Зарождение основ эпидемиологии, представления о причинах возникновения и путях распространения инфекций (Дж. Фракасторо).

В эпоху Средневековья самые ужасающие бедствия казались ничтожными по сравнению с массовыми инфекционными заболеваниями, уносившими больше жизней, чем война или голод. Только в XIV веке от колоссальной эпидемии чумы скончалось около трети жителей Европы. История человечества насчитывает три пандемии бубонной чумы (от греч. bubon – «опухоль в паху»), одной из которых была «чума Юстиниана».

Помимо бубонной формы, характеризовавшейся появлением на теле темных опухолей, наблюдались другие формы этой болезни, например легочная или молниеносная, при которой отсутствовала симптоматика и смерть настигала, казалось, здорового человека. Эразм Роттердамский одним из первых отметил взаимосвязь гигиены и распространения повальных болезней. На примере англичан богослов осуждал дурные обычаи, способствовавшие переходу отдельных недугов в эпидемии. В частности, критиковались переполненные, плохо проветриваемые гостиницы, где даже днем стоял полумрак. В лондонских домах редко менялось постельное белье, домашние пили из общей чашки и целовались со всеми знакомыми при встрече на улице.

После опустошительной эпидемии XIV века ученым пришлось признать инфекционный характер чумы и начать разработку мер по предотвращению ее распространения. Первые карантины (от итал. quaranta gironi – «сорок дней») появились в портовых городах Италии в 1348 году. По распоряжению магистратов приезжих вместе с товаром задерживали на 40 дней. В 1403 году итальянцы организовали на острове Лазаря стационар, где монахи ухаживали за пациентами, заболевшими на морских судах во время вынужденного задержания. Позже подобные больницы стали называться лазаретами. К концу XV столетия в королевствах Италии действовала разумная карантинная система, позволявшая без затруднений изолировать и лечить людей, приезжавших из зараженных стран.

Идея изоляции инфекционных больных, вначале касавшаяся чумы, постепенно распространилась на другие заболевания. Начиная с XVI века монахи ордена Святого Лазаря принимали в свои больницы прокаженных. После бесславного завершения Крестовых походов в Европе появилась проказа (лепра). Страх перед неизвестным заболеванием, уродовавшим не только облик, но и психику человека, определил нетерпимое отношение к несчастным со стороны общества, светских и церковных властей. В настоящее время выяснено, что лепра не столь заразна, как ее представляли средневековые обыватели. Еще не зарегистрировано ни одного случая заражения врачей или санитарок в современных лепрозориях, хотя персонал находится в непосредственном контакте с инфицированными.

По окончании Крестовых походов проказа распространилась по Европе в невиданных масштабах. Такого количества больных не было в древности и не будет в будущем. Во времена правления Людовика VIII (1187 – 1226 годы) на территории Франции работало 2 тысячи приютов для прокаженных, а на континенте их было около 19 тысяч. С началом Ренессанса заболеваемость лепрой стала ослабевать и почти исчезла в Новое время. В 1892 году мир потрясла новая пандемия чумы, но болезнь возникла и осталась в Азии. Индия потеряла 6 млн. своих граждан, через несколько лет чума появилась.

Опустошительные эпидемии инфекционных болезней в ХУ-ХУ1 вв. продолжали

оставаться бичом (грипп, чума, проказа и т.д.) населения Европы. Поэтому естественное

преобладание в медицинской литературе описаний заразных болезней и мер борьбы с

ними.

Большую роль в выяснении природы заразных болезней и их систематизации сыграл труд падуанского профессора Джироламо Фракасторо (1478-1553) «О контагии, контагиозных болезнях и лечении». Он описал сифилис в поэме "О сифилисе, или о гальской болезни". Главной заслугой Дж.Фракасторо помимо детального описания заразных болезней (сифилиса ,сыпного тифа, туберкулеза, малярии, кори, чумы, оспы, бешенства, проказы) является систематизация путей передачи инфекции (непосредственным контактом, через окружающие предметы и на расстоянии) и предложение о специфичности возбудителей различных болезней. Дж.Фракасторо не порвал окончательно с прежними миазматическими представлениями о непосредственном

возникновении заразы в воздухе. Его учение содержало догадки о сущности передачи инфекции, способствовало дальнейшему развитию научной эпидемиологии.

Видное место после Фракасторо занимает Меркуриале (1530-1606) преподававший в Падуе. Он составил обстоятельные лекции о чуме, крупные труды о детских болезнях и физической культуре. Согласно его учению, существует три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. В 1954 г. вышел в свет русский перевод труда Дж. Фракасторо с обширными комментариями профессора П. Е. Заблудовского и его статьей, посвященной научному анализу развития учения о заразных болезнях.