IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года 5 страница
В целях продвижения инвестиционного имиджа республики, совершенствования информационного обеспечения инвестиционного процесса будет продолжена реализация политики территориального маркетинга, в том числе по повышению информативности и развитию структуры инвестиционного портала Правительства Республики Карелия.
Наряду с формированием ежегодной программы участия региона в российских и международных форумах, выставках, семинарах экономической и инвестиционной направленности с организацией презентаций инвестиционного потенциала республики и перспективных проектов развития в целях пропаганды соответствующих преимуществ региона планируется подготовка информационно-аналитических материалов для специализированных инвестиционных, экспертных и бизнес-изданий.
Ключевую роль в развитии инвестиционного процесса играет финансовое обеспечение инвестиций. Либерализация условий доступа инвесторов к долгосрочным финансовым ресурсам (включая формирование наряду с ипотечными пакетами дифференцированных программ инвестиционного кредитования по созданию как отдельных производств, так и крупных промышленных комплексов), развитие финансовых и других институтов, осуществляющих трансформацию сбережений в капитал, станут одним из приоритетных направлений взаимодействия Правительства Республики Карелия с банковским сообществом, в том числе с ГК "Внешэкономбанк", негосударственными пенсионными фондами и страховыми организациями, в том числе через привлечение финансовых ресурсов соответствующих структур в рамках деятельности Корпорации развития Республики Карелия.
Для достижения поставленных целей особую актуальность приобретают вопросы эффективного использования предлагаемых Правительством Российской Федерации возможностей для привлечения инвестиций из федерального бюджета. В этой связи планируется поднять на качественно новый, более высокий уровень работу с федеральными органами исполнительной власти по включению республиканских объектов в программные мероприятия федеральных целевых программ, государственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы, являющихся инструментами реализации приоритетных задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития. При этом приоритетной задачей ставится значительное расширение участия Республики Карелия в целевых программах производственного, научно–технического, социальных комплексов.
Органами исполнительной власти Республики Карелия будут подготовлены предложения по включению республиканских объектов в разрабатываемые государственные программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие науки и технологий", "Развитие транспортной системы", "Развитие образования", "Развитие культуры", "Развитие здраво-охранения", "Социальная поддержка граждан", "Охрана окружающей среды", государственную программу развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, федеральную целевую программу "Развитие мелиоративного комплекса России до 2020 года", а также в утвержденные федеральные целевые программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы". Кроме того, перед органами исполнительной власти Республики Карелия стоит задача по увеличению доли инвестиций в привлекаемых объемах федеральных субсидий при реализации таких федеральных целевых программ, как "Жилище" на 2011-2015 годы, "Развитие образования" на 2011-2015 годы.
В результате реализации комплекса задач инвестиционного развития планируется:
– обеспечить в 2017 году рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2,96 раза (в сопоставимых ценах) к уровню 2011 года;
– создать и модернизировать за 2012-2017 годы не менее 18,4 тысячи рабочих мест;
– повысить долю инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте в 2017 году до 46%.
Основной объем капитальных вложений в республике в 2013-2017 годах будут формировать крупные проекты развития и корпоративные инвестиционные программы со сроками полной реализации за горизонтом прогнозного периода, в том числе: модернизация целлюлозного производства на ОАО "Сегежский ЦБК" (общий объем инвестиций 36 млрд. рублей); строительство нового глубоководного морского торгового порта в г. Беломорске" (ЗАО "Беломорский порт" – 16,2 млрд. рублей); проект технико-инновационного развития производства по выпуску оборудования для АЭС (ЗАО "Петрозаводскмаш" – 8 млрд. рублей); модернизация железнодорожной инфраструктуры на территории республики (Филиал "Октябрьская железная дорога" ОАО "РЖД" – 3,6 млрд. рублей); организация производства экологически чистых, пожаробезопасных, теплоизоляционных плит на основе базальта и сэндвич-панелей с наполнителем из минераловатных плит собственного производства (ООО "Корунд" – 2,2 млрд. рублей); инвестиционные программы ОАО "Карельский окатыш" (10,7 млрд. рублей), ОАО "ФСК ЕЭС" (3,4 млрд. рублей), ОАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" (2 млрд. рублей), ОАО "Кондопога" (1,8 млрд. рублей), ОАО "ТГК-1" (1,9 млрд. рублей), ООО "Петербургтеплоэнерго" по строительству объектов теплоэнергетики на территории Северного Приладожья" (2,5 млрд. рублей).
Кроме того, значительные объемы вложений в транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру региона (порядка 6 млрд. рублей ежегодно) в прогнозном периоде обеспечат инвестиционные мероприятия, планируемые в рамках федеральных и региональных программ, а также в рамках федерального субсидирования строительства и реконструкции капитальных объектов государственной и муниципальной собственности.
Всего в 2012-2017 годах планируется реализовать более 100 крупных и средних инвестиционных проектов в основных приоритетных направлениях:
– новые технологии переработки древесины, в том числе глубокая переработка лиственной древесины;
– освоение месторождений нераспространенных видов полезных ископаемых (хрома, титана, кварца, шунгита, гранатов слюды) и их переработка;
– производство строительных материалов на основе местного сырья (теплоизоляционные плиты, отделочный камень и т.д.);
– машиностроение;
– инновационные проекты в рамках IT-парка Петрозаводского государственного университета;
– развитие гидроэнергетики, альтернативных источников энергии, использование в качестве энергетических ресурсов местных видов топлива (торф, щепа и т. д.), проекты по газоснабжению и газификации республики;
– строительство рыбоперерабатывающих мощностей, производство рыбных кормов и посадочного материала;
– развитие Беломорского биотехнологического кластера;
– производство пищевой продукции;
– развитие инфраструктуры туризма;
– переработка отходов производства и потребления;
– развитие придорожной инфраструктуры, сервиса европейского уровня;
– организация новых видов экономической деятельности;
– реализация проектов в социальной сфере (образование, здравоохранение, спорт, культура и др.).
Повышению инвестиционной привлекательности региона наряду с активной инвестиционной политикой способствует стимулирующая бюджетно-налоговая политика.
Одним из условий обеспечения устойчивых темпов экономического роста является формирование благоприятного налогового климата, стимулирование развития легального предпринимательства, способствующего созданию новых рабочих мест, росту объемов производства и, соответственно, ВРП, а также совокупной налоговой базы региона.
Для этого будет проводиться стабильная, активная и справедливая налоговая политика, направленная на поддержание сбалансированности бюджетов в Республике Карелия, обеспечение экономически оправданного уровня налоговой нагрузки, привлечение инвестиций и открытие новых современных производств, создание условий для предпринимательской активности, стимулирование бизнеса к адекватной уплате налогов.
Обеспечить стабильность и предсказуемость налоговой нагрузки предполагается путем декларирования параметров регионального налогообложения на среднесрочный период 3-5 лет в рамках среднесрочного финансового планирования.
Планируется проведение оценки налоговой нагрузки и ее изменение с учетом сопоставлений аналогичных показателей с другими субъектами Российской Федерации, проведения опросов среди предпринимателей и изучения предпочтений потенциальных инвесторов.
Основным инструментом формирования благоприятного налогового климата является установление на территории республики региональных налоговых льгот.
Планируется продолжить работу по оптимизации неинвестиционных налоговых льгот, установленных региональным законодательством, на основании ежегодной оценки их эффективности в соответствии с утвержденным порядком.
Главными приоритетами при предоставлении налоговых льгот являются поддержка инвестиций, стимулирование инновационной деятельности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках высокотехнологичной продукции. Для этого планируется расширить льготные условия налогообложения для инвесторов.
С целью развития сектора малого предпринимательства и создания налоговых стимулов для диверсификации экономики планируется дополнительное налоговое стимулирование субъектов малого бизнеса, в том числе за счет совершенствования патентной системы налогообложения.
Формирование стабильных и предсказуемых налоговых условий, поддержание в республике оптимального уровня налоговой нагрузки положительно скажутся на производственных и финансовых показателях работы организаций, что в свою очередь отразится на доходах бюджета.
Бюджетная политика, проводимая правительством республики, будет направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета. Особое внимание планируется уделять вопросам обеспечения эффективного и рационального использования бюджетных средств, а также оптимального соотношения полученного результата и произведенных затрат, систематического анализа эффективности расходов и контроля за достижением установленных целевых показателей, открытости в вопросах расходования средств и достижения результатов.
В целях дальнейшего внедрения программно-целевых методов управления бюджетными средствами предполагается совершенствование инструментов планирования бюджетных расходов, методологии формирования и исполнения программного бюджета, а также обеспечение его прямой взаимосвязи с приоритетами развития республики.
