Вопросы № 14 – 16 (методика истории)

Наглядное обучение истории

1 Май 2014 | Автор: Вадим | Комментариев нет »

План

1. Функции и значение наглядного обучения истории.
2. Приемы работы с учебной картинкой на уроках истории.
3. Приемы работы с иллюстрациями в учебниках на уроках истории.
4. Условная наглядность в преподавании истории.
5. Технические средства и их применение в обучении истории.

Список литературы.

1. Функции и значение наглядного обучения истории.

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного. восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.
Принцип наглядности сформулировал и в XVII в. обосновал Я.А. Коменский: «...все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»
Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником исторических знаний выступают разнообразные наглядные средства. Они обеспечивают восприятие исторических событий через «живое созерцание». Наглядное обучение затрагивает не только сферу чувств при восприятии прошлого, но и сферу мышления и выполняет ряд функций.
Прежде всего, с помощью наглядных средств обучения у учащихся создаются достоверные, зрительные образы исторического прошлого.
Наглядные средств обучения конкретизируют исторические факты, преодолевают модернизацию прошлого в представлениях учащихся.
Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися.
Наглядные средства обучения эмоционально воздействуют на учащихся. Наглядное обучение формирует и эстетические взгляды школьников, учит их «видеть» в произведениях искусства нравственное содержание, художественные достоинства, мастерство их создателей, развивает потребность в постоянном приобщении к прекрасному.
Наглядное обучение развивает наблюдательность, воображение, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к историческому прошлому.
В обучении используются многообразные наглядные средства. Опираясь на работы советских методистов, мы выделяем три группы наглядных средств обучения: предметную, изобразительную, условно-графическую.
Предметная наглядность имеет особую познавательную ценность, предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников прошлого или его материальных следов. Она включает в себя монументальные исторические памятники (египетские пирамиды, остатки римского водопровода, храм св. Софии в Константинополе, Софийский собор в Киеве, архитектурные памятники и т. д.); памятные места исторических событий (Монмартр в Париже, Сенатская площадь в Ленинграде, Красная Пресня в Москве и др.). В неизменном виде таких памятников дошло до нас из далекого прошлого относительно немного, но и они не могут быть объектом непосредственного восприятия для подавляющего большинства учащихся. К вещественным памятникам прошлого и более близкого исторического времени относятся орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, транспортные средства, оружие и т. д. Степень их доступности для использования в учебном процессе значительно выше: они экспонируются в центральных, местных и даже в школьных музеях. В последнее время учебные занятия часто проводятся в виде экскурсий в музей (например, в археологический отдел местного краеведческого музея по теме «Наш край в древности» или в отдел современности по вопросу «Экономические и культурные достижения в нашем крае»).
Создание школьных исторических музеев имеет важное познавательное значение, играет большую роль в воспитании учащихся.
Изобразительная наглядность предполагает использование научно обоснованных реконструкций архитектурных памятников, предметов труда и быта, художественных композиций. Они воплощаются в различных макетах, моделях (в том числе и действующих), копиях, изготовленных в полном (внешнем) соответствии с оригиналом. Это документальные плоскостные наглядные средства — рисунки современников, документальные фотографии, кинофильмы и т.д. К композиционным изобразительным средствам относятся учебные картины, репродукции, художественные кинофильмы и т. д.
Изобразительные средства в наглядном обучении истории занимают главное место. Их воспитательное значение усиливается тем, что в изготовлении таких пособий могут активно участвовать школьники всех возрастов.
Условно-графическая наглядность отражает сущность исторических явлений, их взаимосвязь, динамику языком условных знаков. Это карты, схемы, графики, диаграммы.
Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций. В классификацию по внешним признакам ученые и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.

