Домашнее задание

Изучить назначение, область применения, а также устройство и принцип действия двигателя постоянного тока параллельного возбуждения [15-16].

Изучить особенности пуска двигателя, способы регулирования частоты вращения, при этом уяснить роль противо-ЭДС и принцип саморегулирования машины.

Уяснить энергетические процессы преобразования электрической энергии в механическую энергию вращения якоря двигателя.

Провести анализ механической и рабочих характеристик двигателя.

 

Приборы и оборудование.

 

Работа выполняется на универсальном стенде (рис. 23). В качестве нагрузки двигателя постоянного тока М1 используется трехфазный асинхронный двигатель М2, работающий в режиме динамического тормоза. Чтобы асинхронный двигатель функционировал как тормоз, его статорная обмотка питается постоянным током от мостового  
 
Рис. 23  

выпрямителя, включенного во вторичную цепь ав тотрансформатора Т. Вращая движок автотрансформатора, устанавливают ток тормоза и, тем самым, задают необходимый тормозной момент на валу двигателя. Для измерения тока тормоза используется амперметр РА1. Автотрансформатор включается в сеть переменного тока выключателем Q1.

В цепь якоря исследуемого двигателя М1 включен пусковой реостат , в цепь обмотки возбуждения - регулировочный реостат и амперметр РА3, измеряющий ток возбуждения. Двигатель включается в сеть постоянного тока выключателем Q2. Напряжение сети U измеряется вольтметром PV, а ток двигателя - амперметром РА4.

Электрическая цепь стенда представлена на рис. 23. Частота вращения двигателя измеряется тахометром, не показанном на схеме. Шкала данного прибора отградуирована в об/мин (с коэффициентом 2/3).

 

План работы

 

1. Ознакомиться с конструкцией двигателя и схемой универсального стенда, записать технические данные двигателя.

2. Собрать электрическую цепь, установив штыревую часть разъема № 11 в гнездовую часть на схеме.

3. Пустить в ход двигатель, для этого необходимо:

- установить пусковой реостат в положение «стоп»;

- регулировочный реостат в цепи возбуждения полностью вывести ( min);

- включить автомат в цепи переменного тока и пакетный выключатель в цепи постоянного тока на лабораторном щите, а также пакетный выключатель Q2 на универсальном стенде;

- пустить в ход двигатель, постепенно выводя пусковой реостат.

4. Снять характеристику холостого двигателя. Опыт производится при постоянном номинальном напряжении и отключенном выключателе переменного напряжения на универсальном стенде.

Изменяя ток возбуждения от наибольшего значения до значения, при котором частота вращения будет составлять 130% от номинальной, измерять частоту вращения электрическим тахометром (5-6 отсчетов). Полученные данные занести в табл. 10.

 

Таблица 10

№ п/п , А , мин-1 Примечания

 

5. Снять рабочие характеристики двигателя. Опыт проводится при постоянном номинальном напряжении и постоянном токе возбуждения двигателя.

Убедиться, что движок лабораторного автотрансформатора установлен на нулевом положении, включить выключатель Q1 переменного тока на универсальном стенде.

Увеличивая с помощью автотрансформатора ток в статоре асинхронной машины от 0 до 5 А, снять показания приборов (6-7 отсчетов). Полученные результаты внести в табл. 11.

Таблица 11

№     Измеренные величины Вычисленные величины
U, B IД, А Iв, А N, мин-1 IT, A IЯ, A Е, В МЭМ, Н∙м М, Н∙м Р1, Вт 0, Вт Я, Вт SDР, Вт РЯ, Вт h
                               

 

6. Снять регулировочную характеристику. Изменяя ток в статоре асинхронного двигателя от 0 до 5 А и поддерживая неизменной частоту вращения при Uн, снять показания приборов (5-5 отсчетов). Полученные результаты внести в

табл. 12.

Таблица 12

№ п/п Измеренные величины Вычисленные величины Примечание
IД, А Iв, А n, мин-1 IЯ, A
           

 

7. Вывести реостат в положение min, движок автотрансформатора установить в нулевое положение. Установить пусковой реостат в положение «стоп». Отключить пакетные выключатели на универсальном стенде и лабораторном щитке.

8. По данным таблиц 8-10 построить характеристику холостого хода , рабочие характеристики , , , , механическую и регулировочную .

9. На основании характеристик оценить свойства двигателя.