IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года 1 страница

4.1. Приоритеты экономической политики

4.1.1. Диверсификация, технологическая модернизация и повышение конкурентоспособности базовых секторов экономики

Важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического роста является соответствие конкурентоспособности отдельных предприятий, комплексов и кластеров региональной экономики зарубежным аналогам или аналогам в других регионах Российской Федерации.

В связи с этим в качестве основной цели экономической политики в области развития базовых секторов экономики республики определено повышение конкурентоспособности в первую очередь лесопромышленного, горнопромышлен-ного, агропромышленного комплексов, предприятий машиностроения, а также ряда других секторов промышленности и туризма.

Вступление России в ВТО предъявляет жесткие требования к параметрам текущей и стратегической конкурентоспособности действующих и вновь создаваемых предприятий. Вступление в ВТО является принципиальным вызовом существованию в действующем виде многих предприятий.

Для предприятий республики необходимым условием устойчивого функционирования становится обеспечение в течение переходного периода требуемого уровня конкурентоспособности. Переходный период включает в себя 2013-2018 годы в зависимости от номенклатуры производимой продукции.

Предприятиям республики необходимо обеспечить конкурентоспособность по таким показателям, как производительность труда, материальные издержки, цена реализации товаров (работ, услуг), качество которых должно быть подтверждено международными стандартами, доступность рынков сбыта, уровень прибыльности, гарантирующий привлечение необходимых инвестиций.

Деятельность Правительства Республики Карелия будет сконцентрирована на решении следующих задач:

– содействие проведению модернизации производства, внедрению новых технологий, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности действующих предприятий;

– решение вопросов обеспечения модернизируемых и новых производств сырьем;

– совершенствование системы профессионального обучения для обеспечения потребности предприятий в необходимых кадрах.

Выполнение указанных требований и задач позволит обеспечить предусмотренные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года параметры функционирования экономики и социальной сферы.

Часть предприятий республики (в лесозаготовке, горнодобывающем секторе, частично в деревообработке, машиностроении) уже обеспечила или обеспечит необходимую технологическую модернизацию к концу переходного периода. Однако для ряда предприятий, отстающих по уровню производительности труда от аналогичных зарубежных фирм (в агропромышленном производстве, пищевой промышленности, машиностроении, целлюлозно-бумажной промышленности, деревообработке), в предстоящий период представляется, возможно, последний шанс выйти на требуемый уровень конкурентоспособности и избежать банкротства, которое может создать напряженность на рынке труда. Для выхода на необходимый уровень эффективности предприятия должны будут осуществить реализацию бизнес-планов развития технологической модернизации, разработать и согласовать предложения по использованию механизма частно-государственного партнерства, направленные на снижение затрат по реализации инвестиционных проектов в результате участия государства, в том числе в развитии необходимой инфраструктуры.

Наиболее важные проекты, направленные на повышение конкуренто-способности в промышленности, прошедшие рассмотрение и одобрение Правительством Республики Карелия, будут обеспечиваться мерами государственной поддержки через такие государственные программы Российской Федерации и Республики Карелия, как "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие судостроительной промышленности", "Развитие лесного хозяйства", "Развитие транспортной системы". Также будут поддержаны приоритетные проекты, реализуемые в рамках Региональной адресной инвестиционной программы и деятельности Дорожного фонда Республики Карелия.

Создание условий для развития крупнейших предприятий реального сектора экономики и повышения их эффективности в среднесрочной перспективе планируется за счет выполнения следующих мероприятий:

– заключение соглашений с крупнейшими предприятиями Республики Карелия о сотрудничестве и социально-экономическом партнерстве;

– оказание содействия организациям в реконструкции и модернизации промышленных предприятий в республике на основе внедрения современных высокопроизводительных, ресурсосберегающих технологий;

– осуществление мониторинга реализации промышленными предприятиями мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые предусматривают модернизацию производственных процессов, замену оборудования, а также организационные мероприятия, направленные на рациональное использование энергоресурсов.

Обеспечению устойчивой деятельности предприятий республики будет содействовать заключение Правительством Республики Карелия новых и пролонгация действующих соглашений о социально-экономическом партнерстве с крупнейшими предприятиями и организациями, в частности ОАО "Банк ВТБ", ООО "Онежский тракторный завод", ОАО "Целлюлозный завод "Питкяранта", ОАО "Кондопога", ЗАО "Соломенский лесозавод", ООО "ПК "Ягода Карелии", ООО "Фирма "Торговый дом "Ярмарка".

Правительство Республики Карелия поддержит инициативы, связанные с созданием на территории Республики Карелия особых экономических зон, центров подготовки квалифицированных кадров, необходимых для реализации новых проектов, предложений по совершенствованию механизмов государственно–частного партнерства, стимулированию инноваций, поддержке технопарков, улучшению инвестиционного климата и привлечению иностранных компаний и инвестиций, повышению эффективности функционирования региональных государственных институтов.

Особое внимание будет уделено Правительством Республики Карелия созданию на территории новых производств и обеспечению поддержки становления новых видов экономической деятельности, направленных на диверсификацию экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности региональной экономики в целом.

Для обеспечения стратегической конкурентоспособности предприятиям и органам управления республики предстоит подготовить, согласовать и утвердить в составе государственной программы Республики Карелия "Экономическое развитие и инновационная экономика" соответствующие мероприятия.

Республика Карелия обладает значительными запасами лесных и минерально-сырьевых ресурсов. На сегодняшний день государственным балансом запасов полезных ископаемых учтено 918 месторождений 31 вида твердых полезных ископаемых; расчетная лесосека составляет более 11 млн. куб. метров. Имеющаяся богатая природная сырьевая база станет основой для развития экономики республики благодаря эффективному и рациональному освоению лесных ресурсов и недр, созданию условий для привлечения инвестиций в геологическое изучение, развития горнопромышленных и деревообрабатывающих предприятий Карелии, обеспечения благоприятной среды для заинтересованного бизнеса путем открытости и равнодоступности в распределении лесных участков и участков недр.

Среднесрочной целью развития лесопромышленного комплекса республики является повышение эффективности работы предприятий данной отрасли на основе более полного освоения имеющихся лесных ресурсов, завершения модернизации деревообрабатывающих производств, вывода предприятий комплекса из кризиса и поддержки перспективных проектов их развития.

В сфере лесопромышленного комплекса правительство республики будет оказывать поддержку перспективным инвестиционным проектам, направленным на модернизацию производства:

а) в целлюлозно-бумажной промышленности к таким проектам относятся модернизация производства на ОАО "Кондопога", реконструкция и модернизация производственных мощностей ОАО "Сегежский ЦБК", модернизация основного технологического оборудования на ОАО "ЦЗ "Питкяранта";

б) в деревообработке перспективными проектами являются запуск завода по производству древесных плит OSB; реконструкция и модернизация перерабатывающих предприятий, входящих в холдинг ЗАО "Инвестлеспром"; увеличение мощностей лесопиления ЗАО "Соломенский лесозавод"; расширение деревообрабатывающего производства ООО "Сетлес"; создание деревообрабаты-вающего комплекса по производству мебельных заготовок (мебели) для компании ИКЕА; создание производства лесоматериалов, строганого погонажа и клееных изделий НПО "ФинТек" в г. Костомукше; развитие производства фанеры и шпона;

в) в лесозаготовке к приоритетным проектам следует отнести реконструкцию и модернизацию лесозаготовительных предприятий, входящих в холдинг ЗАО "Инвестлеспром", осуществляющих производственную деятельность на территории Республики Карелия; проект ООО "Костомукшская строительная компания" по организации собственной заготовки древесины с ее последующей углубленной переработкой; организацию лесозаготовок и переработку леса в условиях долгосрочной аренды лесов (проект ООО "Лес С").

Особое внимание будет уделяться ситуации на ОАО "Сегежский ЦБК" и других предприятиях, входящих в холдинг ЗАО "Инвестлеспром".

В связи с реализацией инвестиционных проектов, направленных на увеличение производственных мощностей, спрос на древесное сырье предприятиями лесопромышленного комплекса Карелии будет увеличиваться и составит 8,5 млн. куб. метров к 2017 году.

Правительство республики намерено проводить меры по обеспечению сырьем деревообрабатывающих предприятий республики, прежде всего реализующих вышеобозначенные перспективные инвестиционные проекты, за счет предоставления в аренду лесных участков.

Для рационального освоения лесных ресурсов будет проводиться политика, направленная на стимулирование увеличения предприятиями объемов собственной заготовки, а также на ужесточение требований к эффективности использования выделенных участков леса. Будет проведен аудит эффективности использования выделенных лесных участков и при необходимости произведена смена арендаторов. Ожидается, что эти меры позволят сократить к 2017 году имеющийся в настоящее время дефицит у перерабатывающих предприятий баланса древесного сырья и уменьшить ввоз древесины из соседних регионов. В то же время прирост новых мощностей по глубокой переработке древесины должен увеличить степень использования лесосечных отходов и отходов деревообработки.

В планируемый период предполагается увеличение объема переданных в аренду лесных участков и заключаемых договоров купли-продажи лесных насаждений с 6,8 млн. куб. метров в 2010 году до 8,0 млн. куб. метров в 2017-м. Плановый объем лесозаготовки к 2017 году составит до 6,5-7,0 млн. куб. метров. Имеющийся в настоящее время дефицит баланса древесного сырья в республике уменьшится, но по-прежнему будет частично покрываться за счет ввоза древесины из соседних регионов – 1,6 млн. куб. метров к 2017 году.

Прирост мощностей по глубокой переработке древесины должен обеспечить повышение степени использования лесосечных отходов и отходов деревообработки, которые составят в 2017 году 1,2 млн. куб. метров.

Правительство Карелии будет создавать условия для восстановления и роста объемов деревообработки, повышения конкурентоспособности дерево-обрабатывающих предприятий республики. Опыт ряда близрасположенных государств (в частности, Прибалтийских стран, где объемы деревообработки за последние годы выросли более чем в два раза) свидетельствует о том, что в настоящее время продукция деревообработки востребована на мировом рынке.

Продолжится работа с федеральными органами исполнительной власти по привлечению средств федерального бюджета на софинансирование процентов по кредитам для предприятий – экспортеров, а также на создание межсезонных запасов сырья; реализацию мероприятий по созданию и развитию лесной транспортной инфраструктуры, приобретению специализированной противопожарной техники и оборудования, а также привлечению субвенций на выполнение переданных субъектам Российской Федерации отдельных полномочий в области лесных отношений. Продолжится поддержка проектов, направленных на углубленную переработку древесины.

Горнопромышленный комплекс имеет хорошие перспективы развития как в уже ставших традиционными направлениях производства качественной продукции: окатышей, щебня и каменных блоков, – так и в освоении новых видов минерального сырья.

Для этого будет осуществлена работа по упрощению разрешительных процедур при строительстве горных предприятий и созданию ряда других условий, способствующих формированию благоприятного инвестиционного климата для развития горной промышленности в регионе. Будет продолжен аудит эффективности пользования недрами с последующим прекращением действия лицензий для недобросовестных и неэффективных недропользователей.

К настоящему времени используется небольшая часть ресурсного минерально-сырьевого потенциала Республики Карелия.

Перспективным направлением развития горнопромышленного комплекса республики является геологическое изучение, разведка и промышленная разработка Пудожгорского месторождения титано-магнетитовых руд, Аганозерского месторождения хромовых руд и Шалозерского месторождения хромо-медно-никелево-платинометальных руд Бураковского массива, а также создание на их базе ряда крупных промышленных производств.

Важную роль в создании инфраструктуры, необходимой для развития вклада в экономику республики минерально-сырьевого потенциала, должны сыграть имеющиеся проекты и международные связи институтов Карельского научного центра РАН и, прежде всего, Института геологии. Эти потенциал и опыт необходимо трансформировать через создаваемую инфраструктуру поддержки инвестиций в соответствующие инновационные и инвестиционные проекты развития.

Реализация инвестиционных проектов горнопромышленного комплекса позволит создать в республике к 2017 году 2,2 тысячи новых рабочих мест, построить 24 новых предприятия по производству щебня и блоков на месторождениях строительного камня в 10 районах Карелии, увеличить объемы перевозок продукции горных предприятий в период 2012-2017 годов в 1,5 раза. Объемы производства железорудных окатышей выйдут на уровень докризисного периода с дальнейшим увеличением до 12 млн. тонн окатышей в год.

В среднесрочной перспективе мероприятия по развитию обрабатывающих отраслей промышленности будут направлены на дальнейшую реконструкцию и модернизацию предприятий путем внедрения современного высокопроизводи-тельного оборудования, освоения новых видов продукции, более эффективного использования производственных мощностей.

В сфере производства машин и оборудования будет оказана поддержка для проведения модернизации на таких предприятиях, как ЗАО "Петрозаводскмаш", которое планирует выпуск оборудования для атомной промышленности России, реализацию совместного с ПетрГУ проекта "Создание ресурсосберегающего производства экологически безопасных транспортно-упаковочных комплектов для хранения и перевозки отработавшего ядерного топлива", а также ООО "Онежский тракторный завод" (планируется освоение серийного производства современного комплекса машин в составе валочно-пакетирующей машины, сучкорезно-раскряжевочной машины, лесопогрузчика).

В области металлургии перспективным является проект ЗАО "Вяртсильский метизный завод" по закрытию травильного отделения и кислотного хозяйства, в результате реализации которого будет получен экологический эффект.

В связи со снижением биржевых цен на алюминий и высоким уровнем себестоимости производства в основном из-за роста тарифов на электроэнергию значительно ухудшился финансовый результат деятельности филиала ОАО "СУАЛ" "НАЗ-СУАЛ". Для оказания содействия филиалу Правительство Республики Карелия будет осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации, руководством компании "СУАЛ" с целями перепрофилирования предприятия и сохранения рабочих мест.

В целях развития производства транспортных средств и оборудования правительство республики поддержит проекты ЗАО "Онежский судостроительный завод" (производство лоцмейстерских катеров ледового класса, строительство сухогруза проекта RSD006 и барж) и центра экранопланостроения на производственных площадях ОАО "Судостроительный завод "Авангард". Реализация данного проекта позволит к 2017 году организовать новое производство и восстановить инфраструктуру бывшего судостроительного предприятия, ранее вносившего существенный вклад в бюджет республики.

В связи с переходом с 2014 года на осуществление государственной поддержки через государственные программы предстоит разработка совместно с собственниками предприятий мероприятий по развитию судостроительной промышленности в Республике Карелия и включение их в соответствующую государственную программу.

С учетом близости к границе планируются дальнейшие использование и развитие положительного опыта работы предприятий, осуществляющих переработку иностранных товаров на таможенной территории, в сфере производства электрооборудования – ООО "АЕК", ООО "Электрокос", в сфере производства рыболовных принадлежностей – ООО "Раптек".

В области химического производства при содействии правительства республики ЗАО "Нитро Сибирь Норд Групп" предполагает строительство в г. Костомукше цеха по производству патронированных эмульсионных взрывчатых веществ.

Повышение эффективности деятельности предприятий по производству пищевых продуктов предполагается за счет обеспечения качественным сырьем, поставляемым местными сельхозтоваропроизводителями; диверсификации, быстрого реагирования на меняющиеся запросы рынка, преодоления сезонности; реконструкции производственных площадей и дальнейшего технического переоснащения производства (ОАО "Карельский мясокомбинат", ООО "Фирма "Торговый Дом "Ярмарка", ОАО "Славмо", ЗАО "Олонецкий молокозавод", ЗАО "Медвежьегорский молокозавод", ОАО "Кондопожский хлебозавод", ОАО "Петрозаводский хлебокомбинат" и др.) с целью обновления и расширения ассортимента выпускаемой продукции, улучшения ее качества.

В целях развития в республике промышленности строительных материалов, внедрения новых строительных технологий, позволяющих ускорить сроки строительства, снизить стоимость строительства жилья, оптимизировать технологические процессы, улучшить эксплуатационные характеристики, разработана и утверждена Программа развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Республике Карелия на период до 2020 года. Финансовое обеспечение мероприятий программы будет осуществляться за счет внебюджетных средств и привлеченных средств инвесторов.

