Он учитывает всё то, что оказывает влияние на их формирование и ориентацию
Сознательный родитель, исповедующий ислам, ясно видит всё то, что происходит с его детьми. Ему известно о том, что они читают и что пишут, чем увлекаются и что привлекает их к себе и воздействует на них так, что они и сами не замечают этого. И он знает их товарищей, с которыми они не расстаются или проводят большую часть своего времени, зная также и те места, где они бывают в свободное время, тогда как сами дети даже и не догадываются о том, что он наблюдает за ними. И если он замечает какие-нибудь отклонения, касающиеся того, что они читают и чем увлекаются, или выражающиеся в их общении с плохими товарищами и посещении сомнительных мест, или связанные с каким-либо вредными привычками наподобие курения, или увлечением нежелательными или запретными играми, приводящими к напрасной трате времени и сил и приучающими молодого человека к бесполезному времяпровождению и пустым развлечениям, итак, если родитель замечает в своих детях что-нибудь подобное, то он мягко и умно, но вместе с тем и решительно, возвращает их на путь истинный, тактично и настойчиво направляя их в нужную сторону.
Дело в том, что каждый человек рождается в своём естественном состоянии, и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника, о чём говорится в достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари.
С учётом этого становится ясным, какую ответственность несут родители за формирование разума ребёнка, становление его личности и его воспитание, если принимать во внимание все вышеупомянутые факторы, оказывающие на него своё воздействие.
Из этого следует, что книги, которые читают дети, должны развивать их разум, воспитывать в них достойные нравственные качества и содержать в себе достойные примеры для подражания, а не губить их умственные способности, не портить того, что присуще им изначально, и не гасить искры блага в их душах.
Их увлечения должны развивать в их душах благое, а не дурное, зажигать в их сердцах светочи истины, а не лжи, и прививать им здоровые, а не дурные вкусы.
Товарищ должен вести за собой ребёнка в рай, а не в ад, направлять его к истинному, а не к ложному, и указывать ему путь к правильному, к возвышению, успеху и благочестию, а не к заблуждениям, падению, неудаче и ослушанию. Однако сколь много существует людей, влекущих своих товарищей к дурному, злому и порочному, тогда как их родители оставляют это без внимания, и как правильны слова поэта Ади бин Зайда аль-Ибади, сказавшего о товарище и друге так: