Гуманизация -- основа новой идеологии воспитания

История свидетельствует, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обраща­лась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания. С развитием гуманитарной куль­туры, гуманитаризацией образования, гуманизацией соци­альной среды, воспитательных отношений и самой личности связывают педагоги пути выхода воспитания из кризиса и сегодня.

«Я мыслил себе XXI век, — пишет академик Д. С. Ли­хачев, — как век развития гуманитарной культуры, культу­ры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу вы­бора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека, как чего-то высшего, ко­торой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести — вот в общих чертах то, что нам нуж­но в XXI веке. Не только русским, но особенно русским, по­тому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке.* (*0 национальном характере русских. // Вопросы философии. 1990.)

Итак, педагогический аспект проблемы возрождения че­ловека как субъекта культуры и нравственности состоит в гуманизации воспитания. Гуманизация — это очеловечива­ние воспитательных отношений, признание ценности ребенкакак личности, его прав на свободу, счастье, социальную за­щиту какчеловека, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности.

В свете принципа гуманизации важнейшими функциями .воспитания в современных условиях становятся:

— приобщение воспитателей и воспитанников к ценнос­тям гуманитарной культуры, их интериоризация, и на этой основе воспитание духовности и нравственности;

— социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, их достоинства, прав человека;

— создание условий для развития ребенка как субъек­та культуры и собственного жизнетворчества;

— оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей, жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в семье, школе, окружающем социуме.

Данные положения, по нашему мнению, могут составить идеологическую основу современной концепции воспитания. Таким образом, идеологию воспитания мы представляем в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи как определенной социальной группы нашего об­щества, нуждающейся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина, образовании и приобщении к цен­ностям общечеловеческой культуры, творческом развитии и свободном жизненном самоопределении. Такой методологи­ческий подход дает основание рассматривать воспитание как гуманитарную практику, обеспечивающую условия для раз­вития ребенка как личности и индивидуальности.

 

честв, которые понадобятся нашему воспитаннику для жиз­недеятельности и жизнетворчества в будущем. В связи с этим подчеркнем, что воспитание должно научить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина жить и рабо­тать в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми, регуляторами поведения являются мораль и право.

 

В концепции человека, развиваемой русскими филосо­фами Н. А. Бердяевым, Н. О. Лосским, П. А. Флоренским он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, ста­новится частью человечества, постигая культуру и творя ее. «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир — микрокосм, — писал Н. А. Бердяев, — в ко­тором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он представляет собою какой-то отрывок вселенной, в котором заключен этот маленький кусочек, он являет собой некоторый великий мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но, по мере расширения и просветления его соз­нания, внутренне раскрывается».* (* Бердяев Н. Смысл историк.—М.: 1990. С. 19.)

Осмысливая историческое развитие человеческих куль­тур, Н. Бердяев большое место отводит национальной инди­видуальности, утверждая, что «человек входит в человече­ство через национальную индивидуальность, как националь­ный человек, а не отвлеченный человек, как русский, фран­цуз, немец или англичанин» (Там же, с. 85). Подтвержде­нием этому является то, что «все творческое в культуре но­сит на себе печать национального гения» (Там же).

Отметим в связи с этим, что марксистская философия выдвигала в центр культуры абстрактного социального аген­та, реализующего известный алгоритм культурного бытия абстрактного общества — «новой исторической общности советских людей». Игнорирование национального характера в культуре, духа и образа жизни конкретных народов яви­лось, как показала история, источником возникновения на­циональных конфликтов, искажения национального самосоз­нания, безответственного, разрушительного отношения к цен­ностям культуры.

Деформации, произошедшие в нашем обществе в период тоталитаризма, привели к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт человека культуры. Возник и развелся человек массовый, мало отличающийся от всех других. Социологи отмечают такие его черты, как авторитаризм, сочетаемый нередко с переживанием комплекса собственной неполно­ценности, неглубокую историческую память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед бу­дущим и др. Поистине актуальной становится задача «рас­ширения и просветления его сознания», восстановления об­раза человека культуры как личности целостной, свободной, гуманной, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности, саморазвитие и нравственную саморегуляцию поведения.

Возникает вопрос — не находится ли эта цель в про­тиворечии со всестороннем гармоничным развитием личнос­ти, представление о котором всегда выполняло методологи­ческую функцию в развитии педагогического знания о целеполагании в теории воспитания? Считаем', что нет, так как всестороннее развитие следует рассматривать в конкретно-историческом аспекте с учетом общественной потребности в определенном типе личности. Оставляя за всесторонним гар­моническим развитием безусловное право на регулирование общественно-педагогического сознания в качестве цели — идеала, полагаем необходимым подчеркнуть те его приори­тетные аспекты, которые актуализировались в условиях де­мократизации и гуманизации общественных отношений.

Содержание личности современного человека культуры характеризуется освоением общечеловеческих ценностей, деятельность — креативностью, поиском творческих реше­ний, а его поведение становится все более автономным, саморегулируемым. Эти особенности и находят отражение в типе личности, который проектируется в сформулированной нами цели воспитания.

Ядром личности человека культуры являются субъект­ные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Раскроем содержание основ­ных из названных параметров.

 

Человек культуры — свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, обладающая качества­ми гражданина. Педагогические аспекты этого состоят в воспитании у учащихся таких взаимосвязанных свойств, как высокий уровень гражданского самосознания, чувство собст­венного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, способность принимать решения и нести ответствен­ность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, спо­собов своего развития и профессионального самоопределе­ния. Воспитание свободного человека требует исключения из воспитательной системы любых методов и форм давления на личность и всемерного поощрения и' развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и др., т. е. включения механизмов демократизации образова­тельно-воспитательной системы школы.

Человек культуры - гуманная личность. Гуманность — это вершина нравственности, т. к. в ней любовь к людям и всему живому сочетается с милосердием, добротой способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказы­вать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности каждой человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных качеств. Педагогические аспекты воспитания такой личнос­ти состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений.

Человек культуры — духовная личность, воспитание ко­торой предполагает развитие духовных потребностей, в т. ч, в познании, самопознании, рефлексии, красоте, общении с родными, друзьями, природой в творчестве,автономии своеговнутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала.

Образование — основа духовности. Однако, чтобы стать 'таковой, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и др. ее компоненты. Воспитание ду­ховности — это возрождение русской интеллигенции, соз­дание главной внутренней предпосылки для развития твор­ческой индивидуальности.

Человек культуры — личность творческая. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учебе, быту, организации досуга, общения и т. д. Педагогически значимые ориентиры воспитания подобной личности сконцентрированы в таких ее характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, соче­тание аналитического и интуитивного мышления, способ­ность и стремление к жизнетворчеству.

Цель образования человека культуры включает и прак­тическую подготовку его к жизни в определенном культур­ном пространстве. Выпускники современной школы готовят­ся к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой рели­гиозности, повышения роли приватной (частной) жизни. Адаптация к этим условиям требует от них практического овладения основами экономики, компьютерной грамотности, владения языками мира, навыками общения, знания религи­озных праздников, народных обычаев и т. д. В современных экологически неблагоприятных условиях актуализируется бережное отношение человека к своему физическому и пси­хическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни. Человеку культуры присущ эстетический вкус, хорошие ма­неры, умение творить повседневную жизнь по законам кра­соты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны.

Отмеченные качества личности человека культуры сос­тавляют основу (являются базой) формирования заказа на выпускника школы, которая может быть представлена мо­делью в определенной форме: