Аудитория СМИ

Аудиторию - многочисленная и качественно неоднородная группу людей, вступаю­щих во взаимодействие со СМИ. В России аудитория традиционно рассматривается в качестве не только адресата вещания и покупателя информационного това­ра, но и гораздо более деятельного участника общения, к тому же через посредство не только аудиовизуальных каналов, но и пись­менных. Аудитория — это типичный носитель массового сознания (аморфно, разные люди и их объединяет только интерес к какой-то инфе). Успех СМИ зависит от того, как правильно они уловят их интерес. Очень важно достижение взаимопонимания с читателями и зрителями. Речь идет не только о доступности языка и содержания журналистских материалов, но и о совпадении предпочтений и ожиданий, ценностных ориентаций. Схемы, модели взаимоотношений с аудиторией получили среди специалистов название парадигм журналистского творчества. Долгое время в нашей стране была широко распространена управленческо-технократическая (авторитарная) парадигма, соглас­но которой аудитория выступает в качестве объекта воспитатель­ного, формирующего воздействия. Сегодня в теории журналистики более прочные позиции зани­мают иные парадигмы, ориентированные на равноправное положе­ние аудитории и журналистики, на их партнерское взаимодействие. Одна из них получила название коммуникативно-познавательной (рыночное изобилие ин­формационной продукции и свободный выбор потребителем сооб­щений, мнений, каналов СМИ). Третья парадигма получила название гуманитарной. В рамках этой установки налаживается прежде всего духовно-интеллектуальное сотрудничество прессы и аудитории, основанное на взаим­ном уважении к позиции другой стороны. Предметом взаимодей­ствия здесь служат реальные интересы общества и человека, опор­ным методом при создании текстов является убеждение, а целью — разви­тие сознания аудитории в процессе совместного поиска истины подлинного знания о мире.