Ранневизантийские медицинские энциклопедические своды Александра Траллеского. Педиатрические идеи Орибасия и Павла Эгинского (Византия).

Энциклопедические труды византийских врачей 4-7 вв. принципиально отличались от обобщающих трудов римских энциклопедистов. Это не сборники мнений, не компиляций, а систематизированные обзоры медицинских знаний. Византийские врачи первыми осуществили ревизию античной медицины с позиций анатомо-физиологических и общепатологических представлений Галена.

Именно в ранневизантийской медицине следует искать истоки галенизма. Орибасий, составлявший по поручению Юстиниана обзор мед.знаний, первоначально включил в него лишь конспекты произв. Галена, но потом дополнил свой "Синопсис" сведениями, почерпнутыми из трудов других античных врачей. Авторитет Галена был непререкаем еще до того, как христианская церковь и ислам канонизировали его анатомо-физиологические представления. Византийская церковь восприняла Галена в обработке византийских врачей-энциклопедистов. Исказили его материалистические представления. Церковь окончательно фальсифицировала наследие Галена, изъяв идею развития, идею значения опытного знания, непосредственного наблюдения и эксперимента. Византийский врач, составивил энциклопедический труд «Врачебное собрание дополнили античных коллег. Орибасий -первое упоминание о слюнных железах, подробные сведения о женских репродуктивных половых органах. Аэций - в капит. труде "16 книг о медицине" рассматривает нервные и психические заболевания. Рациональные приемы в области акушерства, геникологии и хирургии. Но отдает дань мистике. Заклинание при удалении инородного предмета из глотки. "Кость, если ты кость, выйди как Христос повелел Лазарю выйти из гробницы". Затем, взяв больного за горло, говори "Блазий, мученик и служитель Христов сказал: или опустись, или поднимись". Важное место занимало медико-санитарное дело.

Подобно Орибасию работавшие в Византийской империи Аэций Амидийский и Александр Тралльский (VI век), Павел Эгинский (VII век) были энциклопедистами, составителями больших сочинений, в которых они собрали и систематизировали богатое наследие античной медицины. Это составляет крупную историческую заслугу византийских ученых. Многие из произведений древности, вошедшие в эти энциклопедические труды, в оригиналах погибли и до нас не дошли.

«Медик обязан открывать для пользы человечества все, что признает верным на основании опыта», – утверждал знаменитый врач Александр Тралесский (525 – 605 годы). Сын именитого целителя, брат зодчего Анфимия, построившего храм Святой Софии, он первым отважился критиковать Галена. Будучи опытным медиком, Александр считал важным не только само лечение, но и предупреждение заболеваний. Его сочинение «О внутренних болезнях и их лечении» в 12 книгах написано на основании собственных наблюдений. Переведенный на латинский, сирийский, еврейский, арабский языки, этот труд долгое время являлся образцом рационального подхода к врачеванию. В отличие от многих византийских лекарей Александр задумывался о причинах болезни, добиваясь правильного диагноза. Впрочем, подобное отношение к профессии во все времена обеспечивало специалисту успех. Медик не стал исключением: еще при жизни его прозвали Jatros, что означает «целитель».

Последние годы жизни Александр провел в Риме, где находился по просьбе Папы Григория I Великого в должности архиятра. Причиной приглашения была эпидемия чумы, свирепствовавшая в южной части Европы около 60 лет. Болезнь, получившая название «чума Юстиниана», началась в Египте, а затем перекинулась в Средиземноморье. В 542 году от чумы умерло несколько тысяч жителей Константинополя. Александр Тралесский не смог вернуться на родину. Заразившись от пациента, он умер в мучениях и был похоронен в Риме.

Византийский медик Павел Эгинский (625 – 690 годы) прослыл самым смелым хирургом своего времени. В условиях крайне негативного отношения к оперативному лечению он составил практические руководства по самым разнообразным видам хирургии: пластической, полостной, малой, военной. Кроме того, Павел выполнял ампутации, лечил вывихи и переломы; врачевал раны и женские болезни также с помощью ножа.

Из медицинских источников известно, что пациенты византийских хирургов не страдали от боли, причем проводилась как местная, так и общая анестезия. В рукописном трактате XIV века представлен рецепт «усыпляющего средства для того, чтобы оперируемый не чувствовал боли». Снадобье приготавливалось из семян белены, сока мандрагоры, опия, имбиря, шафрана. Растертые с водой, эти компоненты смачивали губкой и давали вдыхать больному. Местный наркоз производился в следующем порядке: смесь растертой «куропаточьей травы», земли, квасцов, нарезанной кожуры (неизвестного фрукта) разбавлялась водой до получения густой смеси, формовались и хорошо высушивались таблетки. При употреблении таблетки разводили водой, а затем нужное место намазывались смесью и обязательно просушивали. Врач с острова Эгина брался за самые трудные случаи, опираясь на опыт александрийских наставников. Из двух его произведений до нашего времени дошло только одно: медицинский сборник «Compendii medici libri septem» в 7 книгах. Сборник трудов по акушерству и гинекологии не сохранился. Работы Павла первыми оценили греки, отметившие оригинальность идей, чистоту языка и доступность описания сложных процедур. Самого автора и его литературное мастерство высоко ценили арабы, даже во времена войны с Византией. На западе сочинения Павла Эгинского признали только в эпоху Ренессанса. Его радикальные методики, описанные в разделе «Хирургия», преподавались в качестве классических во многих европейских университетах.