Диспропорции в территориальной структуре национальной экономики Украины

Главную проблему территориальной организации производительных сил районов Украины составляет все более усиливающаяся дифференциация их регионального развития, которая проявляется в растущих расхождениях, прежде всего, в показателях общественного производства и качества жизни населения. Такая дифференциация является следствием нарушения основных территориально-хозяйственных пропорций регионального развития. Нынешнее состояние социально-экономического и экологического развития регионов является следствием долгодействующей стагнации и общего кризиса экономики. Однако, имея мощный экономический потенциал, возможности для стабилизации и оживления хозяйственной деятельности, Украина демонстрирует все более заметные положительные сдвиги в экономическом развитии. Предыдущее нерациональное и неполное использование экономического потенциала обусловлено, прежде всего, недостаточным вниманием к региональным проблемам развития экономики, к имеющимся диспропорциям в размещении производительных сил, что и является одной из причин снижения эффективности экономического развития страны.

Среди основных проблем территориальной организации производительных сил в региональном измерении следует выделить следующие:

· чрезвычайно высокая концентрация производительных сил в высокоиндустриальных районах − Донбасс и Приднепровье, частично Прикарпатье и отдельные агломерации. На 6 высокоразвитых областей Украины - Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую, Луганскую, Харьковскую и Киевскую приходится свыше 45% стоимости основных производственных фондов;

· несоответствие между природно-ресурсным и трудоресурсным потенциалом, уровнем развития хозяйственной деятельности и пространственной ее организации в границах экономических районов, областей, городских поселений. Это, прежде всего, относится к Подольскому, Полесскому, Причерноморскому районам и их областям;

· недостаточное развитие и несбалансированность составляющих транспортной системы, ее нерациональная пространственная дифференциация, которая предопределяет неполное включение отдельных регионов и больших промышленных центров в общегосударственное и международное разделение труда (центральные области Украины);

· игнорирование на практике принципа регионального хозяйствования, в основе использования которого целесообразным является создание Фонда регионального развития для реализации государственных региональных программ и др. мероприятий, в частности, развития новых форм размещения производительных сил;

· децентрализация процесса государственного регулирования экономики и сосредоточение определенной части функций, полномочий и ресурсов в регионах, хотя это требует взвешенного обоснования преимуществ;

· сложность формирования рыночной среды по причине чрезмерной зависимости от региональных властей конкретных решений по приватизации;

· несогласованность и сложность процесса нормативного и реального размежевания собственности между государственными и региональными уровнями по причине отсутствия законодательной четкой системы критериев и процедур распределения государственной собственности на уровнях государственной власти и местного самоуправления;

· отсутствие эффективного объединения отраслевого и территориального управления, нескоординированность которого привела к ограничению возможностей учета региональных и отраслевых интересов, а также их согласования;

· недостаточная эффективность региональной экономической политики, которая должна обеспечить развитие социально направленной экономики и качественный подъем на этой основе уровня жизни и благосостояния населения страны.

Контрольные вопросы:

1 Перечислите состав экономических районов по СОПСу

2 Назовите принципы и факторы экономического районирования

3 Какие выделяются типы экономических районов?

4 Дайте определение элементам территориальной структуры хозяйства Украины

5 Проанализируйте основные диспропорции в территориальной структуре национальной экономики Украины