2.Приемы работы с учебной картинкой на уроках истории.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины — наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было легко воспринимать с любого места в классе, тематические коллекции картин делают достаточно большими и выполняют яркими красками.
Учебные картины подразделяются на событийные, типологические и культурно-исторические. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление Жанны д'Арк в Орлеан», Т.И. Ксенофонтова «Бой Спартака с римским отрядом».
Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы В.И. Лебедевым; среди них — «Полюдье», «В усадьбе князя вотчинника», «Вече в Новгороде». Иногда событийные картины можно отнести к типологическим, например «Сожжение Джордано Бруно». Хотя здесь рассматривается единичное событие, но оно типично для времен инквизиции католической церкви XVI в.
Учебная картина «Храмовое хозяйство в Египте» анализируется вместе с иллюстрациями учебника. Анализ позволяет определить, какие знания приобретали египтяне в ходе трудовой деятельности (знания по арифметике, геометрии, о природе страны, движении Солнца), и в дальнейшем предположить, какие научные знания должны возникнуть в Передней Азии.
Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.
На уроке картина используется с различными целями: как исходный источник знаний или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или как средство закрепления. Для раскрытия какого-либо процесса демонстрируется сразу несколько картин, например, чтобы показать изменения стилей архитектурных памятников в разные периоды истории. Как правило, изложению содержания новой для учеников картины отводится основное время на уроке.
Какова же последовательность работы по картине на уроке? Методист В.Г. Карцов предложил следующие действия:
1) учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней;
2) дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что появившегося перед ними изображения;
3) начиная рассказ, указывает место и время действия;
4) дав общее описание обстановки, фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном;
5) выявляет детали и частности;
6) в заключение делает общий вывод, указывает существенные признаки явления.
Возможен также чисто искусствоведческий анализ произведения художника. На уроках анализируются картины В.И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком»); И.Е. Репина («Иван Грозный и сын его Иван», «М.П. Мусоргский») по специально разработанным памяткам. Одну из таких памяток предлагает Н.И. Запорожец:
1. Имя автора и время создания произведения.
2. Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что изображено (передний план, центр, задний план, обстановка, в которой изображены люди, — интерьер помещения, пейзаж).
3. Средства выражения: объемность, пропорциональность, перспективность, цвет.
4. Какие чувства и идеи вложил художник в свое творение?
Возможно такое задание учащимся: рассказать, какие исторические легенды и реальные события лежат в основе картин, созданных русскими художниками XIX в.
Для анализа предлагаются картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»; Н.И. Ге «Царь Петр и царевич Алексей»; В.В. Верещагина «Не замай, дай подойти!»; И.Е. Репина «Письмо запорожцев турецкому султану».
Разбирая то или иное произведение художника, учеников в воспитательных целях следует знакомить с биографическими данными автора картины. Демонстрация портретов живописцев сопровождается описанием исторических личностей. В описание могут быть включены воспоминания людей, знавших изображенного на портрете, касающиеся его документы, письма, мемуары, отрывки из художественной литературы.
Методисты И.В. Гиттис, В. Н. Вернадский, А.А. Вагин описывают различные приемы работы по картине. Учитель показывает картину, а учащиеся называют все, что на ней изображено; по заданию учителя дают описание отдельных элементов и картины в целом; придумывают за действующих лиц слова и инсценируют отдельные сюжеты картины; пытаются представить, что было раньше того момента, который изображен на картине, или позже.
Учебные картины можно применять в целях закрепления и обобщения знаний учащихся. Так, ученикам предлагается разместить в хронологической последовательности картины «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Речь "Минина в Нижнем Новгороде» или объяснить последовательность расположения картин «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «Казаки».
По картинам возможно проведение итогового повторения, например, по теме «Борьба с монголо-татарскими захватчиками». Ученикам предлагаются картины: 1. Оборона города Владимира от монголо-татар. 2. Утро на Куликовом поле. 3. Иван III топчет ханскую басму. Вопросы и задания учащимся: 1. В чем была сила монгольского войска? 2. Как сражались русские? (Картина 1.) Почему они были все-таки побеждены? 3. Какова идея картины? 4. Можно ли по картине 2, показывающей войско перед битвой, определить, кто победит? 5. Что дало возможность Ивану III так ответить ханским послам? (Картина 3.) 6. По этим трем картинам покажите развитие трех основных этапов борьбы русского народа с монголо-татарскими захватчиками.
Для отработки умений можно привлекать на урок несколько картин, но не более двух-трех. Обилие иллюстративного материала, особенно впервые используемого, ослабит интенсивность восприятия детей, а многочисленные образы перепутаются в их сознании и осложнят восприятие нового.

3. Приемы работы с иллюстрациями в учебниках на уроках истории.
Средством наглядности, всегда находящимся под рукой у ученика, являются иллюстрации в учебнике. Они органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ исторических фактов. Рассматривая учебник как источник знаний, учащимся необходимо учитывать информацию, которую содержат иллюстрации. Определяя приемы деятельности учащихся с учебником на уроке и дома, надо продумать их и применительно к иллюстрациям.
Основная работа с иллюстрациями ведется на уроке. В учебнике для средних классов иллюстрации даны к каждому параграфу и работать с ними удобнее, чем с учебными картинами. По рисунку в учебнике ученику легче разобраться во всех деталях. Можно, не выбиваясь из общего ритма работы класса, задержаться на несколько мгновений на деталях, привлекших особое внимание.
Иллюстрации учебника истории многообразны. Это и схематические изображения орудий труда, рисунки оружия и предметов быта, и изображения архитектурных памятников, репродукции произведений искусства, сюжетные и бытовые композиции, портреты, карикатуры, документальные фотоснимки.
Учащихся надо приучать видеть в иллюстрациях не «развлекательную картинку», а важный, научно достоверный источник знаний. Ни одна иллюстрация, относящаяся к теме урока, не должна остаться без внимания.
К одним учитель обращается в ходе изложения как к наглядным иллюстрациям своего рассказа, другие он анализирует вместе с учащимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления, третьи привлекает для того, чтобы сформировать у учащихся точные и четкие представления об историческом факте (изображение орудий труда, вооружения и т. д.). Сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические периоды, позволяет проследить их в развитии (например, сравнение английских жилых построек XIII и XVI вв. позволяет увидеть изменения за этот период в жизни феодалов и богатых горожан).
Некоторые иллюстрации имеют только краткую подпись («Лютер сжигает папскую грамоту об отлучении от церкви. Гравюра XVI в.», «Взятие Бастилии 14 июля 1789 г.»). Другие - развернутые комментарии. Развернутые подписи и задания к иллюстрациям содержатся главным образом в учебниках для средних классов и служат ориентиром при самостоятельной работе учащихся на уроке и дома.
Важным аспектом использования иллюстраций учебника является создание определенного эмоционального настроя. Необходимо четко продумать, какие из иллюстраций к данному параграфу будут рассмотрены в классе, а какие учащиеся будут анализировать, выполняя домашнее задание. Разъясняя домашнее задание, необходимо дать указания и к работе с иллюстрациями, включить в него вопросы, ответы на которые могут быть получены главным образом из иллюстраций. Примеры таких заданий содержатся в учебниках.

4.Условная наглядность в преподавании истории.
К условно-графическая наглядности относятся схемы, графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки. Они используются для формирования локальных представлений, выявления сущности и связи исторических событий, их динамики.
Схематический рисунок передает наиболее существенные черты предмета, способствует формированию понятий. В «самой природе педагогического рисунка, — отмечал А.А. Вагин, — в его эскизном, конструктивном характере, заложена тенденция к обобщению, движение от предметной наглядности к понятию, от образа к идее».
Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей, военных сражений, типичных сцен хозяйственной деятельности. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд.
Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией. Рассказывая о монументальных памятниках Древнего Египта, учитель сначала показывает, фотографию пирамиды, а затем рисует мелом схему разреза пирамиды, на которой видны внешний контур, внутренняя кладка плит, устройство погребальной камеры, ход к ней.
