Аттика. Гражданская война в Афинах и реформы Солона. Тирания Писистрата. Новая гражданская война. Законодательство Клисфена.

Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились в одно из крупнейших и могущественных государственных образований и стали олицетворением полисной Греции, центром Эллады классического времени. Рождение полисного строя в Аттике проходило через постепенную трансформацию родовых учреждений путем внутреннего развития, роль военных завоеваний в становлении полисного строя в Аттике была минимальна. С другой стороны, процесс постепенных внутренних преобразований завершился возникновением самой развитой социально-политической формы греческого полиса, знаменитой афинской демократии с относительно сплоченным гражданским коллективом. Социальные противоречия в Афинах в конце VII в. до н. э. достигли такой остроты, что грозили вылиться в кровавые столкновения. В этих крайних условиях эвпатриды пошли на уступки и были вынуждены избрать архонтом Солона, возложив на него трудную задачу по нормализации обстановки (594 г. до н. э.).

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии. Солон, афинский политический деятель и социальный реформатор, поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.

1) Он отменил поземельную задолженность, ликвидировал долговое рабство;

2) произвел преобразование государственного строя;

3) народный суд при Солоне стал составляться из всех граждан (суд присяжных);

4) высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Однако был создан особый Совет четырехсот для предварительного обсуждения законов (Совет формировался по 100 человек от каждой филы), народ должен был только утверждать или отвергать предложенные ему проекты законов;

5) также Солон провел унификацию мер и весов, заменил эгинскую монету на эвбейскую, разрешил торговые сотоварищества.

Преобразования Солона подорвали господство родовой знати, отдали землю в руки крестьян и спасли их от кабалы. Но власть в государстве ни перешла к народу, ее захватили богатые рабовладельцы и крупные торговцы. Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

3. Тирания Писистрата. Писистрат (ок. 600 до н. э., Афины — весна 527, там же) — афинский тиран в 560—527 до н. э. (с перерывами). Принадлежал к знатному роду Писистратидов.

Замыслив совершить государственный переворот и стать тираном, он, прежде всего, стремился легально получить телохранителей. Получив их хитростью, захватил Акрополь и овладел властью в городе. Однако он был изгнан объединившимися сторонниками Мегакла и Ликурга, которые затем вновь вступили в борьбу между собой, и Мегакл предложил изгнанному Писистрату союз, скрепленный браком. С его помощью Писистрат вновь хитростью захватил власть (558 г. до н. э.). Писистрат очень быстро рассорился с Мегаклом, по догадкам современных ученых, тут могла быть замешана и борьба за власть. В результате Мегакл вновь объединился с Ликургом, и объединенными усилиями они вновь изгнали Писистрата в 555 г. На этот раз к нему был применен закон о тирании, его имущество конфисковано. Писистрат же, отправившись со своими «копьеносцами» во Фракию, захватил там серебряные рудники, тем самым получил финансовые возможности для далнейшей борьбы. Около 545 г., после 10 лет изгнания, он высадился со своими сторонниками и наемниками в Марафоне, получил массовую поддержку от крестьян, с этим войском двинулся на Афины и занял их, неожиданным нападением разогнав выступившее против него городское ополчение. Вскоре после этого, он сумел во время праздника хитростью отобрать оружие у афинян и после этого стал безусловным хозяином города; его противники из знатных родов частью бежали, частью были изгнаны, а из земли конфискованы. За время своего правления Писистрат провел ряд реформ:

1) взимал относительно умеренный налог, организовал «сельских судей», обеспечивал инвалидов, получивших увечья в войне;

2) он также раздал крестьянам земли, конфискованные у своих аристократических противников;

3) Писистрат по прежнему сохранял конституцию Солона;

4) организовал широкомасштабные работы, среди прочего дававшие пропитание беднякам;

5)запретил частным лицам чеканку монеты и ввел единую государственную монету, так называемую «сову»;

6) вел активную внешнюю политику.

4. Законодательство Клисфена. Организация полисной демократии. Клисфен — афинянин из знатного рода Алкмеонидов.

Реформы территориального деления:

Основой деления стала «деревня» — дем (первоначально около 100); несколько демов составляли триттию; всего триттий было 30. Таким образом, были разорваны старые родо-территориальные связи и предупреждено образование партий.

Реформа городского Совета:

Реформа территориального деления повлекла за собой реформу городского Совета. Новый Совет Пятисот представлял собой по 50 человек от филы, избиравшихся в демах. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица.

Другие реформы:

Давних родовых делений Аттики Клисфен не уничтожал; роды, фратрии, ионийские филы продолжали существовать и после него. Он даже увеличил число фратрий, изменив и личный состав их: кроме древних родов, в их среду вошли члены религиозных сотовариществ.

Клисфен также создал коллегию их 10 военачальников — стратегов (по 1 от каждой филы), в руки которых в последующие годы перешла от архонта-полемарха вся военная власть. Для предупреждения новых попыток захвата тиранической власти Клисфен ввёл остракизм (изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками, в широком смысле остракизм — презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества).