Аудитория СМИ
Аудиторию - многочисленная и качественно неоднородная группу людей, вступающих во взаимодействие со СМИ. В России аудитория традиционно рассматривается в качестве не только адресата вещания и покупателя информационного товара, но и гораздо более деятельного участника общения, к тому же через посредство не только аудиовизуальных каналов, но и письменных. Аудитория — это типичный носитель массового сознания (аморфно, разные люди и их объединяет только интерес к какой-то инфе). Успех СМИ зависит от того, как правильно они уловят их интерес. Очень важно достижение взаимопонимания с читателями и зрителями. Речь идет не только о доступности языка и содержания журналистских материалов, но и о совпадении предпочтений и ожиданий, ценностных ориентаций. Схемы, модели взаимоотношений с аудиторией получили среди специалистов название парадигм журналистского творчества. Долгое время в нашей стране была широко распространена управленческо-технократическая (авторитарная) парадигма, согласно которой аудитория выступает в качестве объекта воспитательного, формирующего воздействия. Сегодня в теории журналистики более прочные позиции занимают иные парадигмы, ориентированные на равноправное положение аудитории и журналистики, на их партнерское взаимодействие. Одна из них получила название коммуникативно-познавательной (рыночное изобилие информационной продукции и свободный выбор потребителем сообщений, мнений, каналов СМИ). Третья парадигма получила название гуманитарной. В рамках этой установки налаживается прежде всего духовно-интеллектуальное сотрудничество прессы и аудитории, основанное на взаимном уважении к позиции другой стороны. Предметом взаимодействия здесь служат реальные интересы общества и человека, опорным методом при создании текстов является убеждение, а целью — развитие сознания аудитории в процессе совместного поиска истины подлинного знания о мире.