Гуманизация -- основа новой идеологии воспитания
История свидетельствует, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания. С развитием гуманитарной культуры, гуманитаризацией образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности связывают педагоги пути выхода воспитания из кризиса и сегодня.
«Я мыслил себе XXI век, — пишет академик Д. С. Лихачев, — как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека, как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести — вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке. Не только русским, но особенно русским, потому что именно это мы в значительной мере потеряли в нашем злополучном XX веке.* (*0 национальном характере русских. // Вопросы философии. 1990.)
Итак, педагогический аспект проблемы возрождения человека как субъекта культуры и нравственности состоит в гуманизации воспитания. Гуманизация — это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенкакак личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту какчеловека, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности.
В свете принципа гуманизации важнейшими функциями .воспитания в современных условиях становятся:
— приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, их интериоризация, и на этой основе воспитание духовности и нравственности;
— социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, их достоинства, прав человека;
— создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
— оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей, жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в семье, школе, окружающем социуме.
Данные положения, по нашему мнению, могут составить идеологическую основу современной концепции воспитания. Таким образом, идеологию воспитания мы представляем в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи как определенной социальной группы нашего общества, нуждающейся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина, образовании и приобщении к ценностям общечеловеческой культуры, творческом развитии и свободном жизненном самоопределении. Такой методологический подход дает основание рассматривать воспитание как гуманитарную практику, обеспечивающую условия для развития ребенка как личности и индивидуальности.
честв, которые понадобятся нашему воспитаннику для жизнедеятельности и жизнетворчества в будущем. В связи с этим подчеркнем, что воспитание должно научить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина жить и работать в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми, регуляторами поведения являются мораль и право.
В концепции человека, развиваемой русскими философами Н. А. Бердяевым, Н. О. Лосским, П. А. Флоренским он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее. «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир — микрокосм, — писал Н. А. Бердяев, — в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он представляет собою какой-то отрывок вселенной, в котором заключен этот маленький кусочек, он являет собой некоторый великий мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но, по мере расширения и просветления его сознания, внутренне раскрывается».* (* Бердяев Н. Смысл историк.—М.: 1990. С. 19.)
Осмысливая историческое развитие человеческих культур, Н. Бердяев большое место отводит национальной индивидуальности, утверждая, что «человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин» (Там же, с. 85). Подтверждением этому является то, что «все творческое в культуре носит на себе печать национального гения» (Там же).
Отметим в связи с этим, что марксистская философия выдвигала в центр культуры абстрактного социального агента, реализующего известный алгоритм культурного бытия абстрактного общества — «новой исторической общности советских людей». Игнорирование национального характера в культуре, духа и образа жизни конкретных народов явилось, как показала история, источником возникновения национальных конфликтов, искажения национального самосознания, безответственного, разрушительного отношения к ценностям культуры.
Деформации, произошедшие в нашем обществе в период тоталитаризма, привели к утрате многих традиций русской интеллигентности, гуманности, духовности, свободомыслия и других черт человека культуры. Возник и развелся человек массовый, мало отличающийся от всех других. Социологи отмечают такие его черты, как авторитаризм, сочетаемый нередко с переживанием комплекса собственной неполноценности, неглубокую историческую память, настороженное отношение к окружающим, агрессивность, страх перед будущим и др. Поистине актуальной становится задача «расширения и просветления его сознания», восстановления образа человека культуры как личности целостной, свободной, гуманной, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности, саморазвитие и нравственную саморегуляцию поведения.
Возникает вопрос — не находится ли эта цель в противоречии со всестороннем гармоничным развитием личности, представление о котором всегда выполняло методологическую функцию в развитии педагогического знания о целеполагании в теории воспитания? Считаем', что нет, так как всестороннее развитие следует рассматривать в конкретно-историческом аспекте с учетом общественной потребности в определенном типе личности. Оставляя за всесторонним гармоническим развитием безусловное право на регулирование общественно-педагогического сознания в качестве цели — идеала, полагаем необходимым подчеркнуть те его приоритетные аспекты, которые актуализировались в условиях демократизации и гуманизации общественных отношений.
Содержание личности современного человека культуры характеризуется освоением общечеловеческих ценностей, деятельность — креативностью, поиском творческих решений, а его поведение становится все более автономным, саморегулируемым. Эти особенности и находят отражение в типе личности, который проектируется в сформулированной нами цели воспитания.
Ядром личности человека культуры являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Раскроем содержание основных из названных параметров.
Человек культуры — свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, обладающая качествами гражданина. Педагогические аспекты этого состоят в воспитании у учащихся таких взаимосвязанных свойств, как высокий уровень гражданского самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетаемая с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, способность принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и профессионального самоопределения. Воспитание свободного человека требует исключения из воспитательной системы любых методов и форм давления на личность и всемерного поощрения и' развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и др., т. е. включения механизмов демократизации образовательно-воспитательной системы школы.
Человек культуры - гуманная личность. Гуманность — это вершина нравственности, т. к. в ней любовь к людям и всему живому сочетается с милосердием, добротой способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности каждой человеческой жизни, стремлением к миру, согласию, добрососедству, умением проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям, независимо от расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных качеств. Педагогические аспекты воспитания такой личности состоят в необходимости всесторонней гуманитаризации содержания образования, гуманизации его методов и всей системы воспитательных отношений.
Человек культуры — духовная личность, воспитание которой предполагает развитие духовных потребностей, в т. ч, в познании, самопознании, рефлексии, красоте, общении с родными, друзьями, природой в творчестве,автономии своеговнутреннего мира, поиске смысла жизни, счастья, идеала.
Образование — основа духовности. Однако, чтобы стать 'таковой, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и др. ее компоненты. Воспитание духовности — это возрождение русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности.
Человек культуры — личность творческая. Творчество проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности: в учебе, быту, организации досуга, общения и т. д. Педагогически значимые ориентиры воспитания подобной личности сконцентрированы в таких ее характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству.
Цель образования человека культуры включает и практическую подготовку его к жизни в определенном культурном пространстве. Выпускники современной школы готовятся к жизни в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли приватной (частной) жизни. Адаптация к этим условиям требует от них практического овладения основами экономики, компьютерной грамотности, владения языками мира, навыками общения, знания религиозных праздников, народных обычаев и т. д. В современных экологически неблагоприятных условиях актуализируется бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни. Человеку культуры присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны.
Отмеченные качества личности человека культуры составляют основу (являются базой) формирования заказа на выпускника школы, которая может быть представлена моделью в определенной форме: