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьёзного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Л.С.Выготский определяет творческую деятельность как деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

По мнению В.С.Ротенберга творчество представляет собой взаимодействие и взаимодополнение двух типов мышления, двух способов организации контекстуальной связи, выполняющих разные функции и базирующихся на возможностях разных полушарий мозга. Мозг функционирует как единое целое, интегрируя оба типа мышления как взаимодополняющие компоненты. С помощью «левополушарной стратегии» любой материал (неважно: вербальный или невербальный) организуется так, что создаётся однозначный контекст, всеми понимаемый одинаково и необходимый для успешного общения между людьми. Отличительной же особенностью «правополушарной стратегии» является формирование многозначного контекста, который не поддаётся исчерпывающему объяснению в традиционной системе общения.

В.М.Бехтерев трактует творческую ситуацию как раздражитель. Собственно, творчество есть не что иное, как реакция на такой раздражитель. Для всего творчества, пишет В. М. Бехтерев, необходима та или иная степень одарённости и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе. Последнее развивает склонность в сторону выявления природных дарований, благодаря чему, в конце концов, возникает почти непреодолимое стремление к творческой деятельности. Непосредственным же определением её задач является окружающая среда в форме данной природы, материальной культуры и социальной обстановки, последней – в особенности. (Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии.- В кн.: С.О.Грузенберг. Гений и творчество. Л., 1924.).

Творческий акт - это изменение и расширение ранее сложившейся модели за счёт включения в неё не учтённых в прошлом связей и отношений. В исследовании процесс творчества рассматривается, как синтезированное взаимодействие творческого воображения, мышления, эстетической позиции личности, а так же сформированность технических качеств, направленных на создание нового.

Результатом индивидуально-неповторимого культурно-творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности, по мнению Оганова А.А. и Хангельдиевой И.Г., является искусство. Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 416с.

Существуют основные положения философии искусства:

Искусство – высшая форма познания вообще, ибо только оно позволяет целостному человеку добраться до познания высшего; это та сфера, где преодолевается противоречивость теоретического и практического, достигается полная гармония сознательной и бессознательной природы и свободы, достигается идеал; это то, в чём находит себе завершение сознательно творческая природа человека.

Термин «Искусство» (греч. techne) понимался исторически совершенно по-разному: вся общественная практика и вся природа; чисто личное творчество и ремесло, и даже религиозные и магические акты; внутреннее «творчество» художника.