Для этого планируется утвердить перечень государственных программ Республики Карелия, разработать необходимую регулирующую нормативную и методическую базы. Государственные программы будут представлять собой систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития. Полностью перейти к программной структуре расходов бюджета Республики Карелия планируется с 2014 года. С этой целью одновременно с проектом закона "О бюджете Республики Карелия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" формируется аналитическое распределение расходов бюджета Республики Карелия по государственным программам Республики Карелия.
К 2017 году планируется довести долю расходов бюджета Республики Карелия, формируемых в рамках государственных программ, в общем объеме расходов бюджета до 70%, снизить отношение объема государственного долга Республики Карелия к объему доходов бюджета республики на 11,8 процентного пункта по сравнению с 2011 годом (49,8%).
Для обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса предусматривается внедрение единой интегрированной информационной системы управления бюджетным процессом, а также формирование отчетов об исполнении бюджетов и о достижении количественных и качественных результатов в ходе реализации государственных программ в информативной и понятной форме для неподготовленных пользователей.
В целях сбалансированности бюджета предусматриваются совершенствование института администрирования доходов, расширение налоговой базы, проведение работы с крупнейшими налогоплательщиками, развитие малого и среднего предпринимательства.
В условиях существующей в республике высокой зависимости доходов бюджета от ограниченного круга крупнейших плательщиков особое внимание будет уделяться реализации конкретных мер, направленных на диверсификацию экономического потенциала республики, развитие частной инициативы в сфере малого и среднего бизнеса.
Для оперативного анализа ситуации продолжится практика взаимодействия с крупнейшими компаниями России, чьи подразделения расположены на территории республики, для поиска решения по существенному повышению бюджетного эффекта от их деятельности, а также проведение мониторинга крупнейших организаций.
Пристальное внимание будет уделяться вопросам формирования доходов бюджета организациями, находящимися в составе холдингов и групп, входящими в вертикально интегрированные структуры.
Создание консолидированных групп налогоплательщиков сопровождается высокими рисками потерь поступлений налога на прибыль в отношении бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены высокорентабельные производства. В этих условиях в целях сохранения сбалансированности бюджета планируется проведение работы как с представителями бизнес-сообщества, так и по выработке предложений по совершенствованию налогового законодательства и межбюджетных отношений.
Значительным резервом в повышении доходов бюджета является снижение задолженности по налоговым и неналоговым доходам. Решению данной проблемы будет способствовать повышение эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления при администрировании доходов, а также проведение контрольной работы по выявлению организаций, использующих нелегальные схемы расчетов с наемным персоналом, с поставщиками и потребителями.
Учитывая, что на протяжении ряда лет значительная часть хозяйствующих субъектов ежегодно декларирует убытки от финансово-хозяйственной деятельности и соответственно не уплачивает налоги в бюджет республики, предусматривается усиление работы в данном направлении. В частности, в отношении налогоплательщиков, имеющих потенциал для увеличения платежей в бюджет, будут проводиться меры по жесткому пресечению схем, позволяющих осуществлять так называемую убыточную деятельность не только отдельным организациям, но и целым отраслям. Данную работу планируется проводить в том числе в рамках деятельности республиканской комиссии по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия.
Особое внимание будет уделено вопросу адекватности уровня оплаты труда величине поступлений налога на доходы физических лиц – основного источника доходов бюджетов. Учитывая расширение практики применения схем ухода от налогообложения, в том числе путем выплат теневой заработной платы, планируется усилить работу по разработке комплекса мер и подготовке предложений об изменении федерального законодательства, направленных на легализацию доходов, с участием всех органов власти. Будет активизирована деятельность республиканской межведомственной комиссии по вопросам оплаты труда, поступления страховых взносов и налога на доходы физических лиц, а также аналогичных комиссий в муниципальных образованиях республики; усилен контроль за финансовым состоянием предприятий и применением на них серых схем выплаты заработной платы работникам.
В области расходов бюджета правительство республики будет проводить крайне взвешенную бюджетную политику, направленную на повышение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг, совершенствование применяемых в республике новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений с учетом разрабатываемых на уровне Российской Федерации механизмов применения системы "эффективного контракта", поддержку малого предпринимательства, формирование эффективной страховой защиты государственного имущества.
Уже сегодня введен мораторий на принятие новых или увеличение существующих видов расходных обязательств при отсутствии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) сокращения бюджетных ассигнований по недостаточно эффективным направлениям расходов бюджета.
Расходы бюджета должны быть нацелены на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения.
Решение задачи модернизации экономики и снятия инфраструктурных ограничений потребуют увеличения государственных инвестиций.