В сочетании с рисунком могут применяться аппликации. В переводе с латинского «аппликация» означает «приложение», «присоединение». Аппликации — это вырезанные по контуру из бумаги или картона и раскрашенные изображения типичных для изучаемой эпохи предметов или представителей различных общественных групп: силуэтные, в светлых тонах, рисунки людей, орудий труда и оружия, животных, зданий; символы более широкого содержания по сравнению с тем, что непосредственно изображено. Так, несколько стеблей папируса около воды символизируют глубоководный Нил, фигурка воина — многочисленное войско. Такие изображения-символы помогают создать более четкие представления об изучаемых событиях и явлениях.
Аппликации появляются на доске и сменяют друг друга в процессе изложения, помогая раскрыть существенные стороны фактов и последовательность развития событий. Появление каждой новой аппликации концентрирует внимание учащихся на конкретном действии, создает зрительный образ. Они могут следить за ходом военных сражений, понять последовательность земледельческих работ, особенности мануфактурного и промышленного производства. Эффект усиливается, если учитель прикрепляет аппликации к металлической доске, превращая их фактически в динамичные модели.
Так, рассказывая о сражении на Чудском озере, о Куликовской битве, Грюнвальде и Полтаве, учитель на «доске сражений» размещает сделанные из фанеры и снабженные магнитом фигурки, цветные прямоугольники и другие условные знаки. По ходу рассказа о битве учитель передвигает знаки, показывая динамику сражения.
Аппликации чаще всего применяются при обучении младших школьников. Размещаются они в определенной последовательности, возможно также совмещение аппликаций с рисунками.
На уроках в старших классах чаще используют схематические изображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки, квадраты, кружки. Это элементы условно-графической наглядности.
Сюда относятся таблицы, диаграммы, графики, логические схемы. Схемы представляют собой чертеж, отражающий существенные признаки, связи и отношения исторических явлений. Они используются для наглядного сравнения изучаемых явлений, показа тенденции их развития, а также для обобщения и систематизации исторических знаний. Схемы позволяют дать наглядное изображение обобщенных представлений, помогающих ученикам усвоить существенные признаки исторических понятий. Объясняя материал, учитель последовательно записывает на доске содержание звеньев и обозначает связи между ними. Постепенность воссоздания схем облегчает их понимание. При помощи схемы учитель показывает цепь своих рассуждений, например об арабских завоеваниях.
Наряду с логическими схемами на уроках применяются диаграммы. Если на диаграммах представлены однородные данные одновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются, устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития.
Работа с диаграммами формирует у учащихся умение видеть за статистическим материалом развитие общественных явлений, определять внутренние связи между ними. Диаграммы используются и для сравнения или сопоставления изучаемых явлений, процессов, ограниченных во времени. Диаграммы дают возможность лаконично выразить сложные процессы. В школьных учебниках по истории содержатся диаграммы различных типов: сегментные, круглые, столбиковые, фигурные; по основному признаку они разделяются на статичные и динамичные, отражающие динамику однородных, данных и разнородных явлений.
Опыт свидетельствует, что учащиеся слабо разбираются в данных статистики, не всегда понимают язык цифр, не связывают цифровой материал с социально-экономическими процессами, не могут установить тенденцию развития. Часто они привлекают цифровые данные только для иллюстрации отдельных положений.
В учебном процессе можно выделить приемы работы с диаграммами и графиками в зависимости от цели урока и вида диаграммы. Диаграммы, характеризующие явления экономического развития, содержат однородные данные одновременного действия. Задания для учащихся будут направлены на анализ и группировку данных, их сопоставление, установление последствий данного процесса.
При использовании диаграмм, содержащих разнородные сведения в динамике развития, задания направлены на сопоставление данных, прослеживание динамики и установление тенденции развития:

5. Технические средства и их применение в обучении истории.

К ним относятся статичные наглядные пособия: экранные (кинофильмы или кинофрагменты, учебные видеокассеты, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы), зрительно-звуковые (аудиозаписи, компакт-диски, аудио или компьютерные). Промышленный выпуск технических средств позволяет накапливать и хранить их в видеотеках и применять в сочетании с учебниками и учебными пособиями.
Диафильмы и диапозитивы самое распространенное и доступное для учителя средство экранной наглядности. По охвату исторических событий, разнообразию сюжетов, богатству изобразительного материала они превосходят всю совокупность других средств обучения.
Последовательность демонстрации диапозитивов определяет сам учитель. В диафильме логика демонстрации кадров подчас заложена не только в изобразительном материале, но и в подписях к каждому кадру.
С опорой на кадры диапозитивов и диафильмов учитель может вести рассказ, объяснение, анализировать их в беседе с классом (в этих случаях диафильмы демонстрируются с закрытыми субтитрами).
В последнее время все больше появляется диафильмов, содержащих вопросы и задания и предоставляющих учащимся самостоятельно анализировать, объяснять новые для них изображения. К ним прежде всего относятся диафильмы для повторительно-обобщающих уроков.
Все шире в практику школы входит кодоскоп. Он предназначен для проецирования на экран или классную доску текстов, схематических рисунков, чертежей, диаграмм и т. д., нанесенных на прозрачную пленку.
Несколько транспарантов, поэтапно воссоздающие рисунок, схему, диаграмму и т. д. путем последовательного наложения друг на друга, делают изображение динамичнее, позволяют показывать изменение, развитие исторических явлений. Демонстрация с помощью кодоскопа не требует затемнения. Поэтому можно одновременно работать с другими средствами наглядности, вести записи в тетрадях. Работая с кодоскопом, учитель обращен лицом к классу и не теряет контакта с учащимися.
Кинофильму и телепередаче в обучении истории присущ ряд общих черт. Они динамичны. В них в единстве преподносится образ и слово. Они позволяют в короткое время передать обширную информацию, «приносят» на урок документальный материал, с которым нельзя познакомиться учащимся на уроке с помощью иных источников. Только с кино- или телеэкрана непосредственно на уроке школьники могут оказаться в центре драматических событий далекого прошлого, услышать живые голоса (в исполнении актеров) их свидетелей и участников. Это достигается включением в учебные фильмы, телепередачи фрагментов из художественных фильмов, театральных постановок или специально поставленных драматических сцен. Телепередачи по сравнению с фильмом обладают более высокой актуальностью.
Прежде всего от учителя требуется знание содержания фильма и передачи. Без этого он не сможет органически включить их в систему своей работы. Как минимум необходимо четко представлять, насколько фильм или телепередача соответствуют учебной программе, как их содержание соотносится с материалом учебника, насколько удачно, доступно и полно они доносят учебный материал. Включение кинофрагмента, телевставки в урок требует точной «стыковки» с предшествующей работой на уроке, привлечения их содержания в последующем ходе занятия. Учителю нужно четко представлять, какую функцию в процессе познания будет выполнять кинофрагмент или телевставка (полностью раскрывать один из вопросов урока, иллюстрировать изложение материала или дополнять его новыми, важными для усвоения темы сведениями, ставить проблему, создавать проблемную ситуацию, которая должна быть решена учащимися в ходе последующего изучения нового материала).
Исходя из задач урока, содержания учебного фильма или телепередачи, с учетом сведений, которые школьники получат из учебника, а также имеющихся у них знаний и умений, разрабатываются задания, мобилизующие учащихся на работу в ходе кино-или телеурока. Прежде всего их надо подготовить к приему информации с экрана: объяснить, какие сведения они должны почерпнуть (не раскрывая содержания), почему на данном уроке избран именно этот источник информации, в чем его достоинства, сформулировать задание, которое выполняется во время просмотра фильма (телепередачи) или в последующей работе.
В ходе просмотра учебного фильма или телепередачи учитель отдельными репликами привлекает внимание школьников к наиболее важным кадрам, кратко поясняет незнакомые термины, фиксирует на доске географические названия, имена исторических деятелей, цифровые данные, которые школьники должны запомнить, наблюдает, все ли ученики внимательно следят за событиями на экране и выполняют предложенное задание. После просмотра фильма или телепередачи учитель отвечает на вопросы учащихся, делает необходимые пояснения, проверяет результаты их самостоятельной работы, дает задание для дальнейшей работы по содержанию просмотренного учебного фильма (телепередачи).
После урока учитель сам для себя проводит его разбор, чтобы зафиксировать удачные моменты, подумать о преодолении недостатков при проведении кино- или телепередачи (обычно одна и та же телепередача, особенно если она не касается истории нашей страны и других государств в новейшее время, с относительно небольшими изменениями демонстрируется на будущий год),
Источниками знаний, сильного эмоционального, нравственного воздействия выступают радиопередачи, записи, сделанные на грампластинках, на магнитной пленке.
Приемы использования звуковых пособий имеют много общего с использованием динамичных экранных пособий. Прослушивание грамзаписей, магнитных записей на уроках нередко сочетается с показом учебных и художественных исторических картин, портретов.
Большими возможностями по имитированию исторической реальности обладает компьютер и компьютерные программы, воспроизводящие наиболее существенные черты исторических эпох, социокультурных комплексов. Формируя яркие и объемные представления о прошлом, они создают иллюзию присутствия, когда ученик путешествует с каким-либо героем программы в географическом пространстве и во времени. Двигаясь по различным смысловым, ассоциативным линиям, он следит за развитием событий, вмешиваясь в их ход и решая проблемы. Ему предоставляется возможность встретиться с историческими личностями, познакомиться с хозяйством, бытом, нравами народов древнейших цивилизаций.
Компьютер предоставляет огромные возможности для моделирования исторических процессов, а также для работы с базой данных — огромным количеством информации, хранящейся в пригодном для автоматической обработки виде. Ученику легко вести поиск, систематизацию и обработку исторических сведений. В процессе работы легко запоминаются события, а также историко-географические названия, имена, даты.
Так, изучая историю России XIX в., ученики могут работать со статистическими данными по проблеме пореформенного развития России. Учебная база данных по аграрной истории основана на материалах первой пореформенной земельной переписи 1877 г. и содержит сведения о сословной принадлежности владельцев, размерах земельных владений, формах собственности в каждой из |49 губерний Европейской части России.

Список литературы
1.Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1968.
2. Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М., 1971.
3. Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1986.
4. Никифоров Д. Н. Наглядность в преподавании истории. - М., 1964.
5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.