В среднесрочной перспективе в результате модернизации и диверсификации экономики наряду с традиционными видами деятельности (лесопромышленный, горнопромышленный, агропромышленный комплексы) получат развитие новые виды машиностроения, химического и нефтехимического производства, фармацевтической деятельности, использования шунгита. Предполагается выпуск новых видов строительных материалов, оказание новых видов услуг, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В результате реализации мероприятий данного направления к 2017 году ожидается:

– увеличение валового регионального продукта в сопоставимых ценах к уровню 2011 года на 30%;

– обеспечение выхода на среднегодовой прирост объемов промышленного производства в сопоставимых ценах на уровень 4,5-5,5% с увеличением объема производства к уровню 2011 года на 28%.

Важным направлением в деятельности Правительства Республики Карелия является развитие эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства (далее – АПК), что повысит уровень самообеспеченности Республики Карелия сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства. Успешное решение данной задачи будет способствовать сохранению и развитию сельских территорий, повышению уровня жизни сельского населения.

Уже сегодня в АПК удалось привлечь инвесторов по реализации ряда перспективных проектов, в частности по созданию молочных комплексов в Приладожье, птицеводческого комплекса в Кондопожском муниципальном районе, по возобновлению производства продукции на Кондопожском комбинате хлебопродуктов.

Политика в данном секторе экономики будет проводиться в соответствии с разрабатываемой Государственной программой развития агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия на 2013-2020 годы.

Повышение эффективности животноводства планируется за счет:

– формирования конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции путем дальнейшего технического переоснащения, реконструкции и технологической модернизации существующих производственных мощностей, а также строительства новых современных комплексов и ферм (ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское", ОАО "Племсовхоз "Мегрега", ОАО "Видлица", ОАО "Совхоз "Толвуйский", ООО "Маяк", ОАО "Совхоз "Аграрный" и др.);

– увеличения сети племенных хозяйств, способных обеспечивать товарные хозяйства высокопродуктивными животными (ЗАО "Медвежьегорский молокозавод", ОАО "Корм");

– улучшения продуктивных качеств сельскохозяйственных животных за счет внедрения достижений в области кормления и использования высокопродуктивных племенных ресурсов;

– увеличения производства мяса за счет развития свиноводства и бройлерного птицеводства (ЗАО "Свинокомплекс "Кондопожский", ОАО "Корм");

– сохранения генофонда пушных зверей.

Эффективность растениеводства планируется повысить за счет:

– проведения работ по восстановлению плодородия деградированных и малоценных земель на площади 3,5 тыс. га;

– применения комплексной системы органических и минеральных удобрений и целенаправленного регулирования эффективного плодородия почв;

– оптимизации структуры посевных площадей, рационального использования природных кормовых угодий.

В сфере АПК правительство республики намерено проводить политику, направленную на обеспечение продовольственной безопасности региона. В связи с этим будут реализовываться меры по обеспечению гарантированного и устойчивого снабжения населения республики безопасной и качественной продовольственной продукцией местного производства посредством стимулирования и оказания государственной поддержки местным сельскохозяйственным производителям, создания условий для расширения рынков сбыта производимой продукции.

Мерами государственной поддержки АПК Республики Карелия в рассматриваемой перспективе будет являться предоставление субсидий из бюджета Республики Карелия по следующим основным позициям:

– на поддержку отрасли животноводства, в том числе племенного;

– на поддержку отрасли растениеводства (улучшение почвенного плодородия, завоз семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, приобретение средств химизации, элитное семеноводство);

– на возмещение процентных ставок по привлеченным кредитам;

– на стимулирование субъектов АПК, внедряющих инновации и современные технологии производства и приобретающих новые машины и оборудование;

– на привлечение молодых специалистов и квалифицированных кадров в сельскую местность;

– на страхование рисков в сельском хозяйстве.

В целях расширения рынков сбыта местной сельскохозяйственной продукции предусматривается:

– расширение ярмарочных форм торговли в виде сезонных ярмарок, ярмарок выходного дня;

– участие в региональных и межрегиональных выставках сельскохозяйственной и продовольственной тематики с целью формирования положительного имиджа товаропроизводителей Республики Карелия, расширения межрегиональных связей, заключения договоров поставки продукции.

В целях развития малых форм хозяйствования на селе предусматривается реализация следующих мероприятий:

– выделение грантов на создание и развитие производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств, а также на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.

– выделение субсидий на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении ими в собственность используемых земельных участков сельскохозяйственного назначения;

– выделение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), предоставляемым для осуществления деятельности малыми формами хозяйствования;

– выделение субсидий на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения, связанных с приобретением комбикормов.

