Вопрос 5. Брачные отношения в праобщине и роде: сходство и различие.

Праобщина Род
1. Существовала эндогамия (брачные отношения только внутри рода) 2. Характерен промискуитет (когда труд совместный, пары есть, но они неустойчивые) 3. Производственные табу на половые отношения 4. Оргаистические праздники.   1. Экзогамия 2. Дуально-родовая организация 3.Групповой брак. Коллектив мужчин против коллектива женщин 4.Брак дислокальный (каждый живет в своем коллективе) 5.Брак дисэкономический (экономических отношений между вступающими в брак не было) 6.Мужчины собственных детей не имели. Дети принадлежали к роду, их мемсто жительство определялось по месту жительства матери Ближайший мужчина к ребенку – дядя. 7.Аванкулат 8.Матрилинейная филиация

Существовали две формы брачных отношений: эндогамия и экзогамия.

Эндогамия – половые связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытного строя. Эндогамной группой обычно являлось племя. В этот период (~ 2 млн. л.н.) появилась первая форма морали, связанная с запретом на зоологический индивидуализм (промискуитет). Производственные табу на половые связи внутри рода изначально вводились только на период охоты и подготовки к ней. Далее запрет брачных отношений между членами родственного коллектива стал перманентным, т.е. появилась вторая форма брачных отношений, существовавшая в эпоху первобытнообщинного строя, - экзогамия. Основной причиной появления экзогамии стала необходимость установления социального мира в коллективе, т.к. внутри рода часто происходили конфликты по поводу половых отношений. Очевидно, что при экзогамии род в отдельности вымер бы, соответственно, нужен был другой род, чтобы поддерживать детопроизводственные отношения. Так возникла дуально-родовая организация. Хотя в брачные отношения могли вступать только представители разных родов, но трудовой деятельностью каждый род занимался в отдельности. Получается, что члены брачных отношений жили каждый в своем роде, т.е. отдельно. Говорить о семье в этот период не имеет смысла, так как в браке не было совместной собственности, а половые отношения не являлись поводом для создания семьи. Следовательно, можем сказать, что брак в этот период был групповой, дислокальный и дисэкономический.

Обычаи в брачных отношениях: матрилинейная филиация(родство по материнской линии) и авункулат. Ребенок оставался с матерью, для которого самым близким мужчиной из рода был брат его матери. Дядя занимался воспитанием своих племянников\племянниц, которые имели приоритет перед детьми самого дяди во время наследования.

В ранней родовой общине впервые наблюдается разделение труда по полу и возрасту. Дети не работали, а мужчины занимались охотой, добыванием пищи, женщины же домашним хозяйством.

Далее появляется новая форма брака – парная семья (многобрачие; как многоженство(полигамия), так и многомужество (полиандрия)). Со временем, мужчина, имеющий собственность, стремился, чтобы жена была придатком его собственности и рожала детей только ему. Поэтому появляется моногамный брак. Женщина могла быть замужем только за 1 мужчиной. За несоблюдение этого правила женщину могли казнить. Мужчинам же разрешалось иметь столько жен, сколько он может содержать.