Билет16. Государственное регулирование предпринимательства накануне и в годы Первой мировой войны.

Государственные предприятия – вне сферы рыночных отношений, цены на их продукцию назначались сверху, по принципу «затратной экономики». Царская бюрократия расширяла сферу казенного предпринимательства, т.к. частные компании могут отказаться выполнять казенные заказы и таким образом сорвут перевооружение армии и флота. Государственное воздействие с помощью казенных монополий и акцизов, которые в совокупности давали около половины государственного дохода. Сохранялась казенная питейная монополия, действовали акцизы на сахар и табак. Государственная хозяйственная деятельность для предпринимателей –источник дополнительного и/или основного дохода. Связи административной системы государства с частными интересами порождали коррупцию и приносили ущерб народному хозяйству и государству. Тесные связи между государством и промышленной буржуазией – в военно-промышленном комплексе. Путиловский завод входил в состав финансовой группы Русско-Азиатского банка. Главным орудием государственного регулирования экономики был Российский государственный банк, который жестко контролировал всю систему акционерных банков, а через нее — и все хозяйство страны. Активное сближение государства и монополий привело к появлению государственно-монополистического капитализма.

К 1914 г. государственное регулирование приобрело определенность в отраслях: сахарное производство, железнодорожное строительство, транспортное машиностроение, военное судостроение.

К 1917 г. на нужды фронта работали 86 % рабочих промышленности. Большинство гражданских предприятий стало производить военную продукцию и обслуживать нужды армии. Вступление России в военные действия: общий рост производства промышленной продукции обеспечивался за счет отраслей, работавших на оборону. В прочих отраслях производство сокращалось.