Вопрос 5. Брачные отношения в праобщине и роде: сходство и различие.
Праобщина | Род |
1. Существовала эндогамия (брачные отношения только внутри рода) 2. Характерен промискуитет (когда труд совместный, пары есть, но они неустойчивые) 3. Производственные табу на половые отношения 4. Оргаистические праздники. | 1. Экзогамия 2. Дуально-родовая организация 3.Групповой брак. Коллектив мужчин против коллектива женщин 4.Брак дислокальный (каждый живет в своем коллективе) 5.Брак дисэкономический (экономических отношений между вступающими в брак не было) 6.Мужчины собственных детей не имели. Дети принадлежали к роду, их мемсто жительство определялось по месту жительства матери Ближайший мужчина к ребенку – дядя. 7.Аванкулат 8.Матрилинейная филиация |
Существовали две формы брачных отношений: эндогамия и экзогамия.
Эндогамия – половые связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытного строя. Эндогамной группой обычно являлось племя. В этот период (~ 2 млн. л.н.) появилась первая форма морали, связанная с запретом на зоологический индивидуализм (промискуитет). Производственные табу на половые связи внутри рода изначально вводились только на период охоты и подготовки к ней. Далее запрет брачных отношений между членами родственного коллектива стал перманентным, т.е. появилась вторая форма брачных отношений, существовавшая в эпоху первобытнообщинного строя, - экзогамия. Основной причиной появления экзогамии стала необходимость установления социального мира в коллективе, т.к. внутри рода часто происходили конфликты по поводу половых отношений. Очевидно, что при экзогамии род в отдельности вымер бы, соответственно, нужен был другой род, чтобы поддерживать детопроизводственные отношения. Так возникла дуально-родовая организация. Хотя в брачные отношения могли вступать только представители разных родов, но трудовой деятельностью каждый род занимался в отдельности. Получается, что члены брачных отношений жили каждый в своем роде, т.е. отдельно. Говорить о семье в этот период не имеет смысла, так как в браке не было совместной собственности, а половые отношения не являлись поводом для создания семьи. Следовательно, можем сказать, что брак в этот период был групповой, дислокальный и дисэкономический.
Обычаи в брачных отношениях: матрилинейная филиация(родство по материнской линии) и авункулат. Ребенок оставался с матерью, для которого самым близким мужчиной из рода был брат его матери. Дядя занимался воспитанием своих племянников\племянниц, которые имели приоритет перед детьми самого дяди во время наследования.
В ранней родовой общине впервые наблюдается разделение труда по полу и возрасту. Дети не работали, а мужчины занимались охотой, добыванием пищи, женщины же домашним хозяйством.
Далее появляется новая форма брака – парная семья (многобрачие; как многоженство(полигамия), так и многомужество (полиандрия)). Со временем, мужчина, имеющий собственность, стремился, чтобы жена была придатком его собственности и рожала детей только ему. Поэтому появляется моногамный брак. Женщина могла быть замужем только за 1 мужчиной. За несоблюдение этого правила женщину могли казнить. Мужчинам же разрешалось иметь столько жен, сколько он может содержать.