Базовые компоненты содержания воспитания

Развитие «духовной множественности» нации, воспита­ние людей по-разному талантливых и хороших во многом зависит от содержания воспитания, т. е. от того, что воспи­тание предлагает ребенку в качестве предметов познания, размышления, преобразовательной деятельности, общения, переживания, преодоления, достижения.

Требования к содержанию воспитания многоплановые: они обусловливаются потребностями детей, родителей, об­щества, государства, культуры, экологии, производства. Как упорядочить эти требования? Очевидно, речь должна идти о выделении базового компонента содержания воспитания. При этом необходимо учитывать невостребованный практикой опыт описательной систематизации содержания в программе воспитания, разработанной коллективом сотрудников быв­шего НИИ ОПВ. Представленное в нем содержание имело поэлементный характер, обусловленный его расчленением на отдельные направления или стороны воспитания, осуще­ствление которых не связывалось с .развитием личности как целостной самореализующейся системы. Реальная жизнь ре­бенка, его собственные проблемы, все то. что происходило с ним как с человеком, в рамки этих заданных извне направ­лений воспитательной работы не укладывалось. Содержание воспитания было чрезмерно заидеологизировано, перенасы­щено коллективными формами работы и не ориентировано на конечный результат — усвоение базовых основ общече­ловеческой культуры.

Мы полагаем, что определение базовых компонентов со­держания воспитания обуславливается требованиями, идущи­ми от ребенка, связанными с его развитием и становлением как личности, требованиями освоения и интернализации об­щечеловеческих ценностей культуры и требованиями, связанными с закономерностями формирования поведения, его нравственных основ (идущими от педагогики).

Педагогической науке предстоит еще обосновать эти требования, вместе с тем концептуальный подход к воспитанию как формированию культуры и нравственности позво­ляет выделить некоторые особо важные компоненты содержания современного воспитания, которые могут войти в его базовую основу:

— интернализация детьми универсальных общечеловече­ских ценностей: осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного ду­ховного опыта человечества; диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед бу­дущими поколениями; свобода, братство, равенство, человеч­ность и др. (Мировоззренческий компонент содержания вос­питания);

— овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о ,здоровье и жилье охрана природы и среды обитания; общение с родителям и друзьями; совместные экскурсии и путешествия, участие в воспитании млад­ших братьев и сестер, оказаниеим помощи и повседневного внимания и др.;

— освоение материальных и духовных ценностей обще­человеческой и национальной культуры: художественных, на­учных, технических, нравственных путем ознакомления,ихохраны, возрождения, воспроизводства в творческих видах деятельности;

— формирование опыта гражданского поведения: учас­тие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, в том числе ситуациях риска, противодействия аморальным явлениям, отстаивания прав человека и др.;

— накопление опыта проживания эмоционально-насы­щенных ситуаций гуманного поведения; организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к правам и достоинству других людей и др.;

— овладение детьми ситуациями реальной ответственно­сти, самостоятельности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности;

— самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирование поведения, овладение способами самосовер­шенствования, психокоррекции и др.

Реализация базового содержания воспитания теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования, повыше­нием роли в нем философских, человековедческих, психоло­гических, исторических, юридических, философских, культу­рологических и др. гуманитарных знаний, назначение кото­рых — ввести учащихся в мир человека, его жизненных проб­лем, помочь осознать себя как личность и индивидуальность, понять свою связь с другими людьми, обществом, природой, культурой, научить жизнетворчеству, созиданию себя как человека культуры.

Таким образом, ориентация на принцип гуманизации предполагает разработкой определение такого содержания воспитания, которое гарантирует 'развитие активно-творчес­ких возможностей человека, его интеллектуально-нравствен­ной свободы.