Основной задачей политики расходования бюджетных средств будет постепенное смещение акцентов бюджетных расходов на направления, способствующие развитию социально-экономического потенциала Республики Карелия.
Кроме того, в первоочередном порядке планируется разработать механизмы финансового обеспечения решений федерального уровня, направленных на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны.
Учитывая, что дефицит бюджета используется в качестве рыночного механизма регулирования экономики, в предстоящем периоде бюджет Республики Карелия объективно планируется дефицитным. В этих условиях определение оптимального размера дефицита становится одной из приоритетных задач заемной политики правительства республики.
Политика по управлению государственными долговыми обязательствами в среднесрочной перспективе будет строиться, исходя из необходимости доведения объема государственного долга до оптимального и безопасного уровня и минимизации расходов на его обслуживание с учетом влияния на экономический климат и инвестиционную привлекательность республики.
В области межбюджетных отношений Республики Карелия с муниципальными образованиями на предстоящий период первоочередной задачей являются повышение результативности межбюджетного регулирования, ответственности муниципальных образований за выполнение переданных полномочий и результаты использования средств бюджета Республики Карелия, определение приоритетов в распределении ресурсов. Для этого предусматривается реализация следующих мероприятий:
– повышение эффективности использования межбюджетных трансфертов, основным критерием которой должно стать повышение качества предоставляемых муниципальных услуг;
– концентрация межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях;
– усиление акцентов при расчете субвенций для финансового обеспечения переданных отдельных государственных полномочий на муниципальный уровень не на оценку ресурсов (издержек), необходимых для предоставления услуг, а на результаты их оказания;
– создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях;
– предоставление субсидий на основании принципов, согласно которым выделение субсидий целесообразно лишь в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между муниципальными образованиями в обеспечении предоставляемых отдельных муниципальных услуг.
В результате принимаемые меры позволят исполнить все принятые расходные обязательства Республики Карелия.
Для решения поставленных задач по модернизации экономики требуется современная, конкурентоспособная, инновационно ориентированная финансовая инфраструктура.
Механизмом реализации данного направления является конструктивное взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия с представителями банковского, фондового и страхового рынков, направленное на совместную реализацию на территории Республики Карелия важных социальных и инвестиционных проектов, повышение уровня финансовой грамотности населения в сферах кредитования, страхования и эффективного управления сбережениями.
Ожидаемые итоги этой работы заключаются в росте кредитных вложений в реальный сектор экономики, активизации участия субъектов финансового рынка в инвестиционных проектах, усилении кредитной поддержки малого и среднего бизнеса, расширении потребительского кредитования, становлении цивилизованной и надежной страховой защиты имущественных интересов населения и организаций.
Реализация запланированных мероприятий в области экономической, инвестиционной и бюджетно-налоговой политики позволит достичь к 2017 году целевых ориентиров, представленных в таблице 3.
Таблица 3
Целевые ориентиры
экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года
№ п/п | Наименование показателя | 2011 год | 2017 год | 2017 год в % к 2011 году |
1. | Валовой региональный продукт, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | |||
2. | Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году | 105,5 | ||
3. | Объем средств, привлеченных в экономику за период действия Концепции (2012-2017 годы), млрд. рублей | 350,0 | ||
4. | Создание новых и модернизация рабочих мест за период действия Концепции (2012-2017 годы), тыс. рабочих мест | 18,4 | ||
5. | Объем инвестиций в основной капитал в % в сопоставимых ценах | |||
6. | Доля объема инвестиций в объеме валового регионального продукта, в % | 21,3 | +24,7 п.п. | |
7. | Внешнеторговый оборот Республики Карелия, млрд. долларов США | 2,0 | 2,2 | 112,0 |
8. | Индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в сопоставимых ценах), % | 101,1 | 112,4 | |
9. | Объем выращивания продукции товарного рыбоводства, тыс. тонн | 13,2 | 24,0 | в 1,8 раза |
10. | Число организованных туристов и экскурсантов Республики Карелия, тыс. человек | |||
11. | Доля автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия, отвечающих нормативным требованиям, % | в 1,9 раза | ||
12. | Уровень износа коммунальной инфраструктуры, % | –11 п.п. | ||
13. | Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 100 тыс. человек населения, единиц | 2 140 | 150,2 | |
14. | Оборот организаций малого и среднего предпринимательства на одного жителя республики, тыс. рублей | 114,8 | 202,1 | 176,0 |
15. | Отношение объема государственного долга Республики Карелия к объему доходов бюджета Республики Карелия, в % (без учета безвозмездных поступлений) | 61,6 | 49,8 | –11,8 п.п. |
16. | Доля расходов бюджета Республики Карелия, формируемых в рамках государственных программ, в общем объеме расходов бюджета Республики Карелия, в % | х |
4.3. Приоритеты социальной политики (повышение уровня жизни населения и развитие социальной сферы)
Улучшение качества жизни и развитие личности положено в основу и является главной целью Правительства Республики Карелия в сфере социальной политики. В среднесрочной перспективе комплекс намеченных мероприятий будет направлен на создание условий для того, чтобы каждый человек мог реализовать в республике свой трудовой, научный, духовный и интеллектуальный потенциал, а территория Карелии стала местом комфортного и безопасного проживания и деятельности человека и его семьи. Правительство Республики Карелия намерено обеспечить благоприятную среду для привлечения квалифицированных трудовых ресурсов, прежде всего молодежи, на территорию республики, что позволит сформировать и укрепить кадровый потенциал в отраслях, приоритетных для развития Карелии.
