Образовательные технологии
Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины: традиционные, контекстного обучения, личностно-ориентированные, интерактивные.
50 % интерактивных часов от объема аудиторных часов.
В рамках изучения дисциплины «Психология личности» обучение студентов проводится на лекциях, аудиторных (практических, семинарских)занятиях, а также в результате самостоятельного изучения отдельных тем.
Занятия проводятся с использованием следующих методов обучения:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский.
В рамках изучения дисциплины проводятся следующие разновидности лекций:проблемная, лекция-пресс-конференция, лекция с применением техники обратной связи, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-беседа, лекция-дискуссия.
Проводятся следующие разновидности аудиторных (практических, семинарских) занятий:
- семинары: традиционный, с использованием докладов по вопросам темы семинара, «вопрос-ответ», деловая игра, ролевая игра, круглый стол, проблемный, тематический, системный, семинар-дискуссия, работа в малых группах и т.д.;
- практические занятия: дискуссия, беседа, упражнение, мозговой штурм, анализ проблемных ситуаций, социальные проекты, психологический тренинг, работа в малых группах, соревнование, выставка, работа с наглядным пособием.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся включает следующие виды учебной деятельности:работа с учебниками и монографиями, конспектирование, упражнения, решение тестов и задач, проведение исследования, подготовка ответов на вопросы, подготовка презентации, эссе, реферата.
2.12. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами*
п/№ | Наименование последующих дисциплин | Разделы данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин | ||
Теории личности в клинической психологии | + | + | ||
Расстройства личности | + | + | ||
Психология отклоняющегося поведения | + | + |
2.13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Обучение складывается из аудиторных занятий (60 час.), включающих лекционный курс, практические занятия и семинары, и самостоятельной работы (48 час., 4 часа из которых отведены на КСР). Основное учебное время выделяется на практическую работу по освоению методов исследования индивидуальных различий.
При изучении учебной дисциплины необходимо использовать психодиагностический и экспериментальный материал и освоить практические умения использования конкретных методов исследования в дифференциальной психологии.
Практические занятия и семинары проводятся в виде учебных занятий традиционной и интерактивной форме с использованием дискуссий, деловых игр, демонстрации методического материала и использования наглядных пособий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания, разбора протоколов исследования.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий: дискуссии, деловые игры, конференции, обсуждение результатов исследования. Соотношение традиционных и интерактивных занятий в учебном процессе составляет 50% / 50%.
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к семинарам и практическим занятиям и включает конспектирование первоисточников, подготовку докладов, проведение исследований, обработку протоколов исследования, написание эссе, подготовку к коллоквиуму.
Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине «Психология личности» и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).
Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам университета и кафедры.
По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические указания для студентов и методические рекомендации для преподавателей.
Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно проводят психологические исследования, оформляют протоколы и результаты исследования и представляют аналитический исследовательский материал.
Написание реферата, подготовка доклада, обобщение результатов исследования способствуют формированию научно-исследовательских, психодиагностических навыков (умений).
Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.
Обучение студентов способствует воспитанию у них навыков общения с клиентом с учетом этико-психологических норм. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию корректного поведения, аккуратности, дисциплинированности.
Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время разборов психодиагностических протоколов, при решении типовых ситуационных задач и тестовых заданий.
В конце изучения учебной дисциплины проводится промежуточный контроль знаний с проверкой практических умений, использованием тестового контроля и решением ситуационных задач.
Вопросы по учебной дисциплине включены в итоговую государственную аттестацию выпускников.