Характерные черты медицины Арабских Халифатов.

Арабский халифат возникли как результат политических преобразований, имевших место после смерти пророка Мухаммеда, когда власть перешла к его преемникам – халифам. Четкие географические контуры государства определились в правление династии Омейядов (661 – 750 годы). Тогда халифат включал в себя восточные земли от Ирана до Египта, в том числе юго-запад Северной Африки. В 750 году к власти пришли другие родственники пророка – Аббасиды, правившие до 1258 года. Выжившие после переворота представители Омейядов сумели отстоять свои западные владения, основав Кордовский халифат в Испании. Одновременно династия Саманидов образовала государство в Средней Азии, избрав резиденцией Бухару.

С 12-13 вв. усиление религиозной догматики. Схоластика. К концу 15 в. основными представителями медицинской профессии становятся табибы – руководствовались предписаниями Магомета. Огромно наследие ученых арабского Востока в области естественных наук. Выдающийся вклад в развитие все отраслей математики. Египетские алхимики открыли нашатырь, арабские алхимики получили азотную и соляную кислоту, хлорную известь и спирт. Укрепление связи алхимии с медициной. Исторической заслугой арабов-врачей является сохранение и передача врачам Зап.Европы богатейшего наследия медицины др.Востока, античного и эллинистического мира. Клинические наблюдения, приемы диагностики. Каких-либо принципиально новых революционизирующих идей не было (типа Везалия, Гарвея). Видно они и не ставили таких целей. Систематизация и совершенствование. Это касается всех областей. Правильность геоцентрической системы Птоломея у арабских ученых не вызывала сомнений, хотя астрономические наблюдения у арабов были поставлены лучше. Причины: традиционность, книжность, преклонение перед авторитетом, стремление к систематизации. Не сомневались в правильности анатомо-физиологических воззрений Анатомией не занимались. Ислам строго запрещал даже прикосновение к мертвому человеческому телу.

Такая сложная сфера медицины, как лечение болезней глаз, сформировалась на Востоке. Вплоть до XVII столетия методики врачей халифата оставались неизменными и применялись в Европе почти без оспаривания. Книга «Меморандум для окулистов», написанная в XI веке багдадским целителем Али ибн Исой, отмечена влиянием Галена. Первая часть трактата отведена описанию глаза, точнее, его внутреннего строения. Во второй указывалось на глазные болезни, ощущаемые органами чувств. Кроме того, автор подробно осветил заболевания, проходящие бессимптомно.

Самым ранним из сохранившихся произведений арабских медиков является трактат «Альтерация глаза». Труд написал врач Хунайн ибн Исхак ал-Ибади (809 – 877 годы), предпочитавший специализацию по болезням глаз. Приблизительно в X веке работал еще один замечательный окулист, каирский врач Аммар ибн Али аль-Маусили. Эффективный метод удаления катаракты путем отсасывания хрусталика получил название «операция Ам-мара». Процедура производилась с помощью полой иглы, сконструированной автором метода. На основе имеющихся данных о строении глаза изготовил модель хрусталика из хрусталя, затем из стекла, получив двояковыпуклые линзы. Предложил использовать людям преклонного возраста. Идея коррекции зрения .Абул-Касим - Кордовский халифат. Прославился как хирург. Прижигание. Знал как тяжело остановить кровотечение. Потом абсцессы. Не оперировал женщин. Мусульманин не должен видеть обнаженное женское тело.

Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865 – 925 годы) Рази. преуспел в лечении оспы.Создание медицинских энциклопедий было продолжено Али ибн аль-Аббасом, персидским автором начала X века. Его труд «Царская книга» представлял собой обширный свод медицинских знаний того времени, но был написан и классифицирован намного лучше, чем энциклопедия Рази. Египетский еврей Исаак Бен Соломон Израэли (845 – 940 годы) создал книги о правильном питании, лекарственных средствах, описал клинику лихорадки и пытался установить ее природу.

Несмотря на запрет анатомирования, арабские ученые тайно вскрывали трупы и потому располагали значительными познаниями в физиологии. Хирургия долго сохраняла статус более низкий, чем лекарственная медицина, что одинаково распространялось на исламскую и христианскую части человечества.

После Павла Эгинского самым выдающимся хирургом Средневековья считался Абуль-Касым Халаф ибн Аббас аз-Захрави (936 – 1013 годы). В латинском варианте его имя звучит как Абулькасис. Одна из сохранившихся книг медика из Кордовы имеет название «Удовлетворение». Вопреки наименованию вполне серьезное содержание труда составляют статьи о достижениях хирургии, не только предшественников, но и современных автору врачей. Ученый попытался поднять престиж врачевания: его трактат является одной из самых первых иллюстрированных книг по хирургии.

В качестве дополнений Абуль-Касым предложил средство остановки кровотечения в ходе операции – прижигание ран раскаленным железом. Подробно описав способы грыжесечения и удаления камней мочевого пузыря, он не забыл глазные процедуры. Безусловно, автор «Удовлетворения» неоднократно принимал участие в военных кампаниях, поскольку в трактате много места отведено военно-полевой хирургии, в частности врачеванию переломов и вывихов.

Рассматривая вопрос о зубоврачебной помощи, Абуль-Касым описал операцию удаления зуба с применением золотой нити. Глубокое и почти безошибочное сочинение по хирургии, в отличие от трудов античных авторов, прекрасно иллюстрировано. Рисунки позволяют представить ход операции и 150 инструментов, лично изобретенных и успешно применявшихся. Среди изображенных хирургических приспособлений имеется не только примитивный пинцет, но и множество разнообразных инструментов стоматолога.

Одним из немногих заблуждений Абуль-Касыма стала гипотеза о том, что воздух является основной причиной нагноения ран. Для их лечения он, подобно Гиппократу, использовал вино, но позже первым применил спирт. При лечении переломов Абуль-Касым рекомендовал застывающие белковые повязки или гипс. Практическая деятельность и философия арабского медика стали переходным этапом от Античности к Ренессансу. В XIII – XIV веке его труды были переведены на латинский, следовательно, получили признание мировой науки. По иронии судьбы араб Абуль-Касым являлся первым медиком, описавшим гемофилию.

В отличие от Европы на мусульманском Востоке еще в Средневековье работали врачи-женщины. Их услугами пользовались во время военных походов, когда полевые больницы передвигались вместе с армией, оперативно размещаясь в крепостях или в палатках. Среди хирургов, видимо, женщин не было, но упоминалась окулист Зейнаб из племени Авд. Женские болезни успешно лечила сестра Аль-Хафида ибн Зухр, которая обучила искусству врачевания своих дочерей. Они стали единственными медиками, получившими разрешение лечить жен халифа аль-Мансура.

Арабские врачи считали основной задачей медицины лечение и предупреждение болезней. В трудах всех без исключения врачей приводится богатый арсенал средств, среди которых имеются лекарства, не встречающиеся в трудах их предшественников. Арабские врачи подвергали лекарственные средства проверке на животных, проводили клинические испытания.

Превалирование профилактической медицины органично вытекало из древних гигиенических традиций. Кроме того, исламское неприятие анатомирования не давало возможности врачам досконально изучить человеческий организм, что сильно затрудняло поиск причин заболеваний. В этих условиях оптимальным и мудрым решением являлось направление усилий на поддержание здоровья, в чем арабы немало преуспели. Основные правила гигиены и санитарного состояния жилища закреплены в Коране.