К 2017 году ожидается увеличить производство сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах на 12,4% по сравнению с 2011 годом; обеспечить производство продукции сельского хозяйства сельхозтоваропроизводителями республики на душу населения: молока – до 104,2 кг, мяса всех видов в убойном весе – до 19,1 кг, картофеля – до 104,5 кг, овощей – до 28,4 кг; довести объемы производства цельномолочной продукции в республике до 51,4 тыс. тонн, удельный вес прибыльных сельскохозяйственных предприятий в их общем числе – до 85%.

В настоящее время в республике начал формироваться рыбохозяйственный комплекс путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и индустриального развития рыбоводства практически со всеми присущими элементами, куда входят рыбоводные хозяйства, выращивающие как посадочный материал, так и товарную продукцию, а также предприятия, производящие корма, перерабатывающие и реализующие готовую продукцию.

Перспективы развития рыбохозяйственного комплекса предусматривают повышение конкурентоспособности карельских производителей рыбной продукции за счет внедрения инновационных технологий на действующих предприятиях и создания новых рыбоводных хозяйств, а также предприятий, перерабатывающих и реализующих готовую продукцию, увеличение ресурсной базы рыболовства путем наращивания объемов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров отрасли. Таким образом, предполагается обеспечить полный производственный цикл, начиная от формирования племенного маточного стада, выращивания посадочного материала и заканчивая реализацией готовой рыбоводной, в том числе товарной, продукции с высокой степенью переработки.

Для повышения устойчивости предприятий отрасли намечается диверсификация производства с внедрением передовых технологий выращивания новых продуктивных объектов товарного и индустриального рыбоводства – сигов, палии, судака, осетров, угря и тиляпии. С целью ресурсосбережения и кооперации различных отраслей предусматривается создание собственных производств рыбной продукции на предприятиях малой гидроэнергетики, ТЭЦ и других производств. Для снижения экологической нагрузки на водную среду республики и развития рыбоводного потенциала предполагаются разработка и осуществление проектов активного использования открытых акваторий Белого моря, Онежского и Ладожского озер путем создания полузакрытых и закрытых систем выращивания рыбной продукции.

Дальнейшее развитие рыбохозяйственной деятельности планируется за счет:

– создания новых и модернизации существующих рыбоводных хозяйств с целью доведения объемов выращивания продукции товарного рыбоводства до 24 тыс. тонн в год (ООО "Рокфор", ООО "ФХ "Сегозерское", ООО "Ладожская форель", ООО "Рай Губа", ООО "Кала я марьяпоят" и др.), а также за счет освоения открытых акваторий Белого моря, Онежского и Ладожского озер;

– строительства цехов с замкнутой и полузамкнутой системой водоснабжения и внедрения технологий выращивания новых видов рыб (сигов, палии, судака, осетров, угря и тиляпии);

– обновления и модернизации добывающего флота, ведущего добычу (вылов) водных биоресурсов в морских и океанических районах промысла (ООО "Согласие");

– полного освоения квот на вылов водных биологических ресурсов;

– организации производств по переработке продукции товарного рыбоводства (ЗАО "Кала-Ранта", ООО "Ладожская форель");

– строительства инкубационных и выростных комплексов для молоди форели (ЗАО "Вирта", ООО "Карелпродакс");

– строительства учебно-производственного инкубационно-выростного комплекса по выращиванию посадочного материала освоенных и новых видов рыб (ФГБОУ ВПО "Петрозаводский государственный университет" (ПетрГУ);

– создания селекционно-генетического центра для производства племенного посадочного материала и проведения научно-исследовательских работ (ЗАО "Кала-Ранта");

– развития Беломорского биотехнологического кластера;

– строительства садковой линии по выращиванию атлантического лосося и модернизации водопадающей системы (Выгский рыбоводный завод ФГБУ "Карелрыбвод");

– разработки и осуществления программы сохранения здоровья выращиваемых рыб (ПетрГУ);

– проведения исследований в сфере инновационной модернизации рыбоводных предприятий, разработки технологий выращивания новых видов рыб, мониторинга экологического состояния водной среды при осуществлении хозяйственной деятельности (ПетрГУ);