Для достижения заявленной цели социальная политика Правительства Республики Карелия будет направлена на создание условий для стабильного роста доходов населения и повышения доступности жилья как неотъемлемых элементов качества жизни, укрепление потенциала молодежи республики.
Правительство Республики Карелия будет оказывать содействие повышению заработной платы в реальном секторе экономики путем внесения предложений по совершенствованию федерального законодательства, а также заключения соглашения между Правительством Республики Карелия, ОО "Объединение профсоюзов в Республике Карелия" и Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Карелия. Предусмотрены поэтапное приближение минимальной заработной платы к величине прожиточного минимума трудоспособного населения, развитие социального партнерства в сфере труда, формирование социально ответственного бизнеса, ориентированного на развитие и социальную защищенность трудовых коллективов. Продолжится работа по легализации заработной платы работающего населения, выводу из "тени" доходов предпринимателей и работников, соблюдению трудовых прав граждан и ликвидации задолженности по заработной плате.
В бюджетной сфере предполагаются индексация фондов оплаты труда не ниже уровня инфляции и повышение оплаты труда отдельных целевых групп работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Планируется повысить среднюю заработную плату до уровня средней по Республике Карелия:
– педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования в 2012 году;
– педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений в 2013 году;
– преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работникам учреждений культуры к 2018 году.
К 2018 году средняя заработная плата врачей государственных учреждений, а также работников учреждений, имеющих высшее медицинское или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, должна превысить уровень средней заработной платы в республике в 2 раза, а среднего медицинского персонала, социальных работников – достичь среднереспубликанского уровня.
В результате принимаемых мер к 2017 году реальные доходы населения увеличатся в 1,4 раза; доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизится до 12,9%.
Для повышения доступности жилья для всех категорий граждан в республике будет продолжена реализация Региональной целевой программы стимулирования развития жилищного строительства на 2011-2015 годы, мероприятия которой направлены на:
– создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве;
– повышение доступности ипотечного жилищного кредитования для граждан республики (в том числе оказание государственной поддержки при приобретении жилья);
– обеспечение земельных участков, предназначенных под жилищное строительство, социальной, коммунальной и дорожной инфраструктурой.
К 2017 году ввод жилья в Республике Карелия увеличится в 2,4 раза и составит 434 тыс. кв. метров; общая площадь расселенных многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными, увеличится в 1,8 раза.
Правительство Республики Карелия намерено проводить взвешенную миграционную политику, направленную на сокращение оттока населения трудоспособного возраста из региона и создание условий для закрепления квалифицированных кадров, прежде всего молодежи, на территории республики в наиболее востребованных сферах деятельности (здравоохранение, образование, сельское хозяйство), обеспечение притока молодых мигрантов, в том числе за счет создания условий для их эффективной социальной адаптации. С этой целью планируется обеспечить достойное качество жизни для молодых специалистов, прежде всего в сельской местности. Принимаемые меры будут направлены на улучшение жилищных условий и обеспечение жильем молодых семей посредством предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия, развитие объектов социальной и инженерной инфраструктур в сельской местности.
Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Карелия является поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения, расположенных в муниципальных районах. В республике будут реализованы программы, направленные на материальное стимулирование молодых специалистов с высшим и средним медицинским образованием.
С целью повышения миграционной привлекательности региона в республике будет продолжена реализация Программы Республики Карелия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа дополняет систему мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения Республики Карелия.